Условия развития игровой деятельности
Создание условий для развития игровой деятельности дошкольников
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
¾ развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
¾ коммуникативную: освоение диалектики общения;
¾ самореализации: в игре как полигоне человеческой практики;
¾ игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
¾ диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
¾ функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
¾ межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития
Признавая сюжетно-ролевую игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет следующие целевые ориентиры образовательного процесса:
· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
· стремится проявлять самостоятельность в игровом поведении, появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
· ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре;
· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в игре; различает условную и реальную ситуации;
· способен выбирать участников по совместной деятельности; активно участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;
· ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, старается разрешать конфликты.
Условия развития игровой деятельности
Психолого - педагогические условия организации образовательного процесса
Организация развивающей предметно – игровой среды
Педагогическое сопровождение игровой деятельности
В связи с этим во ФГОС дошкольного образования обобщены психолого-педагогические условия организации образовательного процесса и связанные с ними требования к профессиональной деятельности воспитателя детского сада:
· поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности;
· обеспечение игрового времени и пространства (в т.ч. обеспечение его игровым оборудованием и полифункциональным игровым материалом в соответствии со спецификой образовательной программы);
· подбор разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; обеспечение периодической сменяемости игрового материала появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
· осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры.
Эти условия моделируются специально, т.к. одной из проблем современных детей является то, что они не умеют играть (В.В. Абраменкова, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова и др.).
Поэтому Стандарт профессиональной деятельности педагогатребует от педагога наличия соответствующих компетенций, связанных с умением и способностью организовать игровое педагогическое взаимодействие с детьми, включить игру в образовательный процесс и сформировать на ее основе игровое образовательное пространство:
¾ знать особенности становления и развития игровой деятельности в раннем и дошкольном возрасте;
¾ владеть игровой развивающей деятельностью дошкольника;
¾ активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности;
¾ использовать различные виды игровой деятельности (ролевая, режиссерская, с правилом), создавать возможности для развития свободной игры детей, в т.ч. обеспечивать игровое время и пространство;
¾ организовывать конструктивное взаимодействие детей в игровой деятельности, создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.