Современные концепции воспитания

До начала 90-х годов прошлого столетия общепринятой в нашей стране была единственная концепция коммунис­тического воспитания молодежи, хотя передовые педагоги ориентировались в своей деятельности и на другие извест­ные в отечественной и зарубежной науке концепции.

В конце 1980-х годов начался новый этап поиска концеп­туальных подходов. Появились различные научные школы и отдельные ученые, которые разрабатывали теорию воспи­тания.

Концепции призваны были ответить на три основных воп­роса: каковы цели воспитания на современном этапе разви­тия общества? каковы содержание и структура воспитатель­ного процесса? кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания?

В начале 90-х годов коллективом ученых под руковод­ством А.А. Бодалева, З.И. Мальковой, Л.И. Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся моло­дежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью.

Цель воспитания, которая определяется в этой концепции, — всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала де­тей; формирование чувства свободы, способности к объ­ективной самооценке; уважение к правилам, нормам совмест­ной жизни; воспитание положительного отношения к труду.

Идеи, предложенные авторами:

■ личностный подход — признание личности высшей со­циальной ценностью; отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;

■ природосообразность — учет половых и возрастных осо­бенностей учащихся;

■ культуросообразность — опора на национальные тради­ции народа;

■ гуманизация межличностных отношений;

■ опора на чувства воспитанников.

В рамках этой концепции выделены следующие подхо­ды: деятельностный; дихотомический; дифференциальный; средовой; системный.

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О.С. Газманом и А.В. Ивановым и адресована классным воспитателям.

Авторы обратились к проблеме целей воспитания и наря­ду с идеальной целью — формирования гармонической, всесторонне развитой личности — предложили реальную. Цель — дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для разви­тия тех сторон личности, для которых есть наиболее бла­гоприятные субъективные и объективные возможности се­мьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая минимальное, а точнее — оптимальное, нали­чие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культу­рой (т. е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вно­сить в ее развитие посильный вклад).

Понятие «культура» включает в гармоническом единстве культуру знания, культуру творческого действия, культу­ру чувств и общения. Культура — это достижение личнос­тью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.

Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечи­вать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, че­ловеческой деятельностью. Достижение гармонии — тако­ва суть психологического, нравственного, физического здо­ровья человека.

Особое внимание авторы уделяют формированию у ребен­ка культуры жизненного самоопределения, способности к культурной самореализации, самоорганизации и саморе­абилитации.

Главное, что необходимо растущему человеку — это здоро- вье, нравственность и способности умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые в свою очередь являются базой для формирования способности к саморазвитию. Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение воспитатель­ной цели.

Концепция воспитания Н.М. Ильинского предлагает в ка­честве цели формирование жизнеспособной, гуманистичес­ки ориентированной индивидуальности по отношению к об­ществу и самой себе.

Жизнеспособность — это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только вы­жить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся услови­ях социальной и природной среды, но и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном пла­не, чем родители. Задача жизнеспособной личности — стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Жизнеспособность предполагает высокую социальную ак­тивность личности (поколения), направленную на преобра­зование внешней природной и социальной среды и на фор­мирование самого себя в соответствии с заданными целями. В социокультурном плане жизнеспособность проявляется в том, насколько личность и поколение отвечают насущным запросам общества на данном историческом этапе и насколь­ко они могут взять на себя ответственность за его будущее[3].

В соответствии с предложенной стратегической моделью жизнеспособной, гуманистически ориентированной инди­видуальности молодой человек должен обладать следующи­ми личностными и гражданскими качествами:

■ быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, соци­ально-политической обстановке, сохраняя свою мировоз­зренческую позицию, гуманистические идеалы и цен­ности;

■ обладать высокой социальной активностью, целе­устремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптималь­ные решения жизненных проблем в нестандартных си­туациях;

■ иметь потребность в жизненных достижениях и успе­хе, способности к самостоятельному принятию реше­ний, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;

■ быть законопослушным, социально ответственным, об­ладать развитым чувством внутренней свободы и соб­ственного достоинства, способностью к объективной са­мооценке и конкуренции с другими;

■ иметь в разумной мере индивидуалистические установ­ки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;

■ иметь национальное сознание российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и ее становление как великой державы, занима­ющей одно из ведущих мест в мировом сообществе.

Кроме того, каждый жизнеспособный человек должен уметь понимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической, со­циальной общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу и т. п.[4]

Системно-синергетический подход к воспитанию лежит в основе концепции Н.М. Таланчука, который определяет путь в будущее через «освобождение от философии борьбы, через освоение разумной и цивилизованной философии жиз­ни, т.е. через воспитание человека разумного, человека ци­вилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание».[5]

Назовем основные исходные положения, изложенные в концепции Н. М. Таланчука.

Сущность всех педагогических явлений и процессов со­ставляет системный синергетизм.

Любая педагогическая система рассматривается как синергетическая целостность.

Источниками и движущими силами развития являются не противоречия, не борьба, не отрицание отрицания, а си­стемный синергетизм.

Педагогика есть наука о системном человековедении, ко­торая не линейно, а системно-синергетически изучает и объ­ясняет все педагогические и социально-педагогические яв­ления и процессы в их единстве и взаимообусловленности. Объективное научное познание всех педагогических яв­лений и процессов может быть только системно-синергетическим, т.е. адекватным их сущности.[6]

В этой связи педагогика рассматривается автором не как наука о воспитании в узком смысле слова, а как наука о системно-социальном человековедении, которое соверша­ется синергетически.

Обосновывая системно-ролевую теорию личности, автор рассматривает такие объективные социальные роли, кото­рые необходимо выполнять каждому человеку, мера осво­ения и качество выполнения которых определяют его соци­альный синергетизм, т.е. социальную жизнеспособность. В этой связи развитие личности Н.М. Таланчук определяет как динамику освоения человеком объективной системы со­циальных ролей и формирования его человековедческой культуры, которое совершается на основе синергетическо-го взаимодействия внешних и внутренних факторов и ус­ловий.

Автор подчеркивает, что воспитание есть не линейный, не однофакторный, даже не полифакторный процесс, а сис-темно-синергетический процесс. Исходя из этого, целью вос­питания, по Н. М. Таланчуку, является формирование гар­монически развитой личности, владеющей человеческой культурой, готовой и способной выполнять объективную систему социальных ролей.

Особое внимание Н. М. Таланчук уделяет характеру вза­имодействия воспитателя и воспитанников, рассматривая это взаимодействие как главную систему в педагогическом процессе, от функционирования которой решающим обра­зом зависит качество воспитания. По его мнению, эта сис­тема есть синергетическая целостность. Ее движущей си­лой являются не противоречия и борьба, а синергетизм субъектов взаимодействия: «эффект воспитания достигается не педагогическим воздействием, а синергетическим вза­имодействием педагога и учащихся»[7].

Синергетическая теория воспитательного взаимодействия требует кардинальной перестройки всего педагогического дела. Поэтому Н. М. Таланчуком предлагалась системно-функ­циональная теория педагогической деятельности и синер­гетическая структура цикла педагогической деятельности. Объективная структура педагогического цикла — субъект-субъектная, и фазы педагогического цикла находятся в синергетическом взаимодействии. Автором определяются функции и методы каждой фазы[8], которые представлены в табл.1.

Таблица 1

Наши рекомендации