Условия развития игровой деятельности

Создание условий для развития игровой деятельности дошкольников

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

¾ развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

¾ коммуникативную: освоение диалектики общения;

¾ самореализации: в игре как полигоне человеческой практики;

¾ игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

¾ диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

¾ функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

¾ межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития

Признавая сюжетно-ролевую игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, Федеральный государствен­ный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет следующие целевые ориентиры обра­зовательного процесса:

· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками, стремится проявлять настой­чивость в достижении результата своих действий;

· стремится проявлять самостоятельность в игровом пове­дении, появляются игры, в которых ребенок воспроиз­водит действия взрослого;

· ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в игре; различает условную и реальную ситуации;

· способен выбирать участников по совместной деятель­ности; активно участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;

· ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, ребенок обладает установкой положительного отноше­ния к миру, другим людям и самому себе, старается раз­решать конфликты.

Условия развития игровой деятельности

— Психолого - педагогические условия организации образовательного процесса

— Организация развивающей предметно – игровой среды

— Педагогическое сопровождение игровой деятельности

В связи с этим во ФГОС дошкольного образования обобщены психолого-педагогические условия организации образовательного процесса и связанные с ними требования к профессио­нальной деятельности воспитателя детского сада:

· поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, неди­рективная помощь детям, поддержка детской инициа­тивы и самостоятельности в игровой деятельности;

· обеспечение игрового времени и пространства (в т.ч. обес­печение его игровым оборудованием и полифункциональным игровым материалом в соответствии со спецификой образовательной программы);

· подбор разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; обеспечение периодической сменяемости игрового материала появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

· осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры.

Эти условия моделируются специально, т.к. одной из проблем современных детей является то, что они не умеют играть (В.В. Абраменкова, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова и др.).

Поэтому Стандарт профессиональной деятельности педа­гогатребует от педагога наличия соответствующих компетенций, связанных с умением и способностью организовать игровое педагогическое взаимодействие с детьми, включить игру в образовательный процесс и сформировать на ее основе игровое образовательное пространство:

¾ знать особенности становления и развития игровой дея­тельности в раннем и дошкольном возрасте;

¾ владеть игровой развивающей деятельностью дошколь­ника;

¾ активно использовать недирективную помощь и под­держку детской инициативы и самостоятельности в игро­вой деятельности;

¾ использовать различные виды игровой деятельности (ролевая, режиссерская, с правилом), создавать возмож­ности для развития свободной игры детей, в т.ч. обес­печивать игровое время и пространство;

¾ организовывать конструктивное взаимодействие детей в игровой деятельности, создавать условия для свобод­ного выбора детьми деятельности, участников совмест­ной деятельности, материалов.

Наши рекомендации