Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 4 класс. Система Л.В.Занкова.
В учебном курсе «Окружающий мир» активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизнью человека, которая происходит в определенное историческое время, в определенных природных условиях.
Интегрированный подход к структурированию курса является не только следствием мировых культурно-исторических изменений, но также следствием познания законов развития детской психики. Известно, что младшему школьнику свойственен синкретизм – целостность, слитность мышления. Следовательно, на начальном этапе обучения следует предоставлять ребенку широкую целостную картину мира, которую и создают интегрированные курсы. Они в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям младших школьников и требованиям современного информационного общества. Прежде чем складывать из пазлов картинку, ребенку надо ее увидеть.
Учебно – методический комплект для 4 класса является продолжением интегрированного курса предыдущих лет и подчинен, как уже говорилось, логике исторического развития природы Земли, человека и общества в их единстве и взаимопроникновении. Он затрагивает исторический период с 17 века до наших дней. Когда потребности человека в расширении знаний толкнули его на открытие новых земель, на изучение их природы и населения. Это период научных и географических открытий и технических изобретений. Именно в это время на многовековые отношения: «человек-природа» все с большей и большей силой стала воздействовать вторая, искусственная природа – то, что изобретал и создавал человек. Благодаря этой искусственной природе человек стал относительно независимым от природы Земли и усиливал свое влияние на нее.
В 4 классе к исследованию связей между человеком и природой, между объектами природы добавляются новые связи: человек - искусственная природа, искусственная природа – природа Земли. Четвероклассники узнают, какой мир окружал человека в последние почти четыреста лет, как он приспосабливался к нему и как влиял на него.
Причем, чем быстрее росла численность человечества и все больший круг веществ и энергии вовлекал человек в жизнедеятельность общества, тем все более он вмешивался в природу Земли, все более и более усугубляя проблемы окружающей среды. Сейчас они порой приобретают характер экологических катастроф как для природы, так и для самого человека.
Активизация в курсе связей разного уровня создает условия для организации творческой самостоятельной деятельности учащихся и , таким образом, для их развития. Л.В.Занковписал, что только тогда, когда ученик исследует не только факты и явления, а связи между ними, можно говорить о создании условий для их развития. Для современной культуры значимым становится не только ее интегрированный характер, но и гибкость мышления, его творческий характер, диалогичность (толерантность, т.е. терпимость) и теснейшая коммуникация на всех уровнях. И как самое главное, современная культура подчеркивает уникальность человека, его продуктивный, творческий потенциал. «Развитие личности – смысл и цель современного образования, - читаем в проекте Концепции государственного стандарта общего образования (2008). – Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы.
Как видно, в настоящее время приоритетами образования призваны идеалы развивающего обучения. Их реализации в курсе «Окружающий мир, 4 класс»служат отбор и структурирование содержания образования, организация учебной деятельности учеников как самостоятельной, ее нацеленность на исследование связей между изучаемыми знаниями. Решению новых образовательных задач служит и организация проектно-исследовательской деятельности школьников. В учебнике предполагаются исследования как частных вопросов, так и по проблематике, требующий длительного сбора материала и времени для его оформления. Тем самым продолжается системная работа и по развитию информационной культуры младших школьников, которая поддерживается в учебнике заданиями по сжатию и расширению информации, по нахождению в тексте явной и скрытой информации, по анализу структуры текста, составлению его плана, по выявлению главной мысли, а также по составлению собственных текстов.
Исследовательская работа в 4 классе связана с биологией, историей, культурой, искусством России и народов мира. Эта деятельность ученика предполагает формулировку конкретной темы исследования (общая формулировка дается в учебнике), составление плана работы, определение источников информации, отбор нужного материала и наглядного сопровождения,, оформление работы и составление сообщения. Подробная методика проведения исследовательских и проектных работ представлена А.И. Савенковым в «Методике исследовательского обучения младших школьников» и в рабочей тетради «Я – исследователь».
В 4 классе продолжаются изыскания учеников, связанные с топонимическими названиями, относящимися к миру, России и, главное, к родному краю. На основе подобных материалов можно смонтировать выставку. На ней могут быть представлены фотографии, фотоальбомы, книги, рисунки детей и т.д. Запоминанию имен, названий и понятий может способствовать обсуждение в классе информации о современных событиях на Земле: об извержении вулканов, землетрясениях, об ураганах и смерчах, об удивительном мире растений и животных, строительстве крупных магистралей, городов, об открытиях месторождений и т.д. с названием и указанием на карте соответствующего района мира. Сколько же названий прозвучит за год!
Еще несколько советов при работе с именами, названиями и понятиями: дети самостоятельно выделяют их из текста, четко проговаривают запоминаемые слова, включают их в кроссворды, в различные игры, сочинения, оперируют при классификации, при выявлении существенных признаков, при подведении единичных понятий под обобщенные и проч.
Не забывайте о том неоспоримом значении для осмысления содержания курса, которое заключается в переводе информации из одной формы в другую – текста в схему или таблицу, или наоборот.
Смотреть Приложение(презентация «Методика работы с учебниками «Окружающий мир» по системе Л.В. Занкова»)
Литература:
1) Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 2 класс, 2012
2) Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 3 класс, 2013
3) Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 4 класс, 2013
4) О.Г. Поглазова Методическое пособие, учебник «Окружающий мир»
5) Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс, 2012
Тема «Повторение и проверка знаний в начальной школе»
Смотреть Приложение (презентация «Проверка знаний»)
Литература: Е.Ф. Козина Методика преподавания естествознания, 2005; Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс, 2012.
Тема «Экологическое воспитание младших школьников»