Общие характеристики научного исследования
Передний край науки – исследование, в котором ученые получают научные знания. Строго говоря, наука и есть область познания, связанная с исследованиями, так как уже полученное и доказанное знание становится не наукой, а знанием, принципами, регулирующими ту или иную деятельность; результаты, полученные в научном исследовании кристаллизуются в технике (аппаратах, приборах, механизмах), технологиях (в том числе и социальных).
Кроме самих научных основ в основе истинной научно-исследовательской деятельности лежит особая система ценностей – установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания, на сложившуюся систему идеалов и норм научного исследования, запрещающих умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям, что в некоторой степени имеет методологический характер.
Научное исследование – системно организуемый процесс познания действительности, осуществляющийся с позиций определенных наук, научных подходов, теорий, использующий научно обоснованные приемы, методы, методики, направленный на получение достоверного научного знания (научной истины) и оформляемый в соответствии с методологическими требованиями.
Проведение научного исследования всегда включает в себя выделение определенных явлений в рассматриваемом объекте, выявление свойств этих элементов и их связей, и, на этой основе – получение и установление достоверности нового научного знания.
В научном исследовании, как способе научной деятельности, отражаются все виды научного знания, но, в силу конкретного характера каждого исследования, научное знание таких ориентиров науки, как объект, предмет, цель и задачи, методологические основы, гипотезы каждый раз уточняются применительно к той проблеме, которая решается в исследовании.
Виды научных исследований
Классификация научных исследований строится по разным основаниям. Можно выделить классы исследований по следующим основаниям:
1. По масштабу, по охвату проблем науки и мира выделяют фундаментальные и прикладные исследования.
Фундаментальные исследования, в которых содержится развитие теоретических концепций, затрагивающих и научного статус, и методологию конкретной науки или научного знания в целом. Результаты фундаментальных исследований не связаны с практикой, однако они во многом предопределяют ее, создавая основу для множества исследований прикладных, в которых решаются практические или теоретические задачи, касающиеся решения проблем средствами практической деятельности в той или иной сфере. Для осуществления политики в области научных исследований государство в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» конкретизирует понятия фундаментальных и прикладных научных исследований, понимая под первыми экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды, а под вторыми – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Соотношение фундаментальных и прикладных исследований достаточно сложно: фундаментальные могут порождать ряд прикладных, а иногда совокупность прикладных исследований позволяет обобщить их в виде фундаментального исследования.
От фундаментальных исследований следует отличать исследования методологические, в которых выявляются закономерности и направления развития самой науки, включая и способы повышения точности и качества научных знаний. Методологическое исследование обеспечивает эффективность научного познания.
2. По характеру решаемых задачвыделяют теоретические и эмпирические исследования
В теоретических исследованиях вскрываются закономерности, законы, выдвигаются гипотезы, влияющие на развитие самой науки.
В исследованиях эмпирических, выявляются отдельные связи между явлениями, доказывается наличие или отсутствие каких-либо процессов, явлений. Эмпирические исследования в основном основаны на позитивистской методологии и по преимуществу количественны. В них стремятся получить «твердые», неопровержимые данные («hard data»). Методология обеспечивает здесь само построение научной деятельности на рациональных основах, в соответствии со сложившимися в науке нормами. Полученные в эмпирических исследованиях результаты являются основой создания, уточнения, развития теоретического знания, проверки истинности теорий. Результаты теоретических исследований лежат в основе выделения существенных связей, формулировки гипотез, интерпретации результатов в исследованиях эмпирических. Зачастую, в исследованиях теоретических получаемые традиционными способами знания противоречат действительности, или ранее полученным знаниям. Начинается поиск новых методологических подходов, парадигм, теорий, который производится средствами философии: методология философии сменяется философией методологии. Но даже в эмпирическом исследовании всегда есть теоретическая часть, в которой определяются методологические основы, обосновывается выбор методов исследования, определяется значимость получаемого знания для науки. Важно помнить о единстве научного знания и основанной на этом глубокой связи эмпирических и теоретических исследований. «Эмпирические исследования сами по себе не приводят к построению теорий, но без эмпирических данных хорошие теории никогда не могут быть придуманы. Плохо лишь, что эмпирические исследования обычно рядятся в одежду объективности».[4, с. 63].
В научных исследованиях успешно используются оба этих подхода, которые дополняют и обогащают друг друга.
Комплексностью поставленных задач обусловливается также включение научных исследований в так называемые научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), направленные на решение конкретной практической научной, технической проблемы, возникшей в ходе развития производства, практической деятельности и включающие и научные, и технические (в том числе и инженерные) проработки разрабатываемого проекта.