III. Работа по теме урока. 1. Отработка навыка чтения.
1. Отработка навыка чтения.
Работа по тетради (с. 22, № 1).
– Читаем сверху вниз.
– Читаем снизу вверх.
2. Работа по учебнику (с. 34).
Личностные УУД: самоопределение – выполнение задания, ориентирующего оказать помощь Мише в понимании того, что значит говорить в рифму.
Познавательные УУД:логические– анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы; подведение под понятие: поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные концы слов, созвучные концы слов в концах строчек, говорить складно – говорить в рифму.
Коммуникативные УУД: учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.
– Миша спросил: «Говорить складно – это говорить в рифму?» Ответьте Мише.
– Маша сказала: «В стихах всегда есть РИФМА». Вы согласны с Машей? (Рекомендуется задать эти вопросы слабоуспевающим ученикам.)
3. Работа со стихотворением Д. Ривза «Рифма».
– Прочитайте стихотворение, – попросил Кот. – Но помните, что непослушные слова надо вернуть на место.
а) Чтение стихотворения «Рифма» учителем (4 строки, до слов «Но рифму так и не нашли».)
– А вы можете найти рифму к слову «Азия»? (Ответы детей.)
– А автору стихотворения это удалось? Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать стихотворение до конца.
б) Чтение стихотворения учащимися.
– Нашли мудрецы нужную рифму? (Мудрецы нашли рифмующееся слово «безобразие», но сделали они это совершенно случайно, высказывая недовольство по поводу того, что рифмы к слову «Азия» не существует.)
– Кот вспомнил поговорку: «Ум хорошо, а с фантазией лучше».
4. Работа по тетради (с. 22, № 2).
Познавательные УУД:логические–установление причинно-следственных связеймежду обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи.
– Поищем непослушные слова на страницах тетради.
Чтение стихотворения.
– В каких стихах мы встречали слова, которые ничего не значат? («Кулинаки-пулинаки» И. Пивоваровой, в считалках.)
– Зачем писатели и поэты придумывают эти слова? Выберите ответ:
а) развеселить слушателя;
б) подшутить над кем-нибудь;
в) развивать фантазию и воображение;
г) выяснить, понимает ли читатель юмор.
5. Самостоятельная работа по тетради (с. 23).
Вывод: рифмующиеся слова могут быть не на соседних строчках.
Физкультминутка
Сели – встали, сели – встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто наш упругий мяч.
Снова вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
IV. Продолжение работы по теме урока.
Работа по тетради (с. 23, № 3).
«Одна буква может изменить смысл стихотворения», – сказал Кот.
– Прочитайте такое стихотворение.
– Здесь тоже побывала королева Нескладка.
– Выполните задание и исправьте ошибки.
Проверка работы.
Ответ: корона, пол, плот, пой. Не на своем месте буква «П».
V. Итог урока.
– Какое стихотворение вам понравилось больше всего?
– Чтобы прогнать Нескладку, выполните последнее задание.
Мы поиск продолжаем снова:
Из этих слов сбежало слово.
Вы беглеца должны найти,
В слова обратно привести.
Наша Лена (Таня) громко плачет:
Уронила в печку (речку) мячик.
– Тише, Леночка (Танечка), не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Уронили зайку (мишку) на пол,
Оторвали зайке (мишке) лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Идёт медведь (бычок) качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска качается,
Сейчас я упаду.
Зайку бросила лентяйка (хозяйка), –
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Урок 17
СКАЗКА-ЦЕПОЧКА.
Русская народная сказка «Репка»
Страницы: (учебник) 35–37; (тетрадь) 24–25, № 1–3.
Цель деятельности педагога:создать условия для формирования понятия «сказка-цепочка», развития умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; способствовать расширению словарного запаса, привитию любви к устному народному творчеству.
Планируемые результаты: личностные УУД:способны откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки; умеют оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя; метапредметные УУД: регулятивные – принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении; коммуникативные – проявляют интерес к общению на уроке; предметные УУД: научатся понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; получат возможность научиться различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок.
Образовательные ресурсы: иллюстрации сказок, таблички с названиями сказок.
Сценарий урока