Руководство трудом всех детей группы
В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель ставит своей основной задачей формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда.
Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в другом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети. Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и работа у них спорится, быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые».
Воспитатель, оценивая качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения, благодаря которой и качество становится высоким.
В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку в качестве работы, переносит ее последствия в план оценки деятельности детей и их отношения к порученному делу.
Более того, он вводит понятие: товарищей нельзя псдводить; на конкретном примере из деятельности самих детей подводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения на подоконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми и тогда ты подведешь своих товарищей, ведь они так старались, вытирая подоконник, а им сделают замечание, что они неаккуратно работали».
Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает нравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т. д.
Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу. Наблюдая за деятельностью детей, он может заметить, что какое-либо звено задерживается или может выполнить порученное дело раньше.
Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда товарищам трудно».
Воспитателю важно не только пригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой: «Как много оказалось у них дела! Гораздо больше, чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».
Однако не всегда воспитатель присоединяет детей, закончивших работу, к тем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видит необходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, он дополняет объем работы первых.
Например, если дети подклеивают коробки, напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта; если убирают стеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т. д.
В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу».
Обсуждение итогов
По окончании работы воспитатель проводит с детьми обсуждение ее результатов. Задача здесь состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он предлагает вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша комната (огород, цветник, участок и пр.).
Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, убрали песочный дворик, подмели участок, собрали урожай и т. д.).
Воспитатель с удовлетворением замечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит примеры настойчивости детей, старательности, взаимопомощи, вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.
При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает особенно такие поступки, в которых выражено стремление помочь товарищам, например: «Шура выполнил свою работу, не пошел играть. Увидел, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, подошел и помог ей».
Или: «Митя хорошо поступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла намочить платье. Он правильно решил, что ему расставлять игрушки можно и без фартука».
Воспитатель побуждает и детей к активному обсуждению поступков товарищей, стремясь к тому, чтобы в их оценках отражались положительные стороны поведения сверстников.
Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к отдельным недостаткам. Однако, указывая на недостатки, воспитателю следует быть особенно осторожным, делать замечания мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь, работать лучше: «Света тщательно промывала растения, быстро работала, не отвлекалась, но делала все небрежно: то на ноги себе налила воды, то пролила ее на пол. Надо быть аккуратнее. Коля хорошо работал, но сразу брался за все дела: и растения переносил, и листья вытирал, торопился, поэтому и горшочек разбил».
Все обсуждение занимает не более 3—4 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение при организации трудовой деятельности детей.
Мастерская добрых дел
«Мастерская добрых дел» была организована по предложению методиста отдела народного образования Ленинского района Москвы Б. Г. Горелиц в детском саду № 1426 (воспитатели И. Б. Лопакова, В. В. Соболева, зав. А. П. Фролова). Приводится протокол организации помощи детям младшей группы со стороны старших дошкольников.
Воспитатель. Дети, мы с вами часто работаем вместе и научились выполнять разные дела. Что мы с вами научились делать?
Стасик. Мы умеем книги подклеивать, комнату убирать.
Гена. И кубики все вместе моем.
Лена. И пуговицы пришиваем к наволочкам.
Воспитатель. Правильно, дети, вы научились хорошо выполнять все эти дела и много других. Теперь мы можем и младшим детям помочь. Как вы думаете, что мы можем сделать для малышей?
Лена. Книги для них подклеить.
Женя. И кубики для них вымыть.
Воспитатель. Помните, мы с вами домики учились склеивать. И для них можно такие домики сделать. Они поставят домики на столе и будут вокруг них заборчики строить. Они же совсем не умеют строить большие постройки, а заборчики им нетрудно научиться делать. Вот они обрадуются!
Ира. И елочные игрушки будем для них делать.
Воспитатель. Ну, я вижу, вы согласны помогать малышам!
Дети отвечают утвердительно.
Воспитатель. Тогда надо подумать, когда мы все это будем делать. Давайте у нас в группе откроем мастерскую и назовем ее «Мастерской добрых дел». Мы будем принимать заказы от других групп.
Дети охотно принимают предложение воспитателя.
Воспитатель. Я так и знала, что вы согласитесь помогать малышам. Сегодня мы с вами будем убирать комнату. Это мы поручим двум звеньям. А другие два звена уже начнут работать в мастерской. Первое звено предложит свою помощь нашей няне (она меняла постельное белье; дети должны пересмотреть наволочки и пришить пуговицы), а второе пойдет к малышам, узнает, какая нужна им помощь.
Так была организована наша «Мастерская». Дел у нас было много: нам несли поломанные игрушки, порванные книги, старые кубики. Мы стремились к тому, чтобы все просьбы малышей выполнялись.
В процессе труда осуществлялось воспитание у детей умения трудиться, чтобы принести радость другим, устанавливать положительные взаимоотношения, самостоятельно распределять работу между товарищами.
Вот так, например, была организована помощь младшей группе по уборке кубиков.
Воспитатель. Дети, к нам в «Мастерскую добрых дел» поступила просьба от воспитателя младшей группы. Им надо вымыть кубики. Какое звено у нас на этой неделе дежурит в «Мастерской добрых дел»?
Дети. Второе.
Воспитатель. Дети второго звена, как только оденетесь, подойдите ко мне.
(Дети стараются поскорее одеться и подойти к воспитателю.) Разговор с детьми воспитатель ведет после полдника.
Воспитатель. Как вы думаете, дети, с чего надо начинать?
Ира. Надо кубики снять с полок, а потом их мыть и укладывать обратно.
Саша. Надо не сразу укладывать, а сначала полки протереть.
Воспитатель. А что вы должны сделать до работы?
Гена. Надо разделить, кто что будет делать.
Воспитатель. Вот и договоритесь, кто какую часть работы будет выполнять.
Ира. Я буду протирать кубики мочалкой.
Лена. И я буду мыть.
Гена. Ну тогда я буду вытирать.
Воспитатель. Галя, а что ты молчишь? Что ты будешь делать?
Галя. А я не знаю.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно поручить Гале?
Ира. Мы двое согласились мыть кубики, а Гена один захотел вытирать. Он не успеет за нами. Пусть Галя тоже вытирает.
Галя. Хорошо, я буду вытирать.
Воспитатель. Вы еще не договорились, что будет делать Саша.
Саша. Я тогда буду постройку делать.
Воспитатель. Нет, Саша, так нельзя. Ты же еще не спросил у воспитателя, нужно ли для них постройку делать или нет? Тебе, пожалуй, тоже надо вытирать кубики. В прошлый раз, когда мыли кубики дети первого звена, то оказалось, что мыть кубики гораздо быстрее, чем вытирать. Чтобы не было остановок, вам надо троим вытирать.
Саша. Хорошо, я буду вытирать, а когда Андрюша не будет справляться, я ему буду помогать.
Так с помощью воспитателя был распределен труд между детьми, и заказ был выполнен.
Когда мы получили от малышей второй заказ — отремонтировать кубики, выполняли его также в «Мастерской добрых дел». Здесь необходимо было решать несколько задач: воспитание умения ремонтировать игрушки, заботливого отношения к малышам, навыка участия в совместном труде и положительных взаимоотношений между детьми.
Работу организовали следующим образом. Для выполнения заказа выделили звено в 6 человек. Они готовили старые кубики, разноцветные полоски бумаги (шести цветов) шириной, равной ребру кубика, произвольной длины. Эту работу мы выполняли во время вечерней прогулки летом.
«Дети, младшая группа просила нас отремонтировать кубики. Посмотрите, как они потерлись, ничего на них не видно. А вот такой же кубик я обклеила цветной бумагой. Посмотрите, какой он стал нарядный. Из таких кубиков можно складывать разные узоры. Кто хочет поработать? (Желающим предлагаю сесть за стол.)
Вот у нас полоски разных цветов. Кто скажет, как надо обклеить кубики?
Поддерживаю высказывания детей, делаю вывод: «Кубик надо обклеить со всех сторон так, чтобы каждая сторона была другого цвета».
Показываю приемы работы: нужно положить кубик на полоску, отметить карандашом, а затем отрезать квадратик. Этот квадратик надо приклеить к кубику. «Если каждый из вас будет приклеивать на кубик квадрат разного цвета, то кубик получится вот такой нарядный. Теперь договоритесь, кто из вас возьмет какую полоску. (Помогаю распределить работу.) Возьмите из большой коробки каждый по одному кубику, и начинайте работать. Как приклеите квадратик, то передавайте товарищу, а вам будут передавать другие. Так постепенно и будете обклеивать все стороны».
В процессе работы детей помогаю им при разрешнии всякого рода затруднений. После окончания работы подводим итог. Дети относят кубики в младшую группу.
В мастерской дети делали игрушки-самоделки, с которыми с удовольствием играли и сами. Когда они построили метро из крупного строительного материала, им понадобились вагончики, чтобы составить поезд. Воспитатель предложил детям изготовить вагончики самим из коробок и катушек. Тут же заработала мастерская. Поделкой вагончиков заинтересовались и другие дети, не участвовавшие в игре со строительным материалом, они также включились в работу.
Чтобы вагончик был красивым, дети обклеивали коробки цветной бумагой. Когда коробочка была готова, к ней прикрепляли колеса из катушек, наклеивали окна и двери. Скоро целые составы стояли в туннеле. Детям захотелось, чтобы над входом в метро была эмблема — буква М, которую они вырезали из цветной бумаги и наклеили на картон; сделать указатели для пассажиров, светильники на платформу (это были легкие шарики, укрепленные на столбиках из скрученной бумаги).
Ремонт книги
Материал для работы: книги (по числу детей), требующие одинакового ремонта (укрепление потрепанного корешка, углов обложки); полоски разноцветной бумаги шириной 4—5 см (длина произвольная, но не короче книги); квадраты разноцветной бумаги.
Воспитатель, обращаясь к детям, сообщает о том, что они будут учиться ремонтировать книги: «Вы уже умеете укреплять корешок, когда он немного потерт. Вспомните, как это надо делать. Полоску бумаги надо подобрать по цвету обложки. Приложить ее к корешку и отрезать лишний конец. Затем эту полоску надо сложить по длине пополам, намазать одну сторону клеем и положить на нее книгу, после этого намазать клеем вторую половину полоски и завернуть ее на верх обложки. (Если дети сразу будут намазывать клеем всю полоску, то она подсохнет раньше, чем они смогут завернуть ее на верх обложки, и полоска плохо приклеится.)
А теперь посмотрите на эту книгу. Корешок у нее потерт сильнее. Если мы приклеим только одну полоску бумаги на корешок, то обложка все равно оторвется от книги. Чтобы прочнее было, мы с вами приклеим полоску бумаги еще с внутренней стороны обложки. (Показывает.) Какую взять для этого полосочку бумаги, цветную или белую? (Уточняет, что надо брать белую, потому что листы книги белые.)
Приклеивать полоску будем так: сложим ее по длине пополам, развернем, намажем обе стороны сразу (клеем смазывается наружная сторона полоски), положим полоску так, чтобы сгиб вошел между страницами (этот прием показать детям надо обязательно медленно, так как все указания словесные требуют большого внимания к каждому слову и могут быть не осознаны детьми сразу. В случае необходимости можно повторить и показ, и объяснение), и плотнее прижмем. Так же приклеим и вторую полоску на нижнюю обложку.
После разъяснения надо спросить 1—2 детей о последовательности работы, останавливаясь на самом сложном: «Какую сторону полоски надо намазать клеем? Покажи. Как вложить полоску между страницами? Покажи».
Не следует добиваться от детей полного словесного объяснения приемов работы, можно ограничиться тем, чтобы дети показывали, как надо делать, и сопровождали свой показ отдельными фразами. Например: «Я вот так согну полоску, а потом разверну и буду намазывать клеем вот эту сторону» и т. д.
Когда обложка будет отремонтирована, необходимо обратить внимание детей на загнутые ее углы и разъяснить им, что загнутые углы обложки надо тоже укрепить. «Посмотрите, как это делается. Возьму квадрат такого же цвета, как и обложка, сложу с угла на угол (по диагонали) и разрежу. У меня получилось два треугольника. Их я наклею на уголки обложки. Сделайте и вы так же».