Тема: Разработка предметно-знаковых средств познавательной деятельности учащихся
Цель работы: Формирование умений по разработке предметно-знаковых средств познавательной деятельности учащихся
Задачи:
1. Научиться разрабатывать метаплан;
2. Научиться разрабатывать опорный конспект;
Оснащение занятия: материалы лекций по курсу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
В этой работе необходимо разработать с использованием различных приемов методической редукции два предметно-знаковых средства – метаплан и опорный конспект.
Метаплан – средство представления информации с помощью инвариантных знаковых форм (полоса, облако, прямоугольник, круг), имеющих определенное значение. Лаконичная информация фиксируется на самих знаковых формах, при этом в каждой форме допустимо использовать не более трех строк и не более одного понятия. Обязательным является использование цвета, но не более четырех цветом в одном метаплане [5].
Метаплан позволяет структурировать и систематизировать информацию, выявить степень полноты учебного материала в литературе.
Этапы составления метаплана:
1. По графу и тексту учебника выявить базисное понятие и связанные с ним простые единичные понятия.
2. По учебной литературе выявить элементы содержания, раскрывающие содержательные признаки этих понятий и причинно-следственные связи между ними.
3. Выбрать элементы (см. таблицу 3) для представления этой информации в метаплане, установить цвет.
4. Перевести информацию в лаконичную форму и применить условные обозначения, аббревиатуры и др.
5. Изобразить метаплан с использованием цвета.
6. Защитить работу у преподавателя.
Таблица 3 - Элементы метаплана [2,5]
Элемент (название, изображение, размеры) | Назначение | Цвет |
Полосы L=420 мм; h=100 мм (на формате А4 уменьшить в 10 раз) | – Названия, заглавия – Формулировки лаконичные – Понятия сложные, категориальные | Белый |
Облако Вписывается в прямоугольник L=300 мм; h=210 мм | – Вопросительные предложения – Названия, заголовки – Акцент на важных высказываниях | Белый |
Овал Вписывается в прямоугольник L=190 мм; h=110 мм | – Представление знаний фактического характера – Дополняющие информативные элементы для прямоугольников, полос Представление причинно-следственных связей | Светло-желтый, светло-зеленый, светло-голубой, светло-розовый, салатный |
Прямоугольник L=205 мм; h=95 мм | – Опорные понятия – Образование столбцов, структур, спецификаций | Белый, салатный, светло-зеленый |
Круг Æ152 мм Æ112 мм Æ88 мм Размер круга показывает важность и степень обобщенности информации в нем | – Графы, структурно-логические схемы, сетевые графики, понятия | Белый, светло-розовый, светло-желтый, зеленый, светло-синий |
Пример метаплана приведен в приложении Б.
Опорный конспект (OK) – средство представления учебной информации в виде компактной, одномоментно обозримой, легко запоминаемой и быстро воспроизводимой схемы. На этой схеме представлена система смысловых блоков с закодированным содержанием в виде ключевых слов и фраз, аббревиатур, рисунков, графиков, чертежей, формул, условных знаков и др. ОК позволяет представить основное содержание учебного материала большого объема в ходе его изучения и применения как целостный, логически завершенный образ.
Опорный конспект по своему внешнему виду должен удовлетворять следующим требованиям:
• показывать логичность перехода из одной части к другой;
• быть наглядным;
• быть немногословным, предельно сжатым, простым для запоминания и воспроизведения;
• иметь мгновенную обозримость, четкие размеры любой детали.
Принципы составления опорных конспектов:
– лаконичность – ОК должен содержать не более 400-500 знаков, в нем должно найти отражение только самое важное, самое главное в данной теме, изложенное с помощью символов, формул, ассоциаций.
– структурность – используется прием укрупнения дидактических единиц усвоения знаний, позволяющий излагать материал целыми блоками. ОК должен содержать 4-5 логических блока. Структура их расположения должна быть удобна для запоминания, воспроизведения и проверки.
– акцент на основных смысловых элементах – материал, содержащийся в ОК, можно сделать более "рельефным" для запоминания, воспроизведения и контроля с помощью рамок различной конфигурации, различных шрифтов, разных форм конспекта, цветовой окраски, различного расположения слов (по вертикали, наискосок и т.п.).
– унификация – символика, применяемая в ОК, должна быть единой, стандартной. Удобно ввести определенные значки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов (либо целых словосочетаний).
– автономность – в ОК имеется 4-5 логических блоков ("связок"), каждый из которых может быть воспроизведен в отдельности, мало затрагивая другие блоки (т.е. если один из блоков забыт, то остальные могут быть воспроизведены и без него). И в то же время все блоки между собой взаимосвязаны логически.
– принцип привычных ассоциаций и стереотипов – при составлении ОК следует умело подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Иногда удачная шутка, образ позволяют оживить в памяти рассказ по ассоциации.
– непохожести – ОК следует разнообразить по форме, по структуре, графическому исполнению, ибо одинаковость очень затрудняет их запоминание (например, применить асимметрию в расположении блоков и нестандартность ограничивающих информацию контуров).
– простота – следует избегать сложных чертежей и оборотов речи.
Этапы составления опорных конспектов:
1. Составить структурно-логической схемы темы (графа).
2. Отобрать основной материал. Кодирование и "свертывание" отобранного материала по частям в конспект-схему с учетом логики его изучения.
3. Кодировать значимости учебной информации в цвете (Красный – для выделения ядра содержания; желтый или оранжевый – в качестве фона для усиления восприятия информации; синий – для не основного материала; зеленый – для выводов, формул, базовых понятий).
4. Защитить работу у преподавателя.
Пример опорного конспекта приведен в приложении В.
Практическая работа № 5(2 ч)