И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ. Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

Комментарий к статье 453

1. Нормы, регулирующие вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, впервые были включены в УПК в 2001 г. Ранее эти вопросы регулировались только с помощью международных договоров и соглашений. Включение в УПК норм, составляющих содержание его части пятой, обусловлено необходимостью упорядочения правового регулирования международного сотрудничества в решении проблем, связанных с борьбой с преступностью, а также отражает значимость такого сотрудничества в современных условиях глобализации и интернационализации преступности, требующих тесного взаимодействия правоохранительных органов разных стран в целях обеспечения внутригосударственного и международного правопорядка. Международное сотрудничество в уголовных вопросах в соответствии с международными обязательствами и национальным законодательством является ключевым элементом усилий государств по предупреждению преступности, а также по преследованию и наказанию за совершение преступлений, особенно в транснациональной форме (п. 16 Сальвадорской декларации о комплексных стратегиях для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире 2010 г.).

2. Частью пятой УПК наиболее подробно регулируются следующие основные виды международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства: 1) оказание правовой помощи по уголовным делам; 2) выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора; 3) передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. Раздел XVIII УПК содержит также основы правового регулирования передачи судопроизводства по уголовным делам и осуществления уголовного преследования. Иные виды международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере, такие как защита участников уголовного судопроизводства, конфискация доходов от преступлений и возврат из-за рубежа имущества, полученного преступным путем, регулируются специальными международными договорами, соглашениями, а также на основе принципа взаимности.

3. Глава 53 УПК содержит ряд важнейших положений, лежащих в основе сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства, определяющих правовую основу такого сотрудничества, его принципы и порядок оказания правовой помощи по уголовным делам.

Указанная глава включает также ст. ст. 457 и 458, определяющие основы правового регулирования передачи судопроизводства по уголовным делам и осуществления уголовного преследования.

4. Сотрудничество государств в сфере уголовного судопроизводства основывается на общих принципах международного сотрудничества, закрепленных в Уставе ООН 1945 г. и Декларации 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, включая принципы невмешательства во внутренние дела, суверенного равенства государств, мирного разрешения споров и добросовестного выполнения принятых на себя обязательств. К общепризнанным принципам международного права также относится принцип всеобщего уважения прав человека (п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"). Кроме того, в сфере международной правовой помощи применяются общепризнанные нормы международного права, включая признание действительными уголовно-процессуальных решений, вынесенных иностранным судом, принцип равенства юридической силы доказательств, полученных компетентными органами и должностными лицами России и иностранного государства. Также применяются неписаные (обычные) нормы международного права, в том числе правила международной вежливости, используемые при составлении запросов о международной помощи.

5. Положения ч. 1 комментируемой статьи отражают принятое в международном праве понимание правовой помощи по уголовным делам: это основанное на международном договоре, международном соглашении или принципе взаимности взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам производства процессуальных действий.

6. Международная правовая помощь по уголовным делам осуществляется в случаях, когда обвиняемый или подозреваемый по уголовному делу, возбужденному на территории одного государства, скрывается на территории другого государства, либо когда обвиняемые, свидетели или иные участники уголовного судопроизводства, а также предметы, относящиеся к уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому на территории одного государства, находятся на территории другого государства. В таких случаях в целях эффективного расследования преступлений государства обращаются друг к другу за помощью в осуществлении процессуальных действий, необходимых для сбора доказательств по делу, включая получение свидетельских показаний или передачу вещественных доказательств, материалов или документов.

7. Просьба об оказании правовой помощи по уголовным делам оформляется в виде запроса (поручения) о производстве конкретных процессуальных действий, адресованного компетентным органам иностранного государства. Порядок направления запросов о правовой помощи по уголовным делам регулируется международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности.

8. О понятии международного договора РФ, порядке и об условиях ратификации договоров см. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

9. Международные договоры РФ об оказании правовой помощи по уголовным делам, подлежащие обязательной ратификации, устанавливают основание и порядок оказания правовой помощи, ее объем и виды, содержание и форму поручения об оказании правовой помощи, субъектов данной деятельности, процедуру оформления, направления, получения и исполнения запросов об оказании правовой помощи.

10. В зависимости от числа участников международные договоры РФ об оказании правовой помощи по уголовным делам подразделяются на двусторонние и многосторонние соглашения. Последние, в свою очередь, могут быть классифицированы по уровню принятия соглашения на универсальные и региональные договоры.

Содержание двусторонних и многосторонних договоров о правовой помощи по уголовным делам составляют взаимные обязательства договаривающихся государств выполнить по запросу запрашивающего государства определенные процессуальные действия, в частности: составить и переслать документы; провести осмотры, обыски, изъятия; передать вещественные доказательства; провести экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов; разыскать лиц, осуществить уголовное преследование, признать и исполнить приговоры в части гражданского иска; вручить документы.

Россия является участником большинства универсальных договоров в правоохранительной сфере, заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений, посвященных борьбе с отдельными видами преступлений, в которых содержатся обязательства государств о сотрудничестве в вопросах оказания взаимной правовой помощи в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, охватываемыми данными конвенциями. К числу важнейших конвенций относятся Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенция ООН против коррупции 2003 г., а также некоторые другие международные соглашения.

Среди многосторонних региональных соглашений по вопросу о взаимной правовой помощи по уголовным делам наиболее значимы для России Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с Дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг. и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Внутригосударственные процедуры по ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (для России в силу не вступила) продолжаются. Особенности оказания правовой помощи в борьбе с терроризмом государствами - участниками Шанхайской организации сотрудничества регулируются Конвенцией против терроризма 2009 г.

11. Двусторонние договоры о правовой помощи заключаются государствами в развитие положений многосторонних договоров либо в отсутствие таких договоров - в целях регулирования вопросов, представляющих взаимный интерес. В двусторонних договорах могут быть уточнены и дополнены основания для отказа в предоставлении помощи, предусмотрены дополнительные виды правовой помощи, определены органы, управомоченные оказывать такую помощь, и т.д. Особое значение такие договоры имеют для регулирования международного сотрудничества государств, не являющихся участниками совместных региональных соглашений. Например, это Договор между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2009 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2009 г.

Двусторонние международные договоры о правовой помощи по уголовным делам разрабатываются с учетом принятых ООН типовых документов, включая Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия и Факультативный протокол о взаимной помощи в области уголовного правосудия, касающийся доходов от преступлений, которые не имеют обязательного характера, но используются в качестве основы для регулирования международных отношений в отсутствие заключенных между странами договоров, а также служат ориентиром при осуществлении национальной законодательной политики, 1990 г.

В настоящее время Россией заключены специальные двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам более чем с 70 государствами.

Международные договоры РФ могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).

12. В связи с многочисленностью международных договоров РФ в сфере уголовного судопроизводства необходимо учитывать иерархию международных актов и внутригосударственного права во избежание возможной коллизии между ними. Закрепленное в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ положение о ее высшей юридической силе означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и иными нормативными правовыми актами, включая международные договоры.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и законодательством РФ о международных договорах, если ратифицированным, опубликованным и вступившим в силу международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора. Нератифицированные межправительственные и межведомственные международные договоры и соглашения подобным приоритетом не обладают: они имеют преимущество перед подзаконными нормативными актами - соответственно правительственными и ведомственными - и не должны противоречить федеральным законам, в том числе УК и УПК (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5).

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора (абз. 3 п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").

Судами непосредственно могут применяться вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации, в Бюллетене международных договоров, размещены на официальном интернет-портале правовой информации (URL: http://www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном ст. 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (абз. 3 п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5).

Если государство является одновременно участником многостороннего и двустороннего договоров, то положения многостороннего договора имеют преимущество перед положениями двустороннего договора в случае их расхождения. В соответствии со ст. 26 Европейской конвенции о правовой помощи 1959 г. положения данной Конвенции в отношении стран, к которым она применятся, имеют преимущество перед положениями любых двусторонних соглашений, регулирующих взаимную правовую помощь и выдачу.

В то же время положения специальных двусторонних договоров о правовой помощи имеют приоритет перед многосторонними конвенциями о борьбе с отдельными видами преступлений, которые применяются только в том случае, когда государства соглашаются применять вместо положений двусторонних договоров о правовой помощи нормы перечисленных выше международных Конвенций. Типичная для таких случаев формулировка содержится в п. 7 ст. 18 Конвенции против транснациональной организованной преступности.

13. Нормы международных договоров применяются в их толковании международными судами, включая Международный суд ООН, ЕСПЧ. Важное значение имеют также решения международных квазисудебных органов, к которым относятся Комитет по правам человека ООН, Комитет против пыток ООН и другие подобные органы, действующие на основании ратифицированных нашей страной международных договоров, уполномоченные рассматривать жалобы на нарушения конвенционных норм.

14. Соглашение как один из источников правового регулирования правоотношений в сфере уголовного судопроизводства представляет собой дополнительный вид международных актов, принимаемых в целях развития положений международных договоров в границах полномочий компетентных органов, установленных договором (например, Соглашение между генеральными прокурорами государств - участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам 2000 г.).

Специальными соглашениями регулируется сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства компетентных органов нашей страны со специализированными международными организациями, включая Международную организацию уголовной полиции (Интерпол), в которую наша страна вступила в 1990 г., а также Европейскую полицейскую организацию (Европол), отношения с которой строятся на основе заключенного в 2003 г. Соглашения о сотрудничестве.

15. В отсутствие международных договоров и соглашений международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства может осуществляться на основе принципа взаимности, согласно которому государства предоставляют друг другу на своей территории равные права и несут аналогичные обязанности. Правовая помощь по уголовным делам на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о правовой помощи, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет оказана правовая помощь.

Принцип взаимности подтверждается письменными обязательствами уполномоченного органа оказать от имени страны правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. Этот же принцип применяется при решении вопросов выдачи лица или передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

16. Наряду с международными договорами сотрудничество государств в сфере уголовного судопроизводства регулируется внутригосударственными правовыми документами, которые включают Конституцию РФ, УК, УПК, а также отдельные федеральные законы, в том числе регулирующие вопросы гражданства, правового статуса иностранцев, защиты прав и интересов российских граждан за пределами страны и другие вопросы. Указанные акты регулируют принципы и процедуру реализации положений международно-правовых актов, определяют компетентные органы, ответственные за осуществление этих положений, а также их обязанности.

17. Комментируемая статья подвергалась изменениям четырежды (в 2003, 2004, 2007 и 2010 гг.), что было связано с упразднением одного органа, компетентного направлять запросы о правовой помощи, - Федеральной службы налоговой полиции РФ и с созданием новых - Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Следственного комитета РФ (сначала при прокуратуре РФ, а затем как самостоятельного органа). Существенным изменением стала формулировка о возможности направления запросов о производстве процессуальных действий, перечисленных в п. 3 ч. 3 ст. 453 УПК: "по уголовным делам, находящимся в их производстве" взамен бывшей "в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора".

Во всех остальных случаях проведения дознания и предварительного следствия сотрудничество по вопросам оказания правовой помощи осуществляется через Генеральную прокуратуру РФ.

В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам Российской Федерации, под которыми понимаются суды и органы прокуратуры.

Верховный Суд РФ и Генеральная прокуратура РФ по просьбе учреждения, от которого исходит поручение о правовой помощи, решают вопрос о возможности применения при исполнении поручения процессуального законодательства запрашивающего иностранного государства, если оно не противоречит законодательству РФ.

18. Часть 4 комментируемой статьи в отношении стран - участниц СНГ применяется с учетом ст. 17 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, согласно которой запросы направляются в страны СНГ на государственном языке запрашиваемой стороны или русском языке. В случае исполнения документов на государственном языке запрашивающей стороны к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык.

Запросы о правовой помощи, направляемые в Российскую Федерацию государствами - участниками Европейской конвенции о правовой помощи, и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводами на русский язык.

Статья 454. Содержание и форма запроса

Комментарий к статье 454

1. Под запросом о правовой помощи по уголовным делам понимается оформленный согласно международному договору РФ и комментируемой статье документ, направляемый в соответствующий орган или должностному лицу иностранного государства с просьбой осуществить определенные процессуальные действия по уголовному делу.

2. В статьях гл. 54 УПК и международных договорах РФ об оказании правовой помощи по уголовным делам наряду со словом "запрос" употребляются термины "поручение" и "просьба" (Европейская конвенция о правовой помощи 1959 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.). В сфере международного сотрудничества по уголовным делам указанные понятия имеют одинаковое смысловое значение и употребляются как тождественные.

3. Запрос подписывает должностное лицо, его составившее, а также должностное лицо федерального органа государственной власти, через который в соответствии с его компетенцией, определенной ч. 2 ст. 453 УПК и международным договором РФ, направляется запрос. Запрос заверяется гербовой печатью федерального органа государственной власти, через который он направлен.

4. Данные о физических лицах, в отношении которых направляется ходатайство, включают: их имена и фамилии, дату и место их рождения, гражданство, род занятий, в том числе должность и место работы, место жительства или место пребывания.

5. Данные о юридических лицах включают: их наименование в точном соответствии с зарегистрированными в установленном порядке уставными документами на русском и английском языках, юридический адрес и фактическое место нахождения, если оно не совпадает с юридическим адресом. Такие же данные указываются в отношении индивидуального предпринимателя.

6. В запросе должны содержаться описание совершенного преступления и всех действий, подлежащих исполнению запрашиваемым государством, последовательность их проведения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения. Так, в поручении о допросе необходимо сформулировать вопросы, которые следует задать допрашиваемому лицу.

В запросе могут быть, кроме того, указаны способы исполнения поручения, включая, например, просьбу об осуществлении процессуального действия и его документального оформления в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством государства, направившего запрос (так называемого запрашивающего государства), с описанием порядка, согласно которому должны быть выполнены и зафиксированы эти действия государством, которому адресован запрос (запрашиваемым государством).

7. Некоторые международные договоры РФ предусматривают дополнительные требования к содержанию запроса, например о включении в запрос сведений о сроках исполнения поручения, о заявлениях потерпевших по делам частного обвинения, других сведений, необходимых для исполнения поручения, обязанность вместе с запросом направить текст положения закона запрашивающей стороны, на основании которого деяние признается преступлением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу.

8. В случае если между Россией и запрашиваемым государством заключен двусторонний договор, в запрос включаются и все другие предусмотренные им дополнительные требования. Например, Договор между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам, ратифицированный Россией 16 октября 2010 г., предусматривает включение в запрос указания цели и характера запрашиваемой помощи; информации о расходах и денежных выплатах, на которые будет иметь право лицо, вызываемое в компетентный орган запрашивающей стороны; других положений.

9. К поручению прилагается заверенная выписка из законодательного акта, необходимого для выполнения поручения, в том числе из уголовного закона, с изложением тех статей, по которым квалифицируется расследуемое преступление.

При необходимости выполнения поручения о производстве следственного действия (выемки, обыски, наложения ареста на имущество или почтово-телеграфную корреспонденцию, освидетельствования и т.д.) прилагаются копии постановлений о производстве этих следственных действий, заверенные подписями и гербовой печатью. Наряду с перечисленными документами вместе с поручением следует направлять копии постановлений о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, а также о привлечении лица в качестве обвиняемого.

10. Нарушение требований, предъявляемых к оформлению запроса, влечет его неисполнение.

Статья 455. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства

Комментарий к статье 455

1. Доказательства, полученные в результате следственных действий, проведенных по правилам иностранного государства, на территории которого они были осуществлены, приобщаются к уголовному делу и имеют равную юридическую силу с доказательствами, полученными по правилам УПК. Проверка и оценка этих доказательств осуществляются по правилам УПК.

2. Если международным договором РФ оговорены специальные правила проведения следственных действий, доказательства, полученные в результате их проведения, признаются допустимыми при условии соблюдения данных правил.

В частности, участники Европейской конвенции о правовой помощи 1959 г. в соответствии с ее ч. 2 ст. 3 должны учитывать правило, согласно которому "если запрашивающая Сторона желает, чтобы свидетели и эксперты дали показания под присягой, то она специально об этом просит, а запрашиваемая Сторона выполняет эту просьбу, если только законодательство ее государства не запрещает этого".

3. В силу Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. каждый лист протокола следственного действия, произведенного в соответствии с международным поручением, должен быть заверен гербовой печатью. В противном случае такой протокол теряет юридическую силу.

4. По смыслу комментируемой статьи доказательства, полученные на территории иностранного государства, обладают юридической силой лишь в случае, если они получены в соответствии с международными договорами РФ о правах человека. Таким образом, если в процессе производства по уголовному делу выяснится, что эти доказательства были получены с нарушениями условий справедливого судебного разбирательства, предусмотренных ст. 6 ЕКПЧ (лицо не было своевременно и на понятном ему языке уведомлено о предъявленном ему обвинении или не имело достаточного времени и возможностей для подготовки своей защиты, либо возможности защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника, допрашивать показывающих против него свидетелей и т.д.), то такое доказательство должно быть признано недопустимым.

5. Для того чтобы доказательства, полученные в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, могли использоваться в российском уголовном судопроизводстве, нужны определенные действия, направленные на их процессуальную адаптацию: перевод протоколов следственных действий и документов на русский или иной язык, на котором ведется судебное разбирательство; осмотр предметов и документов, обладающих признаками вещественных доказательств, и приобщение их к делу особым постановлением (определением).

Статья 456. Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации

Комментарий к статье 456

1. Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории РФ, могут быть вызваны для производства процессуальных действий на территории РФ повестками или на основании судебных решений, которые передаются им для этих целей соответствующими органами Российской Федерации, указанными в ч. 3 ст. 453 УПК. По буквальному смыслу данной статьи согласие указанных лиц требуется в любом случае, независимо от их гражданства (в том числе российского) и места постоянного проживания.

2. Согласно международным договорам запрос о вызове указанных в данной статье лиц должен быть сделан с таким расчетом, чтобы повестка была передана за определенное время до наступления даты явки в судебные органы запрашивающей стороны. В противном случае в исполнении запроса о вызове может быть отказано. Согласно ст. 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. повестка для вызова обвиняемого, находящегося на территории запрашиваемого государства, должна быть передана ее компетентным органам за 50 дней до установленной даты явки.

3. Вручение повестки или постановления суда может быть произведено путем простой передачи этих документов адресату. Если запрашивающее государство специально об этом просит, то вручение производится запрашиваемым государством в порядке, установленном его законодательством для аналогичных документов, или в особом порядке, совместимом с таким законодательством.

4. Факт вручения подтверждается распиской, датированной и подписанной адресатом, или заявлением запрашиваемого государства о том, что вручение состоялось, с указанием формы и даты вручения. Соответствующий документ незамедлительно направляется запрашивающему государству. Запрашиваемая сторона по просьбе запрашивающей стороны подтверждает, что вручение произведено в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны. При невозможности вручения причины незамедлительно сообщаются запрашивающей стороне.

5. Участники уголовного процесса, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, не ответившие на повестку или решение суда об их участии в производстве процессуальных действий, не могут быть подвергнуты приводу либо другим мерам принуждения, если только впоследствии они добровольно не окажутся на территории запрашивающей стороны и вновь не будут там должным образом вызваны повесткой (ст. 8 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам).

6. Лицу, которое согласилось прибыть по вызову, обеспечивается личный иммунитет от уголовного, а также любого другого преследования за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицом Государственной границы РФ. Это международно-правовая норма.

Запрос о вызове свидетеля или эксперта, проживающего на территории иностранного государства, должен содержать гарантии неприкосновенности вызываемого лица в виде обязательства запрашивающего государства о том, что его не привлекут к уголовной ответственности, не арестуют и не подвергнут наказанию за деяния, совершенные до пересечения границы, а также в связи с его свидетельскими показаниями или заключением в качестве эксперта по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства. Запрос о вызове такого лица не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае его неявки.

Указанный в ч. 4 комментируемый статьи срок, по истечении которого прекращается свидетельский иммунитет, соответствует нормам международных договоров о правовой помощи (ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, ст. 9 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.)

7. Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю должны быть возмещены расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, а также неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы. В запросе о вызове указанных лиц должно быть указано, какие выплаты они вправе получить. По их ходатайству учреждение юстиции запрашивающего государства выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.

8. При необходимости допросить в качестве свидетеля или потерпевшего лицо, содержащееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы на территории другого государства, а также провести иное следственное действие с его участием, это лицо, независимо от его гражданства, по просьбе заинтересованной стороны может быть по решению генерального прокурора (прокурора) запрашиваемого государства передано на время производства указанных следственных действий. На данное лицо распространяются гарантии личного иммунитета от уголовного преследования, предусмотренные нормами международного договора.

При этом должны быть соблюдены два условия: 1) указанное лицо продолжают содержать под стражей, 2) оно подлежит возвращению в установленный срок.

9. Передача на время лица не производится:

если не получено его согласие на такую передачу;

в случае необходимости его присутствия на предварительном следствии или судебном разбирательстве на территории запрашиваемого государства;

если такая передача может повлечь нарушение установленных сроков содержания этого лица под стражей или отбывания им наказания в виде лишения свободы.

10. Запрос о вызове такого лица должен дополнительно содержать указание на время, в течение которого требуется присутствие лица в запрашивающем государстве (ст. 7 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи

Комментарий к статье 457

1. В результате изменений, внесенных в комментируемую статью в 2003, 2004, 2007 и 2010 гг., число компетентных органов России, уполномоченных исполнять запросы о правовой помощи, расширено, а перечень должностных лиц дополнен руководителем следственного органа.

2. Прежде чем приступить к исполнению запроса о правовой помощи, следует удостовериться в отсутствии препятствий для этого. В правовой помощи по уголовным делам может быть отказано по основаниям, указанным в международном договоре (ст. 2 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. (с учетом положений дополнительных протоколов к ней), ст. 19 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.). Дополнительные основания для отказа могут предусматриваться оговорками, сделанными странами при ратификации многосторонних международных договоров (ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней").

Так, в отношении государств - участников Европейской конвенции запросы не подлежат исполнению, если:

просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим преступлением или преступлением, связанным с политическим преступлением (п. "a" ст. 2 Конвенции). В силу ст. 1 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1978 г. совершение финансовых преступлений, указанных в тексте Конвенции, таким основанием быть не может;

запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам ее страны (п. "b" ст. 2 Конвенции);

лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом, либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или о прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи (п. "а" оговорки 1 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ);

преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством РФ (п. "б" оговорки 1 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ).

О понятии "политические преступления" см. заявление 2 Федерального закона от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ.

3. Многосторонние международные договоры о правовой помощи по уголовным делам не требуют обязательного соблюдения принципа двойной криминальности (т.е. наказуемости по закону как запрашиваемого, так и запрашивающего государства), оставляя этот вопрос на усмотрение государства-участника при подписании или ратификации договора. Главное условие исполнения поручения о правовой помощи - наказание за преступление, в связи с расследованием которого направлен запрос, должно быть предусмотрено законом запрашивающей стороны (ст. 1 Европейской конвенции).

Если двусторонним международным договором установлено правило двойной криминальности, то запрос государства - участника этого договора может быть исполнен только при соблюдении данного условия, если иное не предусмотрено самим договором. Так, согласно ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г. "правовая помощь оказывается в соответствии с положениями настоящего Договора, если деяние, в связи с которым поступил запрос, является преступлением по законодательству обеих Сторон. Запрашиваемая Сторона может по своему усмотрению оказать правовую помощь также в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является преступлением по ее законодательству".

Российская Федерация вправе не исполнять запросы иностранных государств - участников Европейской конвенции о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством РФ правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу (оговорка 2 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ).

Исполнение поручений о проведении обыска или наложении ареста на имущество Российской Федерацией осуществляется только в следующих случаях: преступление, с которым связано поручение, наказуемо как по закону запрашивающего государства, так и по закону запрашиваемого государства; преступление, с которым связано поручение, является в запрашиваемой стране преступлением, в связи с которым предусматривается выдача; исполнение поручения не противоречит законодательству запрашиваемого государства (ст. 5 Европейской конвенции, оговорка 3 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ).

4. По общему правилу запрос исполняется в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны, т.е. в соответствии с нормами УПК. В случаях, предусмотренных международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, при исполнении запроса могут быть применены процессуальные нормы иностранного государства, при условии что это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации. Это значит, что экстерриториальное (выходящее за пределы государственной территории) применение уголовно-процессуального закона иностранного государства не должно приводить к нарушению прав участников судебного разбирательства, предусмотренных международными договорами, включая ЕКПЧ в толковании ЕСПЧ. Например, запрос о передаче на время лица, содержащегося под стражей, для осуществления следственных действий с его участием не должен исполняться, если имеется реальная угроза жестокого и бесчеловечного обращения с передаваемым лицом.

5. В необходимых случаях при производстве следственных действий возможно присутствие органов запрашивающей стороны, осуществляющих производство по уголовному делу. В связи с этим по просьбе запрашивающего учреждения ему своевременно должно сообщаться о времени и месте исполнения запроса (ст. 4 Европейской конвенции, п. 3 ст. 8 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

Данное положение конкретизировано в некоторых двусторонних международных договорах. Так, согласно ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1998 г. запрашиваемое государство в соответствии с требованиями своего законодательства допускает при исполнении запроса присутствие указанных в нем должностных лиц и может разрешать им представлять вопросы, которые задаются допрашиваемому лицу. При этом лицам, присутствующим при исполнении запроса, разрешается осуществлять дословную запись в ходе процессуальных действий и применять технические средства, если такие действия не запрещены законодательством запрашиваемой стороны при осуществлении конкретных следственных действий.

6. Полученные в результате выполнения международных следственных поручений материалы приобщаются к уголовному делу в качестве доказательств, о чем следователь, орган дознания, прокурор или судья (суд) выносит постановление (определение).

7. В случае отказа в правовой помощи о причинах отказа незамедлительно уведомляется запрашивающее государство.

Компетентные органы России, уполномоченные исполнять запросы о правовой помощи, вправе издавать подзаконные нормативные акты, регулирующие внутриведомственный порядок их исполнения (см., например, указание Генеральной прокуратуры РФ от 12 марта 2009 г. N 68/35 "О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств").

Статья 458. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования

Комментарий к статье 458

1. В ст. ст. 458, 459 УПК содержатся основы правового регулирования важных видов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, к которым относятся передача иностранному государству судопроизводства по уголовным делам и осуществление по поручению иностранного государства уголовного преследования против собственных граждан.

2. Комментируемая статья предусматривает возможность направления материалов уголовного дела из России в иностранное государство для продолжения уголовного преследования иностранного гражданина, совершившего преступление на территории РФ и убывшего на территорию государства своего гражданства или территорию другого государства, если его выдача невозможна. Уголовное преследование возбуждается только в отношении конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

3. Передача судопроизводства по уголовным делам представляет собой уступку полномочий по привлечению к уголовной ответственности другому государству. При данном виде сотрудничества государство, компетентное осуществлять преследование за преступление, временно отказывается от судопроизводства по делу и передает свои полномочия другому государству, которое может реализовать их только на основании просьбы об осуществлении производства по делу.

4. Правовую основу передачи судопроизводства по уголовным делам и осуществления уголовного преследования составляют многосторонние и двусторонние международные договоры, включающие в том числе Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. и Европейскую конвенцию о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г.

Согласно Европейской конвенции о выдаче, если запрашиваемая сторона не выдает своего гражданина, она по просьбе запрашивающей стороны передает дело своим компетентным органам для осуществления судопроизводства, если оно будет необходимым. Для этой цели запрашиваемому государству передаются документы, информация и вещественные доказательства, касающиеся преступления (п. 2 ст. 6).

Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам подробно регулирует процессуальный порядок направления материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования, включая условия направления просьбы о проведении разбирательства дела в другом государстве, процедуру передачи данной просьбы и сопроводительных документов, необходимых для осуществления положений Конвенции, а также основания отказа в принятии такой просьбы и последствия ее принятия.

Также 14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/118 Генеральной Ассамблеи ООН был принят Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства, который представляет собой рамочный документ, предназначенный для использования в качестве модельного образца при заключении двусторонних и многосторонних соглашений в данной сфере с учетом специфических потребностей договаривающихся государств.

Кроме того, специальные положения о передаче уголовного судопроизводства содержатся в ряде международных конвенций, посвященных борьбе с отдельными видами преступлений, включая Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., Конвенцию против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенцию ООН против коррупции 2003 г.

Государства - участники СНГ осуществляют уголовное преследование на основании ст. ст. 72 - 75 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., в соответствии с которой "каждая Договаривающаяся Сторона обязуется по поручению другой Договаривающейся Стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны преступление".

Большинство двусторонних договоров о правовой помощи также содержат положения о том, что каждая договаривающаяся сторона обязуется по запросу другой договаривающейся стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, а также иных постоянно проживающих на ее территории лиц, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающей договаривающейся стороны (см., например, п. 1 ст. 58 Договора между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1998 г.).

5. Поручение об осуществлении уголовного преследования, направляемое в государства - члены СНГ, составляется в соответствии с положениями ст. 73 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и должно содержать:

наименование запрашивающего учреждения;

описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении преследования;

возможно более точное указание времени и места совершения деяния;

текст положения закона запрашивающей договаривающейся стороны, на основании которого деяние признается преступлением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу;

фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности;

заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда;

указание размера ущерба, причиненного преступлением.

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении Российской Федерации материалы уголовного преследования, а также доказательства.

6. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью органа государственной власти, через который направляется уголовное дело.

Статья 459. Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации

Комментарий к статье 459

1. Комментируемая статья регулирует порядок осуществления правоохранительными органами Российской Федерации уголовного преследования против граждан РФ, совершивших преступления за рубежом и вернувшихся на родину.

2. По получении поручения зарубежного государства об осуществлении уголовного преследования органы предварительного следствия Российской Федерации обязаны возбуждать уголовные дела в отношении граждан РФ, подозреваемых в совершении преступления в другом государстве, и проводить по ним расследования в соответствии с законодательством РФ. Если в ходе следствия будут установлены обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, последнее подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным УПК.

3. При поступлении возбужденного уголовного дела, подлежащего принятию к производству, по нему проводится предварительное следствие по правилам УПК. При этом выполняется обязательная проверка обоснованности поступившего требования и возбуждения уголовного дела.

4. Решая вопрос о процессуальном значении материалов, переданных иностранным государством, следует учитывать положения ст. 26 Европейской конвенции о передаче судопроизводства 1972 г. по уголовным делам: любые процессуальные действия в целях разбирательства, предпринятые в иностранном государстве в соответствии с его законом и правилами, имеют в государстве, которому передается судопроизводство, такую же силу, как если бы они были предприняты властями этого государства. Таким образом, Конвенция обязывает государство, осуществляющее уголовное преследование, признавать доказательства, полученные иностранным государством, и придавать им равную юридическую силу.

С указанными выше международными нормами корреспондируют положения ст. 455 УПК о юридической силе доказательств, полученных на территории иностранного государства.

5. Органы расследования не связаны рамками требований о привлечении к уголовной ответственности конкретных лиц за определенные деяния и вправе предъявить обвинение большему числу лиц, чем это содержится в требовании, а также выдвинуть обвинение в отношении иных граждан РФ за рубежом.

6. Просьба компетентных органов зарубежных государств об осуществлении уголовного преследования на территории РФ должна рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела.

7. При поступлении возбужденного уголовного дела или материалов для организации уголовного преследования на территории РФ следователь не ограничен сведениями и просьбами, указанными в ходатайстве. На его деятельность распространяются общие требования УПК.

По окончании производства по уголовному делу, которое осуществлялось в соответствии с поручением об уголовном преследовании, следователь, дознаватель, прокурор или суд обязаны уведомить государство, направившее поручение, об окончательном решении по делу. По просьбе запрашивающего государства направляется копия окончательного решения (ст. 74 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.).

Решения, касающиеся передачи уголовного преследования из России и в Россию, принимаются исключительно Генеральной прокуратурой РФ.

Наши рекомендации