Огоньки ко дню независимости россии

Составитель: Л.Н. Николаева, методист ЗЦДЮТ «Зеркальный»

ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Прошло десять лет. Мы живем в России. Как вы думаете, кто у нас президент? Какая форма правления? Что изменилось, что осталось прежним? (Можно использовать как индивидуальное сочинение, или как коллективный рассказ.)

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Прошло двадцать лет. Ты стал (президентом, членом государственной думы, директором банка, руководителем крупной фирмы и т. п.). Напиши письмо самому себе, тому, кем ты будешь через двадцать лет от самого себя, того, кто ты есть сейчас.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

Ты случайно поймал золотую рыбку. Она может исполнить три любых твоих желания. В день независимости России эти желания должны касаться всей страны. Помоги президенту России, задумай эти три желания.

КТО ВИНОВАТ, И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Можно использовать форму индивидуального сочинения или коллективного рассказа.

Ведущий: «Кто виноват, что мы так живем в нашей России? Что делать, чтобы жить стало лучше?» – эти два вопроса всегда мучают русскую интеллигенцию. Порассуждаем на эту тему».

Детям раздаются карточки, которые они заполняют и сдают.

Вопрос для карточки: «Что бы ты сделал для России, если бы был?» – президентом России; министром образования России; губернатором Санкт-Петербурга; директором своей школы; директором «Зеркального»; своим папой или мамой.

ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

В твои руки случайно попал цветик-семицветик. Каждый лепесток может исполнить одно твое желание. Но это желание ты должен загадать не для себя, а для других: первый лепесток – для своего друга; второй лепесток – для своего отряда; третий лепесток – для своей семьи; четвертый лепесток – для «Зеркального»; пятый лепесток – для своего города; шестой лепесток – для России; седьмой лепесток – для планеты Земля.

ИДЕИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОГОНЬКОВ (из опыта ВДЦ «Орленок»)

АССОЦИАЦИИ

Ключевая фраза: давайте поиграем.

Содержание: огонек строится на основе известной игры «Ассоциации». В начале огонька ведущий говорит о традициях лагеря, традиции огонька. Фраза «Давайте поиграем» должна стать ключевой на огоньке. Ведущий задает ассоциа­ции, на которые ребята по принципу «свободного микрофона» называют свою ассоциацию и поясняют свой выбор. Что? По­чему?

Темы ассоциаций: какой сейчас наш отряд, мы, лагерь, смена, ведущие, ожидания от смены и т.д.

Ассоциации: цветы, предмет мебели, одежда, учебный пред­мет в школе, вид спорта, книга, дерево.

БУКЕТ ЦВЕТОВ

Подготовка: необходимо сделать бумажные цветы или по количеству человек в отряде, или по количеству вопросов для обсуждения. Вопросы записываются на цветах.

Содержание. После некоторого вступления ведущего «огонька» и объяснения правил ведения разговора, ребенок бе­рет один из цветков и отвечает на поставленный вопрос. Затем дарит другой цветок кому-либо по выбору, и уже другой чело­век отвечает на вопросы. Для педагога это не только способ проанализировать день или дело, но и своеобразная диагности­ка: кто из ребят кого выбирает, выделяет из остальных (некий способ для дальнейшего определения состава микрогрупп).

ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЁК

...И вожатый снова будет песни петь,

И свеча согреет нас...

В самом начале смены отряд собирается на первый вечерний сбор – «огонёк знакомств», на котором происходит более подробное, чем просто при встрече, знакомство детей с «Зеркальным» (в том числе, с законами и традициями), с вожатыми и друг с другом. И на самом этом же сборе рассказывается о традиции «вечернего огонька».

«Вечерний огонёк» – это ежедневный вечерний сбор отряда при свече (или у костра). Ребята и вожатые садятся в круг, чтобы видеть лица друг друга. Несколько песен «для настроения», а потом начинается разбор дня, или «коллективный самоанализ», который заканчивает длиннейший день, пролетающий как одно мгновение. "Что сегодня было хорошего? Что плохого? Кому было сегодня хорошо от нашей работы? Кто проявил себя лучше всех? Кому было труднее всех? Словом, как ««сделали» день?» – такие вопросы обсуждаются на огоньке. Кроме того, оценивается работа дежурного командира дня и выбирается дежком на следующий день. Что касается общей обстановки «огонька, то свеча и лирические песни обычно настраивают на спокойный, доверительный лад. «Вечерний огонёк» – это откровенный разговор. Там можно и похвалить, и поругать, но никто не обижается, потому что все слова – правда, всё – от чистого сердца и только с добрыми намерениями. Негласное правило «огонька»: говори правду или молчи. И ещё один важный момент: «огонёк» – это минуты единения отряда, поэтому те, кто действительно пришли общаться, садятся ближе к центру круга, чтобы свеча освещала их лица, а те, кто по каким-то причинам хотят не показывать всем своего настроения, – отодвигаются в тень. На огоньке есть две священные «вещи» – это свеча и песня. Пламя свечи, говорят, может показать, говорит ли человек правду, потому что только тогда оно ровное и спокойное. Если же пламя свечи сильно колеблется или гаснет – это плохой знак. К свече в «Зеркальном» принято относиться очень бережно, поэтому нельзя ходить через круг со свечой в центре нельзя, а зажигают и гасят свечу только особыми способами. Право зажечь свечу на «вечернем огоньке» – это почетное право, и оно предоставляется обычно ребятам, проявившим себя в течение прошедшего дня, или именинникам в качестве подарка. В конце огонька отряд встает в «орлятский круг» и поёт несколько традиционных «вечерних» песен. Затем наступает «ритуал вечернего прощания»: все берутся за руки (каждый человек скрещивает руки перед собой – правая поверх левой – и берет за руки соседей) и хором говорят следующие слова: «Над лагерем ночь спускается, «Зеркальному» спать пора. Спокойной ночи. Родина, До светлого утра! (говорят все вместе) Спокойной ночи, дорогие девочки! (говорят мальчики) Спокойной ночи, дорогие мальчики! (говорят девочки) Спокойной ночи, дорогие вожатые! (говорят все дети) Спокойной ночи, дорогие зеркалята! (говорят вожатые) Спокойной ночи, дорогие все! (говорят все вместе) До свидани-мы!».

На последнем слове «мы!» руки разрываются, все встают вокруг свечи, загадывают желание на следующий день и на «раз-два-три» задувают пламя. Есть ещё один «ритуал», скорее шуточный но, тем не менее, существующий и очень «живучий» в «Зеркальном». Он заключается в том, что после задувания свечи нужно взяться правой рукой за левое ухо и прыгать на правой ноге вокруг себя три круга, трижды повторяя при этом: «Чтоб мне завтра повезло!». Сложно сказать, насколько имеет смысл это действие, но оно явно несет в себе некий положительный эмоциональный заряд, а это, по-моему, никогда не вредно.

ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ

Цель: разрешение скрытого конфликта между ребятами в отряде, когда необходимо подчеркнуть необходимость в коллективе каждого человека Формирование умения видеть в каждом человеке положительные качества, признавать их.

Реквизит: красиво (сказочно) оформлен­ный стул.

Содержание: ведущий рассказывает историю (легенду) про данный «волшебный» стул, а затем предлагает каждому (или желающим) по очереди на нём посидеть, а всем остальным участникам по очереди называть достоинства человека, который занимает волшебный стул. Ведущий призывает всех участников придерживаться следующего правила: волшебный стул высвечивает только по­ложительные качества, называть недостатки человека катего­рически запрещается. Завершается огонек общим обсуждением вопросов: Что ты чувствовал сидя на волшебном стуле? Что нового услышал о себе? Приятно ли было тебе слышать о своих достоинствах? Легко ли говорить в слух приятные вещи друг другу?

ВОТ Я КАКОЙ

Ключевая фраза: «Как много есть людей хороших, Друг на друга непохожих...».

Подготовка: готовится множество различных карточек с изображением буквы «Я», составленных из различных предметов. Или, наоборот, карточки со всевозможными изображениями буквы «Я» (больших, маленьких, по-разному разукрашенных, с разными предметами и т.д.). Буквы или картинки раскладываются вокруг «живого» огня.

Содержание. Каждый участник «огонька» выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше всего похожа на него, а потом объясняет, почему.

ГОРОСКОП

Из архива О. Ефимчевой, методический отдел

Идея: знакомство с личностью каждого человека через общее описание качеств, свойств, черт характера людей, родившихся под каким-либо знаком Зодиака.

Ключевая фраза: влияют ли на судьбу человека звезды?

Оборудование: фигурки или картинки всех 12 знаков Зодиака, свечи.

Содержание: дети распределяются по группам – знакам Зодиака. При невозможности такого распределения, в группы можно объединить по стихиям: вода, земля, воздух, огонь. Детям предлагается рассказать о себе, о своих интересах, мечтах, желаниях, интересных случаях из жизни и т.д. Но перед высказыванием детей педагогом дается краткая характеристика знака Зодиака. Необычность такой характеристики способствует запоминанию личности ребят через выделение необычных качеств. Возможно, что ребенок мало информации скажет о себе, в этом случае помогут такие вопросы, как: «Как ты думаешь, соответствует ли описание знака Зодиака, под которым ты родился, твоим личностным качествам?», «По каким позициям ты принципиально не согласен с описанием?», «Какой из знаков тебе больше всего нравится и почему?».

ДВА КАМЕШКА

Л. Бучкова, «Олимпийский»

Идея: повлиять на сложные (конфликтные) отношения ребят в отряде, продемонстрировать способ решения возникающих проблем.

Необходимый реквизит: по два камешка – черному и бе­лому – по количеству детей, несколько листов бумаги, ручка или фломастер.

Содержание: У каждого ребенка в руках два камешка – белый и черный. Ведущий (ведущий) просит положить один камешек рядом с костром (свечой). Белый камешек – если ребенок считает, что в отряде все хорошо и не существует проблем. Черный, если ребенок считает, что в отряде не все благополучно и есть какие-либо проблемы. Когда все дети подобным образом обозначат свое мнение, ведущий или ведущий подводит итог и делает вывод о том, что большинство ребят отряда считают, что в нашем отряде существуют проблемы. Все вместе стараются назвать наиболее общие существующие проблемы (или проблему), формулируем и записыва­ем на листе. Коллективное обсуждение причин возникновения проблем (проблемы), поиск путей решения. После того, как принимается общее решение относительно выхода из какой-либо проблемы, листок, на котором записана данная проблема, сжигается. Подведение итогов – это озвучивание того решения, к которому пришел отряд. Можно придумать определенный ритуал, который бы символизировал объединение отряда для успешного решения выделенных проблем. Например, на ниточку капаем воском, делаем браслетик. Носим его на запястье, чтобы если будут возникать подобные проблемы, он напоминал о нашем разговоре. Или берем на память уголек от костра. В конце «огонька» исполняется любимая песня отряда.

ДВЕ ПТИЦЫ

О. Лукашкина, «Звездный»

Цель: реализация потребности подростков осознать себя в мире человеческих отношений, понять, что он есть такое, как личность, индивидуальность, как его видят со стороны другие люди, открыть для себя ценность удивительного, неповторимого, непохожего, сложного и тонкого мира «Я».

Оборудование: костер, гитара, зеркало.

Ход дела:звучит гитара. Ребята рассаживаются вокруг костра.

Ведущий: «Вездесущий огонь насыщает каждое жизненное проявление, направляет каждое действие, поддерживает жизнь в каждом начинании. Об огне знает сердце человеческое, но рассудок пытается затемнить эту явленную мудрость. Люди говорят – он сгорел от злобы, или он загорелся желанием. Во множестве выражений, точных и ясных, люди знают значение огня. Огонь... Огонь – это особая энергия огромной силы. Он легко разгорается, но так же легко и гаснет. На мгновение все освещается пламенем – и вот уже все сгорело дотла. Огонь своей силой делает людей одновременно защищенными, всемогущими и беспомощными. Огонь всегда порождал фантазию и воображение человека, внушал чувства покоя и страха. Огонь всегда стремится вертикально вверх, от земли к небу искрами, вылетающими из костра, теплом, поднимающим вверх воздушный шар, просто языками пламени, всегда устремленным только вверх. Мы можем очень долго сидеть у костра и смотреть на пламя. Просто смотреть и думать. О чем? О себе, о своих желаниях и мечтах, о прошлом, настоящем и будущем. О том, что происходит, и что может произойти. О своей жизни. О людях, окружающих нас. На пламя костра мы можем смотреть часами. Пламя нас завораживает и притягивает. Около костра порой не произносится ни одного слова. Но люди, сидящие вокруг него, могут думать и мыслить созвучно, а иногда и понимать друг друга, не произнося вслух ничего. Странно? Да, действительно странно... Может быть, мы читаем по глазам, освещаемым пламенем? Ведь глаза – это зер­кало души, а зеркало всегда делает даже небольшое пламя бо­лее ярким. Но чаще всего рядом с огнем людей тянет поговорить. К словам людей внимательно прислушивается пламя. Давайте и сегодня поговорим, попробуем сказать друг другу слова, кото­рые запомнятся надолго, останутся в наших сердцах, понравятся пламени нашего костра».

Легенда: «Давным-давно, а может быть и недавно... Кто мы такие, чтобы обсуждать бег времени, его течение. Мы видим только свою жизнь, чувствуем свои годы. Время летит незаметно... И в мерках планетарного времени наша жизнь столь коротка и незаметна для общей истории. Однако история не создается сама по себе. Она складывается из многих и многих жизней, из поступков разных людей.

А тогда еще не было нас с вами, не было ваших родите­лей. Да что говорить... И люди жили в пещерах и грелись у костров. Ходили на охоту с копьями и луками, укрывались шкурами мамонтов и бурых медведей. Вот, в те давние времени жило на берегу моря племя. Обычное племя, каких много жило в те времена на нашей планете. Простые люди, которые жили, чтобы есть и пить, охотились, чтобы быть сытыми. Каждый вечер они собирались у костра, чтобы похвалиться своей силой, ловкостью и умением, съесть очередную косточку, показать добытые шкуры и бивни. И был в том племени один мальчик. Родился он не таким, как все. Трудно ему было... он не ходил со всеми на охоту, не стрелял из лука. Он мечтал. Он жил той жизнью, которая была не понятна всему племени. Мальчик мечтал. Он мечтал о жизни, о будущем. Он любил смотреть на звезды и думать: «А что там, на звездах?» Он любил смотреть на звезды, на море и думать: «А что там в море?».

В племени над ним часто смеялись, щипали, пинали. Трудно было ему. И он часто убегал в горы, разжигал свой маленький костерок и, сидя около огня, любил смотреть в пламя, наблюдать за звездами, любоваться бегом реки. Люди очень часто ловили на себе его задумчивый взгляд. И от непонимания людей племени стали выгонять его из племени. И вот однажды вечером мальчишка не выдержал и ушел. Долго шел он по берегу моря. Ночевал под открытым небом под кронами деревьев на мягкой траве. Но каждый вечер садился он у огня и мечтательно смотрел на небо... В это время разные мысли посещали его голову, он видел различные картины, которые поначалу пугали его... И вот однажды вечером, расположившись на ночлег, он увидел недалеко от себя горящий костер. Ему стало любопытно, что за люди расположились так смело под открытым небом. Потихоньку, крадучись, он приблизился к огню и увидел странную картину: вокруг огня сидят люди и внимательно слушают речь одного из старейшин. Приблизившись, он прислушался и понял, что разговор идет не о бивнях и шкурах, не о еде. Старейшина рассказывал какие-то истории. Вот он за­кончил, и следующий человек принялся рассказывать свою историю. За ним – следующий. Мальчишка тихонько подошел и сел у костра. Все были настолько увлечены рассказом, что даже не заметили, что в кругу появился чужой. И только когда вдруг прозвучал голос – голос мальчишки. «А вот я расска­жу...», – все встрепенулись, но, увидев, что никакой опасности им не грозит, позволили мальчишке говорить. А он? Он начал свой рассказ о звездах, как много их над головой и, что каждая звезда имеет свое назначение... О море, в котором столько всего интересного, о будущем, которое ждет эту любимую и родную планету. Мальчишка рассказывал свои сны, свои фанта­зии... Поздно закончился его рассказ, но никто в племени не смог шелохнуться, пока звучал его голос.

И с тех пор каждый вечер племя собиралось у костра, чтобы послушать его. Он приобрел друзей, которые ценили его не за силу и ловкость, а за умение красиво говорить и приду­мывать.

Много времени пролетело с тех пор. Но почему-то люди до сих пор ценят людей, умеющих красиво рассказывать свои фантазии, мечты, да и просто красиво разговаривать. В разное время их и называли по разному: гусляры, былинники. Но все­гда люди собирались вокруг, чтобы послушать их. Услышать рассказы и былины, окунуться в мир фантазий и мечтаний».

Ведущий: «Каждый из нас мечтает, уносится в свои грезы. И иногда очень хочется рассказать о том, что ты думаешь, о том, что хо­чешь».

Исполняется песня В. Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса».

Ведущий: «Но все это ваш внутренний мир. В каждом из нас живут такие чувства как: воля, стремление, порыв, трудолюбие, желание, целеустремленность. Эти качества человека движут нас вперед, дают нам шанс найти себя в этом мире. Очень часто мы слышим: «Он добьется своего, он моло­дец! Он знает, чего хочет от жизни!» Это взгляд со стороны. Порой в людей мы смотримся, как в зеркало и начинаем пере­осмысливать, думать. Но труднее всего действительно посмот­реть на себя в зеркало и поговорить с собой, со своим отраже­нием».

Исполняется песня братьев Мищуков «Не поговорили...».

Ведущий: «Я передаю вам зеркало (ведущий передает зеркало одно­му из ребят, сидящих в кругу). Пусть каждый из вас, беря это зеркало в руки, заглянет, увидит свое отражение, посмотрит себе в глаза. И как с другим человеком поговорит о себе. Но сначала я расскажу вам притчу.

Притча «О двух птицах». «Две птицы летели в небесном просторе и вдруг попали в воздушный поток. Одна испугалась, сложила крылья, прижала к груди голову и отдалась провидению. Сильная воздушная струя подхватила обмякшее тело, закрутила в своем круговороте и понесла на скалы. Со всего маха она ударила слабое существо о камни, и, собрав разлетевшиеся перья, понесла их по свету как символ безволья, ибо перо без птицы, как тело без разума. Другая же птица расправила крылья, подняла голову и полетела навстречу ветру. Когда воздушный круговорот остался позади, она почувствовала силу в крыльях и уверенность в душе и поняла, что теперь она может лететь к солнцу».

Ведущий: «О чем повествует эта притча? Почему птица сложила крылья и повиновалась ветру? Почему мы опускаем свои головы и отступаем? Что символизируют две птицы? А что символизирует ветер?»

После вопроса, заданного ведущим, каждый участник по желанию высказывает свое мнение.

Ведущий: «А теперь вглядитесь в свое отражение в зеркале и попробуйте сказать самому себе правду. Выберите, какая вы птица? Та, что летит по ветру или та, что борется с ветром?».

Каждый участник берет зеркало и пытается поговорить со своим отражением.

Методическое пояснение. Умение отдавать себе отчет в собственной жизни является одним из значительных признаков лич­ностного развития человека. Расширить пространство для духовных усилий по осознанию себя как личности может помочь методическая форма «У зеркала».

Суть этого приема – оставить подростка перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив возможность взглянуть на себя как на некое неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, некоторый са­мостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения. Если зеркало одно и большое, то подростки подходят к нему и садятся перед ним, а остальные располагаются слева или справа, чтобы «собеседник с собою» оставался условно наедине. Если же имеется маленькое зеркало, то по просьбе ведущего подростки могут по очереди пообщаться со своим зеркальному отражением, сказать ему свое мнение.

В зеркале мы воспринимаем лишь оболочку человека без его содержательного наполнения. Зеркало помогает нам вывести наше «я» за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения.

Ведущий (помогает наводящими вопросами): Почему ты считаешь себя именно такой птицей? Как бы ты поступил, если бы (столкнулся с непреодолимым препятствием; если бы не знал, как поступить в данной ситуации и т.д.)? К чему ты стремишься, если считаешь, что ты – птица с раскрытыми крыльями? Почему ты летишь по ветру, а не борешься? Вопросы могут быть различными, в зависимости от участника.

Ведущий: «В минуты трудных испытаний нельзя складывать крылья, судьба не жалует слабых, она разбивает их при первой возможности. Надо расправлять крылья и лететь навстречу буре, тогда буря под натиском силы разобьется о каменную волю и разлетится перьями воздушных потоков, которые будут восприниматься на земле, как легкий безобидный ветерок».

Ведущий (ведущие заранее готовят небольших разноцветных птичек, выполненных в технике «оригами»): «Вы постарались посмотреть себе в глаза. Я думаю, что, может быть, кто-то стал немного решительнее после этого. Кто-то в душе обещал себе измениться, стать смелее и активнее. Мне хочется подарить вам птицу. Как символы легенды и на память о тех словах, которые вы сегодня сказали себе сами. Пусть эти птицы помогут вам в трудный и решающий момент. Пусть эти птицы под­скажут вам в трудные минуты или тогда, когда вы будете сто­ять перед выбором: опускать голову и сложить крылья или расправить их, чтобы взлететь высоко и показать свою силу ветру».

Вот над темно-синей волной неприметная стайка.

Грустно, но у меня в этой стае попутчиков нет.

Низко лечу, отдельно от всех, одинокая чайка,

Скользит надо мной спутник

Преданный мой – друга силуэт.

Но слабеет, слабеет крыло

Я снижаюсь все ниже и ниже

Я уже отраженья не вижу –

Море тайною заволокло.

Крылья уже над самой водой –

Мои белые крылья.

А этот соленый ветер играет – со мной,

Беспощаден и груб.

Неужели никто не придет,

Чтобы рядом лететь с белой птицей,

Неужели никто не решится

Неужели никто не спасет.

Бьется сердце под левым крылом,

Но уже я друга – спасителя вижу!

Но уже я друга крыло под своим крылом ощущаю!

Дальше к холодной мутной воде.

Мне снижаться не надо. Мы вдвоем.

Ведущий: «Огонь нашего костра потихоньку угасает. Может быть, костер устал гореть? Или его пламя устало нас слушать? Но все, что огонь сегодня услышал, он сохранит в себе. А мы унесем слова, которые говорили себе и друг другу, мысли, которые остались невысказанными. Мы все похожи на мальчишку из легенды, который стремился поделиться своим мыслями с другими.

ДЛЯ ЧЕГО ГОРИТ МОЯ СВЕЧА?

Т. Андреева, «Дозорный»

Цель: знакомство детей друг с другом, традициями орлятского огонька, выявление детских интересов и целей их пребывания в лагере.

Оборудование: стулья, небольшие свечи (по количеству участников огонька), коряга, сюрприз, гитара.

Сценарный план: звучит песня под гитару (например, «Изгиб гитары желтой» О. Митяева), ведущий вводит и рассаживает ребят. У каждого ребенка в руках по свече.

Ведущий знакомит ребят с законами и традициями орлятского огонька, историей его появления (легенда об огоньке). (Звучат слова и стихи об огне, свече, о стихии).

Легенда о свече: «...Зимний вечер притих за окном. Он хмур и холоден. А мы зажжем свечу, и будем смотреть на огонь. Капли воска сте­кают медленно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке. Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила. Он помнит то, о чем уже забыли люди. И потому мы так любим смотреть на него. В трепете огня течет само Время. Когда Человек появился на Земле, ему многому при­шлось учиться: добывать пищу, изготавливать одежду, обустраивать жилище. А самым главным и трудным было добыть Огонь, потому что только раз в году – в день летнего солнце­стояния могли получить его люди. Трепетно хранили и берегли Огонь на Земле. Только самые отважные и чистые душой удо­стаивались чести быть Хранителями Огня. Каждое племя имело своего Хранителя. Постепенно племена разрастались и уходили жить на новые пространства. Чтобы не потерять Огонь, Хранители объединились в Орден Огня и построили Башню. В самые трудные и опасные моменты жизни, когда человек оказывался на краю, гибели, терял до­рогу, не мог найти выхода, возникал силуэт Башни, свет которой служил ему спасательным маяком. Башня появлялась в самых разных местах, ее могли видеть несколько разных людей одновременно.

День и ночь поддерживали Хранители огонь огромной Свечи, горевшей в Башне. Когда Свеча догорала, самый достойный из Хранителей сам становился свечой и чистый огонь его души светил людям.

Проходили века. Человек достиг самых дальних краев и решил, что все, о чем мечтал, у него уже есть. Он построил высокие дома со множеством отдельных квартир, придумал быстрые автомобили и даже искусственный свет. Люди перестали нуждаться в огне Башни. И когда последняя звезда догорела, Башня растаяла, а людей, поверивших в наступившее вечное благополучие, окутали довольство и спокойствие.

Человек продолжал жить. Но даже в эти обустроенные квартиры стали приходить Беды, Одиночество и Страх. Чтобы прогнать их, человек включил свет и громкую музыку. Но и это не помогло ему.

Однажды на старом заброшенном чердаке среди ненуж­ных вещей человек нашел маленькую восковую свечу – символ далекой, утерянной во времени Башни. Он принес свечу в свой дом, где горел большой свет, и играла музыка, и поставил свечу на стол. Ничего не изменилось в комнате. Маленький огонек свечи среди ярких лучей искусственного света едва был различим. Собираясь выйти из комнаты, человек выключил свет, но не потушил свечи. И тут произошло чудо: обычные вещи потеряли свои привычные очертания, комната стала теплой и уютной, а в сердце человека проник душевный покой.

О свершившемся чуде узнали другие люди. И с тех пор они стали собираться вокруг огонька свечи, который очень чутко реагировал на их настроение. Если вдруг в сердце к кому-либо закрадывалась тень недовольства и сомнения, пламя свечи начинало коптить. Если же чисты были дела и помыслы людей, то тогда в трепещущем огоньке виделись всем силуэт старинной Башни и тени ее верных Хранителей.

Кто знает, найдется ли Человек, достойный стать свечой, освещающей сердца и души других людей? И, может быть, ко­гда-нибудь благодаря ему, мы с вами сможем увидеть силуэт той Башни. А пока...

Зимний вечер притих за окном. Он хмур и холоден. Тон­кий лепесток свечи дрожит на сквозняке. Он живой. В нем та­ится могучая сила. Потому мы так любим смотреть на него.

В ходе рассказа ведущий переводит разговор от свечи к огню, горящему в наших сердцах.

Ведущий зажигает свою свечу и рассказывает о себе (интерес, цель в жизни, цель пребывания в лагере).

По окончанию рассказа зажигается детская свеча (ре­бенок рассказывает о себе, для чего «горит» его свеча). И так по кругу, пока не зажгутся все свечи.

Последней зажигается свеча второго ведущего, он подводит разговор к общей свече. Рассказывает о том, что все собравшиеся ребята интересны, уникальны, что каждый человек идет своей дорогой. Иногда эти дороги сходятся и пересекаются, иногда идут параллельно, даже не приближаясь друг к другу. А наши дороги встретились сегодня в «Орленке» и все дни нашей смены мы будем идти одной, общей дорогой, (зажигается общая свеча). И освещаться эта дорога будет единым светом, нашим общим огнем.

Напутственные слова на смену (ведущие условно передают частичку своей души, которая будет помогать ребятам двигаться по дорогам смены).

Заключительное слово и песня в подарок (например, «Алые паруса» В. Ланцберга).

Ведущие уводят ребят.

Данный огонек является первым из серии огоньков. На последнем огоньке можно будет погасить свечи и увезти их с собой.

ДРУЖБА

Из опыта Ю. Кашириной, «Звездный»

Идея: тематический огонек. Дружба, которая только начинается между ребятами отряда, похожа на тонкую паутинку, которая ткется маленькими старательными паучками.

Необходимое оформление и реквизит: нарисованная паутинка, пары разноцветных паучков, на обратной стороне которых написаны ситуации, которые могут произойти с друзьями.

Содержание: Ведущий рассказывает легенду о трудолюбивом паучке, который старался со всеми подружиться. Каждый ребенок снимает с нарисованной паутины своего паучка. Ребята находят себе пару. Соединив паучков, прочиты­вают ситуацию, и стараются найти совместное решение, отвечают на вопрос «кого называют настоящим другом?». Высказываться пары ребят начинают по желанию, закончив рассказ, прикрепляют своих паучков рядышком на нарисованную паутинку.

Наши рекомендации