Педагогика примера руководителя

Руководитель представляет, олицетворяет и осуществляет государственную власть, реа­лизует через свою деятельность общие цели, задачи и интересы правоохранительного органа. Он призван объе­динять усилия персонала структурных групп и отдельных сотрудни­ков. Это определяет:

• восприятие коллективом органа своего руководителя как на­деленного властью лица, олицетворяющего высшие интересы общества и государства;

• ожидания подчиненными социальной, государственной, пра­вовой, нравственной, профессиональной, индивидуально-педагогической и индивидуально-психологической примерности руководителя;

• постоянное пристальное наблюдение подчиненными за управ­ленческой деятельностью и личностью руководителя, их по­вышенно критическую оценку7;

• стремление к подражанию, следование тому, что несет и ут­верждает своей деятельностью руководитель.

Буквально все в личности и поведении руководителя находит тот или иной педагогический отклик у сотрудников: его педагогиче­ские качества, решения, отношении к делу и подчиненным. Имеет значение одежда, выражение лица и глаз, тембр голоса и интона­ция, манера разговора и слушания, поза, походка, то, как он здоро­вается и как пожимает руку, как реагирует на те или иные поступ­ки, что и как оценивает, как выражает удовлетворение и осужде­ние, почему не одинаково относится к отдельным членам коллек­тива и пр., не говоря уже о содержании его слов и действий.

Бывают руководители, которые на вопрос: «Как вы занимаетесь воспитанием подчиненных?» — отвечают: «Мне преступления надо раскрывать, общественный порядок обеспечивать, а не уговаривать каждого». Это проявление управленческой и педагогической без­грамотности, непонимание того, что работа с сотрудниками, их воспитание, обучение и развитие — не только цель, но и важнейшее условие решения стоящих перед ним же задач. Суть не в том, чтобы несколько раз в месяц поговорить по душам, проверить, как рабо­тает столовая, сыграть вместе в волейбол, выступить с докладом о законности, а в первую очередь — в непрерывном, повседневном, не прерывающемся педагогическом влиянии на личный состав своего при­мера. Задача каждого руководителя — понять свое неизбежное и сильное педагогическое влияние на подчиненных сотрудников, взять под контроль, осмыслить, использовать его целенаправленно и грамотно. Для этого не требуется отрываться от руководства про­фессиональным делом. Просто нужно действовать умно и управ­ленчески компетентно.

Технологически целесообразно:

• стараться всегда и во всем быть таким человеком, каким дол­жен быть руководитель;

• овладевать подлинно демократическим стилем управления;

• завоевывать деловой и человеческий авторитет у подчиненных и граждан;

• строить свое поведение педагогично, не быть пугалом или су­хим начальником, а старшим и более опытным коллегой, умудренным опытом и старающимся передать его, доброжела­тельным и открытым для искреннего общения по любым во­просам; ежедневно обходить часть рабочих мест своих сотруд­ников, бывать в общежитиях и т.п.;

• заниматься самообразованием, самообучением, самовоспита­нием, саморазвитием, особенно в управленческом и психоло­го-педагогическом плане;

• критически оценивать себя, памятуя о возможности своей управленческой деформации — разновидности профессио­нальной.

Наши рекомендации