Основные требования к организации контрольных мероприятий по русскому языку в СКОУ V вида
1. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы в каждой учебной четверти, полугодии.
2. Во 2 классе итоговые контрольные работы проводятся лишь в конце второго полугодия и носят обучающий характер.
3. Время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным завучем по согласованию с учителем.
4. В один учебный день проводится не более одной письменной итоговой контрольной работы, а в течение недели – не более двух.
5. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день праздника, по понедельникам, в конце недели, а также в дни, когда планируется большая для детей учебная нагрузка.
6. Детям с нарушением мелкой моторики рук оценку за внешнее оформление работы не снижают.
7. Детям, страдающим сенсорной алалией или афазией, вместо слухового диктанта предлагается списывание текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями.
8. Анализ и учет специфических ошибок письма осуществляется индивидуально.
9. Число слов диктанта определяется в соответствии со следующими требованиями.
Класс | Количество слов на начало года | Количество слов на конец года |
30-40 | 40-45 | |
45-55 | 55-60 |
10. В начале учебного года количество слов в диктанте несколько меньше, постепенно их число увеличивается на 4-6 слов в каждой четверти. К концу года разница от минимального до максимального значения в количестве слов может составлять до 15-20 слов. Количественную нагрузку и ее увеличение необходимо также соотносить с индивидуальными образовательными возможностями каждого конкретно учащегося.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОВЕРОЧНЫЙ ДИКТАНТ проводится для изучения предметных результатов изучения русского языка, владение техникой письма, навыков соблюдения изученных норм орфографии, несформированности разных сторон речи, определения потенциальных трудностей в освоении закономерностей родного языка и для выбора тактики коррекционно-педагогического воздействия.
Диктант проводится без подчеркнутого артикулирования, без проведения анализа возможных сложностей диктанта, выделения трудных слов и звуков, нечетко различимых на слух и вызывающих сомнение при написании. Темп диктовки должен быть слегка замедленным, для того чтобы каждый ученик успел написать диктант в полном объеме.
Проверка знаний и умений осуществляется только на материале, который уже проработан с обучающимися к моменту диагностики. При наличии в классе значительного количества детей с нарушением общей моторики и мелких мышечных движений кистей рук и пальцев объём материала для диктанта может быть уменьшен.
Учителю-логопеду необходимо
· тщательно изучить каждую работу;
· сделать полный анализ допущенных ошибок;
· зафиксировать результаты наблюдений;
· оценить работу в соответствии с предложенными критериями;
· выбрать последующую тактику педагогического воздействия для подбора учебного и речевого материала с учетом особых образовательных потребностей каждого ребенка.
Если проверочная работа включает грамматические задания, то число слов в диктанте может быть сокращено и в таком случае за данную проверочную работу выставляются две оценки.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. Цель этого вида работы — выявить сформированность зрительного восприятия и стойкость взаимосвязи между фонемой и графемой у детей с нарушениями речи.
На первый план в этом виде работы выдвигается предупреждение ошибок путем фиксирования зрительного внимания на определенных буквах, выделенных в тексте особым шрифтом.
Текст диктанта написан на доске или предъявляется на индивидуальных карточках. Особым шрифтом или цветом выделяются те буквы или слова, написанию которых следует уделить особое внимание.
Учащиеся вначале читают текст, обращая внимание на выделенные буквы и слова, анализируют прочитанное путем звуко-буквенного анализа слова и орфографического разбора и объясняют написанное. Далее учитель-логопед закрывает текст, и учащиеся пишут его под диктовку без зрительной опоры.
После написания диктанта педагог снова открывает текст и предлагает учащимся сверить написанное в тетрадях с оригиналом. Учащиеся проверяют, исправляют допущенные ошибки, и выписывают их в тетрадь. Далее проводится обязательная работа над ошибками. Такая деятельность способствует формированию прочной взаимосвязи между звуком и буквой.
В заключении учитель-логопед проверяет работу и оценивает ее результаты.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. Цель данного вида работы заключается в предупреждении ошибок на письме. Этот вид работы эффективен в тех случаях, когда у ребенка отмечается дисграфия, связанная с нарушением графомоторной связи.
Учитель-логопед читает весь текст диктанта, а учащиеся внимательно слушают. При этом виде работы рекомендуется четкое артикулирование наиболее сложных слов и звуков вызывающих сомнение при написании. После прочтения учитель предлагает детям произвести звуковой и орфографический разбор текста.
Далее педагог читает текст по предложениям, дети записывают под диктовку каждое предложение последовательно, останавливаясь для короткого разбора на тех словах и предложениях, написание которых может вызвать особые трудности. Только после проведения такого анализа ученики записывают предложение в тетрадь.
После окончания письма под диктовку учитель снова читает весь текст, а учащиеся внимательно проверяют и исправляют допущенные ошибки. Аккуратно исправленные ошибки не должны быть отмечены учителем как грубые, однако их следует выделить и предложить ученику работу над ошибками.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. Контрольный диктант проводится с целью выявления усвоения грамматического материала и определения эффективности логопедической работы. Для этого вида работы подбирается только пройденный и отработанный на уроках материал, представленный в виде связного текста.
Текст контрольного диктанта зачитывается учителем без подчеркнутой артикуляции и голосового выделения сложных для написания и требующих особого внимания слов. Учащиеся внимательно слушают текст и по окончании чтения могут сказать два или три предложения о его содержании для более глубокого осмысления.
Далее учащиеся пишут под диктовку каждое предложение. После написания диктанта учитель снова читает текст, учащиеся проверяют написанное, исправляя ошибки.
В контрольном диктанте исправления учитываются, но к категории грубых ошибок не относятся.
ОЦЕНИВАНИЕ диктантА
Если контрольный диктант дается без дополнительного грамматического задания, то он оценивается одной отметкой.
В 1 и 2 оценки не ставятся.
Нормы оценок для 3 класса:
· «5» ставится, если нет орфографических ошибок. Допустимы одно исправление и 1-2 дисграфические ошибки, связанные с выраженным речевым нарушением;
· «4» ставится, если допущено 1-3 орфографические ошибки и не более 2-3 дисграфических ошибок;
· «3» ставится, если допущено 5-6 орфографических и не более 4-5 специфических ошибок;
· «2» ставится, если допущено 8-9 орфографических и более 4 дисграфических ошибок. А если 4 ошибки или 7, то учителю какую оценку ставить?
Нормы оценок для 4 класса.
Оценка работ данного класса производится по более высоким требованиям:
· «5» — работа должна быть выполнена аккуратно, в полном объёме, без ошибок и исправлений;
· «4» — в работе допускаются 2-3 исправления, не более 2-х орфографических ошибок, диктант должен быть написан аккуратно и 8 полном объеме, разрешается единичный пропуск большой буквы и одного знака препинания;
· «3» — работа написана небрежно, имеется около 5 исправлений, допущено 2-5 орфографических ошибок, 2 пропуска знаков препинания и 1-2 пропуска заглавной буквы;
· «2» — неряшливый вид работы; несоблюдение норм каллиграфии; нет пропусков и интервалов между словами и буквами; пропущены знаки препинания; отсутствует большая буква в начале предложений и в именах собственных, а также допущено более 5 исправлений и 5 орфографических ошибок.
Что следует считать ошибками в диктанте:
· орфографические ошибки в словах, правила написания которых были пройдены ранее;
· систематическое отсутствие знаков препинания, правила написания которых были пройдены;
· ошибки в словарных словах.
Что следует относить к числу специфических (дисграфических) ошибок:
а) смешения и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
б) нарушения структуры слова:
· пропуски;
· добавления;
· перестановки отдельных слогов или частей слова;
· раздельное написание частей слова.
Что не следует считать ошибками:
· ошибки на неизученные правила орфографии и пунктуации;
· единичная замена слова близким по значению;
· единичный пропуск заглавной буквы;
· повторение одного и того же слова 2 раза.
Что следует считать негрубыми ошибками:
· одно недописанное слово;
· однократное повторение одного слога или буквы;
· единичное нарушение правила переноса слова в случае, если ученик не рассчитал интервал между буквами.
Оценка грамматических заданий
Цель грамматических заданий — определить качественный уровень практических умений учащихся в усвоении того или иного знания, а, возможно, и рефлексию учебных навыков.
Если грамматические задания проводятся дополнительно диктанту, то они оцениваются дополнительной оценкой. В итоге за проверочную работу ставится две оценки: за диктант и за грамматические задания. При оценке грамматических заданий необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.
«5» ставится, если правильно выполнены все задания.
«4» ставится, если правильно выполнено не менее 3/4 задания.
«3» ставится, если правильно выполнено не менее 2/4 задания.
«2» ставится, если правильно выполнено менее 2/4 задания.
«1» ставится, если неправильно выполнено всё задание или не выполнено совсем.
Оценка изложений
С помощью изложений проверяется умение учащегося строить самостоятельное развернутое письменное высказывание, правильно оформленное с точки зрения грамматики, синтаксиса и семантики. В изложениях предметом оценивания являются содержание (полнота, логика, причинно-следственные связи, достоверность), соответствие тому или иному стилю (жанру), грамотность изложения.
Изложения проводятся у учащихся с начала 3-го класса, а сочинения со второго полугодия 3-го класса.
Тексты для написания изложений выбираются предпочтительно повествовательного характера, предлагаются небольшие по объему, легко делимые на смысловые части и с небольшим количеством малознакомых слов, значения и написание которых предварительно уточняются. Под руководством учителя составляется план.
Рекомендуемое количество изложений в год для 3-го класса составляет 10 работ, а для 4-го до 15. При этом в 4-м классе тексты, подбираемые для учащихся, увеличиваются в объеме, усложняются по содержанию и построению, постепенно вводится элемент описания.
«5» ставится, если изложение сочинение полностью соответствуют теме (тексту); вместе с тем может быть допущено не более 1 ошибки по содержанию, 1 стилистической, 1 орфографической, 1-2 специфических (лексико-грамматических) ошибок.
«4» ставится, если изложение сочинение в основном соответствуют теме (тексту); может быть допущено не более 2 ошибок по содержанию, 2 стилистических, 2-3 орфографических, 2-3 специфических ошибок.
«3» ставится, если изложение сочинение не достаточно полно и точно отражает тему; может быть допущено не более 3-4 ошибок по содержанию, 3-4 стилистических, 4-6 орфографических, 3-4 специфических ошибок.
«2» ставится, если изложение сочинение не соответствует теме (пропущены или искажены важные события, главные части); допущено более 4 ошибок по содержанию, 7-9 орфографических, 5-7 специфических ошибок.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Работа над ошибками — это особый вид коррекционной работы. Цель данного вида работы — научить детей самостоятельно анализировать допущенные ошибки, вносить коррективы и своевременно проводить профилактическую работу по предупреждению аналогичных нарушений.
Эта работа условно делится на три основных этапа.
Первый этап заключается в подчеркивании и исправлении учителем ошибок с тем, чтобы учащийся смог правильно переписать слово/фразу/предложение в тетрадь, произвести соответствующий разбор и анализ слова, а затем сделать повторную запись в своей тетради с аналогичным примером.
Второй этап заключается только в подчеркивании учителем неверно написанных букв в слове. Учащийся должен самостоятельно найти правильный вариант ответа и исправить ошибку. Затем ученику предлагается выписать это слово или предложение в тетрадь и произвести соответствующий анализ, а для наиболее полного закрепления — выполнить разбор аналогичных примеров слов и/или предложений на данное правило, выделяя при этом все орфограммы цветным карандашом. Заключительным моментом на этом этапе работы может быть составление предложений с использованием слов на правило, в котором была допущена ошибка и запись в своей рабочей тетради.
Третий этап предполагает подчеркивание учителем ориентировочного места ошибки в работе учащегося. Ученик должен самостоятельно найти свою ошибку, исправить ее, выписать отдельно слово, сделать соответствующий анализ и написать безошибочно несколько раз слово или предложение. Эту работу следует выполнить в тетради, а дополнить её может подбор аналогичных примеров на то правило, в котором была допущена ошибка.
Данный вид работы предполагает
· повторение правил;
· звуковой и орфографический анализ слов;
· определение слогового и буквенного состава слова;
· выполнение дополнительных упражнений на правило, которое вызывает особые затруднения;
· подбор примеров на правило.