Педагогика примера руководителя
Руководитель представляет, олицетворяет и осуществляет государственную власть, реализует через свою деятельность общие цели, задачи и интересы правоохранительного органа. Он призван объединять усилия персонала структурных групп и отдельных сотрудников. Это определяет:
• восприятие коллективом органа своего руководителя как наделенного властью лица, олицетворяющего высшие интересы общества и государства;
• ожидания подчиненными социальной, государственной, правовой, нравственной, профессиональной, индивидуально-педагогической и индивидуально-психологической примерности руководителя;
• постоянное пристальное наблюдение подчиненными за управленческой деятельностью и личностью руководителя, их повышенно критическую оценку7;
• стремление к подражанию, следование тому, что несет и утверждает своей деятельностью руководитель.
Буквально все в личности и поведении руководителя находит тот или иной педагогический отклик у сотрудников: его педагогические качества, решения, отношении к делу и подчиненным. Имеет значение одежда, выражение лица и глаз, тембр голоса и интонация, манера разговора и слушания, поза, походка, то, как он здоровается и как пожимает руку, как реагирует на те или иные поступки, что и как оценивает, как выражает удовлетворение и осуждение, почему не одинаково относится к отдельным членам коллектива и пр., не говоря уже о содержании его слов и действий.
Бывают руководители, которые на вопрос: «Как вы занимаетесь воспитанием подчиненных?» — отвечают: «Мне преступления надо раскрывать, общественный порядок обеспечивать, а не уговаривать каждого». Это проявление управленческой и педагогической безграмотности, непонимание того, что работа с сотрудниками, их воспитание, обучение и развитие — не только цель, но и важнейшее условие решения стоящих перед ним же задач. Суть не в том, чтобы несколько раз в месяц поговорить по душам, проверить, как работает столовая, сыграть вместе в волейбол, выступить с докладом о законности, а в первую очередь — в непрерывном, повседневном, не прерывающемся педагогическом влиянии на личный состав своего примера. Задача каждого руководителя — понять свое неизбежное и сильное педагогическое влияние на подчиненных сотрудников, взять под контроль, осмыслить, использовать его целенаправленно и грамотно. Для этого не требуется отрываться от руководства профессиональным делом. Просто нужно действовать умно и управленчески компетентно.
Технологически целесообразно:
• стараться всегда и во всем быть таким человеком, каким должен быть руководитель;
• овладевать подлинно демократическим стилем управления;
• завоевывать деловой и человеческий авторитет у подчиненных и граждан;
• строить свое поведение педагогично, не быть пугалом или сухим начальником, а старшим и более опытным коллегой, умудренным опытом и старающимся передать его, доброжелательным и открытым для искреннего общения по любым вопросам; ежедневно обходить часть рабочих мест своих сотрудников, бывать в общежитиях и т.п.;
• заниматься самообразованием, самообучением, самовоспитанием, саморазвитием, особенно в управленческом и психолого-педагогическом плане;
• критически оценивать себя, памятуя о возможности своей управленческой деформации — разновидности профессиональной.