Тема 6. Основные институты социализации и педагогический процесс
Тема 1. Школьник как субъект воспитания
Примерные вопросы и задания к семинару:
1. Каков смысл понятия «воспитание»? Чем объясняется разнообразие трактовок воспитания?
2. Докажите связь воспитания с социализацией.
3. Каким образом воспитание связано с процессом обучения?
4. В чем состоит специфика воспитания?
5. Если воспитание – процесс формирования личности, то какими качествами человек, окончивший школу, должен обладать?
6. Чем воспитание отличается от формирования личности?
7. Воспитание – целенаправленный процесс. Как вы это понимаете?
8. Каковы цели воспитательного процесса? Чем определяется разнообразие целей воспитания?
9. Выготский Л.С. утверждал, что «с научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого». Как понять такое «научное отрицание» процесса воспитания?
10. Сформулируйте личностные цели воспитания.
11. Какова направленность воспитания?
12. Каковы функции воспитания?
13. Охарактеризуйте движущие силы воспитательного процесса.
14. Сравните модели воспитания. Как работать с ребенком, который воспитывался по первой модели, по второй, третьей?
15. Какие модели воспитания соответствуют современной школе? Традиционной?
16. На основе четвертой модели воспитания выведите основные принципы педагогики и раскройте их смысл.
17. Может ли воспитание предоставлять выбор ребенку? Какие ситуации выбора вы бы предоставили как учитель? Как родитель?
Тема 2. Школьник как субъект деятельности
Примерные вопросы и задания к семинару:
1. Какова, по вашему мнению, основная характеристика субъекта?
2. Игра предполагает многообразие ролей. Каким образом это влияет на формирование личности?
3. Что такое игровая позиция педагога? Какова ее роль для ребенка?
4. Каковы функции игры в учебной деятельности (на уроке)?
5. И взрослые, и дети играют в игры. В чем разница?
6. Раскройте смысл понятий “познание” и “обучение”.
7. Что значит “личностно-значимая” информация? Может ли незначимая информация стать значимой? Как?
8. Учитель традиционной и современной школы работают с информацией. В чем разница?
9. Каковы пути получения человеком информации?
10. Изменяется ли поведение человека, когда он получает информацию?
11. Как субъект преобразовательной деятельности школьник удовлетворяет потребности в сотрудничестве и в достижении результата. Всегда ли результат должен быть положительным? Обоснуйте свой ответ.
12. Преобразование связано с изменением, в том числе самого человека. Зачем человеку меняться?
13. Зачем человеку нужны эмоциональные контакты?
14. С какой целью человек уединяется?
15. Уединение характерно и для взрослого, и для ребенка. В чем разница?
16. В чем смысл педагогического общения?
Тема 3. Содержание педагогической деятельности
Примерные вопросы и задания к семинару:
1. Зачем человеку нужен учитель? Какой учитель нужен вам?
2. В чем смысл педагогической деятельности?
3. Как вы понимаете смысл выражения: “Быть субъектом деятельности”?
4. Что, по вашему мнению, важнее в педагогической деятельности: установление отношений или организация деятельности? Аргументируйте свой ответ.
5. Различают два основных типа отношений: субъектно-объектные и субъектно-субъектные. Задача учителя - осуществить переход от первого типа отношений ко второму. Каким образом это возможно?
6. Почему элементы самоорганизации выстраиваются в последовательности: хочу, знаю, могу, успеваю? Можно ли изменить последовательность? Приведут ли изменения к самоорганизации?
7. Каким образом элементы самоорганизации соотносятся с видами деятельности?
8. Как, зная этапы развития самосознания школьника, можно управлять процессом педагогической деятельности?
9. Нарисуйте словесный портрет учителя, у которого не хотелось бы учиться.
Тема 4. Характеристика и движущие силы
Педагогического процесса
Примерные вопросы и задания к семинару:
1. Что такое педагогический процесс? Охарактеризуйте теоретико-исторические предпосылки его исследования.
2. Почему философской основой педагогического процесса является гуманизм?
3. Чем опасен авторитаризм? Определите «за» и «против» авторитарной и гуманной педагогик.
4. Какие противоречия являются движущими силами педагогического процесса?
5. Перечислите основные характеристики педагогического процесса. Как вы понимаете идею целостности педагогического процесса?
6. Выявите функции педагогического процесса.
7. Дайте характеристику структуры педагогического процесса. Докажите значимость каждого компонента структуры.
8. Сформулируйте закономерности и основные принципы педагогического процесса.
9. Докажите, что все принципы между собой взаимосвязаны. К чему, по-вашему, приведет несоблюдение сложившихся принципов в педагогическом процессе?
Тема 5. Содержание и организация педагогического процесса
Примерные вопросы и задания к семинару:
1. Охарактеризуйте уровни содержания педагогического процесса. Какова роль педагога на каждом уровне?
2. Как ориентировочный уровень отражен в трудах классиков педагогики?
3. Каковы проблемы содержания педагогического процесса на концептуально-моделирующем уровне?
4. Каковы взгляды классиков педагогики о содержании конкретно нацеливающего и предметного уровней?
5. Какова роль педагогического мониторинга в педагогическом процессе?
6. Охарактеризуйте функции и виды педагогической диагностики.
7. Каковы особенности методики педагогического мониторинга?
8. Что включает в себя проектировочная деятельность в педагогическом процессе?
9. Какова система организации педагогического процесса в образовательном учреждении? В классе?
10. Каковы формы организации педагогического процесса?
11. Какие формы и методы контроля существуют в педагогическом процессе?
Тема 6. Основные институты социализации и педагогический процесс
Примерные вопросы и задания к семинару:
1. Дайте характеристику современной семьи.
2. Определите возможности влияния семьи на ребенка.
3. Охарактеризуйте современные образовательные учреждения России.
4. В чем заключается историческая миссия университетов?
5. Каковы цели и задачи учреждений дополнительного образования?