Школа - локальная система социального воспитания
В процессе социализации детей изучаемый нами институт воспитания должен, прежде всего, для гармоничного, целостного развития личности, системно объединить все три группы задач выделяемые А.В. Мудриком:
естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи.
Причем, следует учитывать на каждом возрастном этапе специфическое их содержание и способы решения задач. Если для детей младшего школьного возраста большую значимость имеют естественно-культурные и социально-культурные задачи, то уже в подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессе жизнедеятельности и жизнеутверждения становятся социально-психологические задачи. Отсюда вытекает одна из целей школ: помочь в определении задач социализации ребенка, помочь на пути к решению их, привлекая всевозможные методы и приемы педагогик, социальной психологии.
Компоненты системы социального воспитания
Воспитательная система школы включает совокупность компонентов, в числе которых выделяют: 1) подсистему целей и идей; 2) общность людей, их реализующих; 3) подсистему деятельности и общения; 4) социальную и природную среду, освоенную школьным коллективом.
Первыйкомпонент является главным детерминирующим и интегрирующим фактором становления, функционирования и развития воспитательной системы. Воспитательную систему школы невозможно представить без цели, поскольку при отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность.
Второйкомпонент воспитательной системы школы – это совокупный субъект воспитательного процесса, в качестве которого выступают члены сообщества детей и взрослых, реализующие вместе и раздельно цели воспитания и совместной жизнедеятельности. Характер и формы взаимодействия субъектов воспитательного процесса должны соответствовать уровню развития коллектива учебного заведения.
Значение третьегокомпонента – подсистемы деятельности и общения – заключается в следующем. Успех функционирования воспитательной системы во многом зависит от правильного выбора системообразующей деятельности, способов и форм взаимодействия членов школьного коллектива в процессе совместных дел, степени личностной и общественной значимости совершаемой работы.
Четвертыйкомпонент воспитательной системы школы – это внутренняя и внешняя среда, освоенная школьным коллективом (воспитательная среда).
Климат школы
Школа - сложный соц. организм, отражающий характер, проблемы и противоречия общества.
Школа как соц. институт в значительной степени опред. ориентацию личности. Имеет значение тип школы - массовая, элитарная, школа-интернат, спецшкола и пр. Нестабильность преподавательского коллектива и ученич. групп (классов) увелич. число проблем у школьников. Одной из возможных причин нарушения поведения части учеников может стать с использующаяся в наст.время практика дифференцированного обуч, предполаг. разделение учеников на потоки по показат. интеллекта.
В формир. личности учен.немаловаж. роль играет стиль преподавания. Установлено, что стиль преподавания оказывает заметное влияние на характер межличностных отно школе, в целом на эффективность процесса обучения. Преобладание стиля общения - демократического, авторитарного, либерально-попустительского - сказывается на формир. соц. установок у школьников, способов разрешения конфликтов, характера отношений к людям. Личности педагога отводится особое место в пед. процессе. Личность учителя - мощный фактор формирования личности ученика. В реальной жизни он демонстрирует модели поведения, социальные нормы и ценности.
Стиль руководства и общения создает псих.климат в школе, классе. Псих.климат в классе может быть угрожающий и развивающий. Первый возникает при доминировании авторитарного, функционально-ролевого стиля общения, делающего упор на послушание, конформизм подчиненных (учащихся). Основное средство - угрозы, обещания, поощрения и наказания. Однако для педагога актуальным, на наш взгляд, явл. развивающий псих.климат, основанный на внимании, одобрении и поддержке, направ. на укрепление чел. достоинства, самоуважения, развитие способностей.
Ольшанский характер.признак поведения педагога, создающего развивающий климат:
1. Открытость, непринужденность общения. Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред.
2. Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не требует одобрения любого поступка. Но безучастное, безразлич. отношение к чел, подчеркивание соц. дистанции вызывают подозрительность и недоверие.
3. Не оценивание личности, а анализ фактов.
4. Не приказ, а ориентация на проблему.
5. Сослагательность, а не категоричность, скорее, предложение, чем директива. Излишняя строгость унижает человека, продуцирует недовольство».