III. Работа по теме урока. 1. Отработка навыка чтения.

1. Отработка навыка чтения.

Работа по тетради (с. 22, № 1).

– Читаем сверху вниз.

– Читаем снизу вверх.

2. Работа по учебнику (с. 34).

Личностные УУД: самоопределение – выполнение задания, ориентирующего оказать помощь Мише в понимании того, что значит говорить в рифму.

Познавательные УУД:логические– анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы; подведение под понятие: поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные концы слов, созвучные концы слов в концах строчек, говорить складно – говорить в рифму.

Коммуникативные УУД: учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.

– Миша спросил: «Говорить складно – это говорить в рифму?» Ответьте Мише.

– Маша сказала: «В стихах всегда есть РИФМА». Вы согласны с Машей? (Рекомендуется задать эти вопросы слабоуспевающим ученикам.)

3. Работа со стихотворением Д. Ривза «Рифма».

– Прочитайте стихотворение, – попросил Кот. – Но помните, что непослушные слова надо вернуть на место.

а) Чтение стихотворения «Рифма» учителем (4 строки, до слов «Но рифму так и не нашли».)

– А вы можете найти рифму к слову «Азия»? (Ответы детей.)

– А автору стихотворения это удалось? Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать стихотворение до конца.

б) Чтение стихотворения учащимися.

– Нашли мудрецы нужную рифму? (Мудрецы нашли рифмующееся слово «безобразие», но сделали они это совершенно случайно, высказывая недовольство по поводу того, что рифмы к слову «Азия» не существует.)

– Кот вспомнил поговорку: «Ум хорошо, а с фантазией лучше».

4. Работа по тетради (с. 22, № 2).

Познавательные УУД:логические–установление причинно-следственных связеймежду обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи.

– Поищем непослушные слова на страницах тетради.

Чтение стихотворения.

– В каких стихах мы встречали слова, которые ничего не значат? («Кулинаки-пулинаки» И. Пивоваровой, в считалках.)

– Зачем писатели и поэты придумывают эти слова? Выберите ответ:

а) развеселить слушателя;

б) подшутить над кем-нибудь;

в) развивать фантазию и воображение;

г) выяснить, понимает ли читатель юмор.

5. Самостоятельная работа по тетради (с. 23).

Вывод: рифмующиеся слова могут быть не на соседних строчках.

III. Работа по теме урока. 1. Отработка навыка чтения. - student2.ru Физкультминутка

Сели – встали, сели – встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто наш упругий мяч.

Снова вышли на парад.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

IV. Продолжение работы по теме урока.

Работа по тетради (с. 23, № 3).

«Одна буква может изменить смысл стихотворения», – сказал Кот.

– Прочитайте такое стихотворение.

– Здесь тоже побывала королева Нескладка.

– Выполните задание и исправьте ошибки.

Проверка работы.

Ответ: корона, пол, плот, пой. Не на своем месте буква «П».

V. Итог урока.

– Какое стихотворение вам понравилось больше всего?

– Чтобы прогнать Нескладку, выполните последнее задание.

Мы поиск продолжаем снова:

Из этих слов сбежало слово.

Вы беглеца должны найти,

В слова обратно привести.

Наша Лена (Таня) громко плачет:

Уронила в печку (речку) мячик.

– Тише, Леночка (Танечка), не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Уронили зайку (мишку) на пол,

Оторвали зайке (мишке) лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

Идёт медведь (бычок) качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска качается,

Сейчас я упаду.

Зайку бросила лентяйка (хозяйка), –

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Урок 17
СКАЗКА-ЦЕПОЧКА.
Русская народная сказка «Репка»

Страницы: (учебник) 35–37; (тетрадь) 24–25, № 1–3.

Цель деятельности педагога:создать условия для формирования понятия «сказка-цепочка», развития умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; способствовать расширению словарного запаса, привитию любви к устному народному творчеству.

Планируемые результаты: личностные УУД:способны откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки; умеют оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя; метапредметные УУД: регулятивные – принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении; коммуникативные – проявляют интерес к общению на уроке; предметные УУД: научатся понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; получат возможность научиться различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок.

Образовательные ресурсы: иллюстрации сказок, таблички с названиями сказок.

Сценарий урока

Наши рекомендации