Тема 5.2. Учитель как субъект педагогической деятельности.
Те темы, которые выделены зеленым, вы готовите на семинарские занятия. Остальные конспектируете к экзамену.
Задания из таблицы «Самостоятельная работа» также выполняете К ЭКЗАМЕНУ.
Тема 3.1. Введение в педагогическую психологию
Предмет и задачи педагогической психологии. Основные категории и понятия педагогической психологии. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками. Специфика методов исследования в педагогической психологии.
Тема 3.2. Психология обучения
Основные понятия психологии обучения. Соотношение понятий учение-обучение. Учебная деятельность. Психологические составляющие обучения. Концепции обучения и их психологические основания: деятельностный и системогенетический подходы. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, как теоретическая основа анализа развивающей функции обучения. Теория В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина. Теория Ш.А. Амонашвили. Теория А.М. Матюшкина. Теория сугестопедии. Теория нейролингвистического программирования. Альтернативные теории.
Л.С. Выготский о двух уровнях развития и психологический принцип развивающего обучения. Общее и отличное в традиционном и развивающем типах обучения.
Тема 3.3. Ученик как субъект учебной деятельности
Развитие познавательной мотивации учения, как условие успешного формирования учебной деятельности. Психологическая характеристика потребностно-мотивационной сферы учения. Классификация мотивов учения. Структура учебных мотивов. Особенности развития мотивации учения учащихся. Методы изучения мотивации учения младших школьников в работе учителя.
Тема 3.4. Школьная отметка и оценка.
«Эффективность» обучения, её критерии. Относительность понятия «эффективности обучения».
Различия между оценкой, отметкой и баллом. Функции и виды оценки. Причины необъективности педагогической оценки. Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур. Неуспеваемость как следствие школьнойдезадаптации. Психологические причины школьной неуспеваемости.
Раздел 4. Психология воспитания
Тема 4. 1. Психологическая сущность воспитания, его критерии.
Толкование термина "воспитание". Виды и цели воспитания. Критерии, показатели и уровни воспитанности. Закономерности воспитания.
Тема 4.2. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм.
Нравственность и нравственная саморегуляция учащихся. Концепция нравственного развития Кольберга. Роль эмпатии в нравственном воспитании учащихся. Развитие ценностно-смысловой сферы и воспитание. Условия формирования системы ценностей личности учащегося.
Раздел 5. Психология труда учителя
Тема 5.1.Педагогическая деятельность как специфический тип деятельности
Понятие и особенности педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности . Уровни продуктивности педагогической деятельности.
Тема 5.2. Учитель как субъект педагогической деятельности.
Учитель, как субъект педагогической деятельности. Педагогическая направленность личности учителя. Свойства личности учителя: педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности. Интегральные характеристики личности учителя (педагогическое самопознание, индивидуальный стиль педагогической деятельности).
Индивидуальный стиль деятельности, его формальная и содержательная стороны. Виды стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический, либеральный. Стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методический.