Методические разработки и материалы исследований

1. Азарова В.П. Развитие речи в V-VI классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Специальная школа / Под ред. проф. А.И. Дьячкова. - М., 1965, выпуск №2.

2. Алмазова А.А. Образование школьников с нарушениями речи: вариативный подход / Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы. Материалы международной заочной научно-практической конференции / Под общ. ред. Н.Г. Калашниковой, Г.Ф. Кумариной, В.В. Гладкой, В.В. Зикратова и др. - Барнаул: АЗБУКА, 2012 .

3. Алмазова А.А. Обучение построению текста учащихся специальной (коррекционной) школы V вида. - М., 2004.

4. Алмазова А.А. Особенности речевого развития учащихся среднего звена специальной (коррекционной) школы V вида // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М., 2005.

5. Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М., 2005.

6. Бабина Г.В. Особенности понимания глагольной лексики с отвлеченным значением учащимися с речевой патологией // Дефектология. 1989. - № 5.

7. Бабина Г.В.Особенности усвоения глагольной лексики учащимися старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. - 1988. - № 1.

8. Бабина Г.В. Пути оптимизации формирования лексических навыков учащихся старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи / Под ред. Л. И. Беляковой. - М., 1989.

9. Бабина Г.В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой.- М., 1985.

10. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.

11. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи/ И.Т Власенко. - М. : Педагогика, 1990. - 184 с.

12. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология - 1995. - № 6.

13. Грибова О.Е. К проблеме анализа феномена устойчивой формы общего недоразвития речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М., 2005.

14. Грибова О.Е. Коррекционная работа с учащимися старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 1989. - № 5.

15. Грибова О.Е. Основные направления работы на индивидуальных логопедических занятиях в старших классах // Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. / Сост. и научн. ред. О.Е. Грибова. - М., 2003.

16. Грибова, О.Е. Особенности реализации механизма текстовой контаминации у подростков с системным недоразвитием речи первичного генеза /О.Е.Грибова //Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». - 2006. - № 5.

17. Грибова О.Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи. - М.: УРСС, 2014.

18. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Стандарт общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (проект) // Г осударственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект. / Под ред. Е.Е. Чепурных и др. - М., 1999.

19. Гуменная Г.С., Чиркова Э.Б. Особенности усвоения предикативных связей учащимися с недоразвитием речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М., 2005.

20. Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Пересторонина Л.П. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией // Речевые расстройства у детей и методы их устранения / Под ред. С.С. Ляпидевского, Ф.А. Самсонова, С.Н, Шаховской - М., 1978.

21. Давидович Л.Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития. // Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М., 1975.

22. Давидович Л.Р. Нарушения контекстной речи у старшеклассников школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Нарушения речи и глосса у детей и взрослых. - М., 1979.

23. Давидович, Л.Р. Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи у подростков с остаточными явлениями моторной алалии. /Л.Р. Давидович. //Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов. / Под ред. В.И. Селиверстова и С.Н. Шаховской. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1981.

24. Давидович Л.Р. Особенности формирования речи и письма у учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой.- М, 1985.

25. Давидович Л.Р. Развитие лексики учащихся с моторной алалией в процессе обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1982.

26. Елецкая О. В., Е. А. Логинова Проявления дисграфических и дизорфографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. - 2005. - № 1.

27. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М. 1996.

28. Заикание у подростков / Под ред. М.И. Буянова. - М., 1989

29. Игнатьева, С.А. Коммуникативная деятельность старшеклассников с тяжелыми нарушениями речи: теоретико-экспериментальное исследование /С.А.Игнатьева - Курск: Изд-во КГУ, 2008.

30. Кириченко Е.И. Динамика речевого и интеллектуального развития у детей и подростков с общим недоразвитием речи // Материалы конференции по детской психиатрии. - М., 1970

31. Колповская И.К. Катамнестическое изучение учащихся, окончивших I отделение школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология - 1980. - № 6.

32. Колповская И.К. Нарушения синтаксического строя речи в письменной речи детей алаликов. - Известия АПН РСФСР. - 1965. - Вып.3.

33. Колповская И.К. Своеобразие лексических значений в самостоятельной письменной речи детей-алаликов // Новые исследования в педагогических науках. Известия АПН РСФСР: Вып. 129. - М., 1963.

34. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография/под ред. Г.В.Чиркиной, Л.Г.Соловьевой. - Архангельск: Поморский университет, 2009.

35. Кошечкина Т.В. Формирование текстовой компетенции учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы: автореф.дис. ... канд.пед.наук : 13.00.01 / Татьяна Вячеславовна Кошечкина. - М., 2008.

36. Левкова, Л.Ю. Обучение чтению как способу переработки информации с целью создания учащимися вторичных текстов (на уроках русского языка в 9 классе) : автореф. дис... канд.пед.наук : 13.00.02/ Левкова Лилия Юрьевна - М., 2010.

37. Левушкина, О.В. Диагностика уровня понимания учащимися художественных текстов при обучении русскому языку / О.В. Левушкина//Проблемы современного образования. 2013. - № 1

38. Любимова М. М.Обучение сжатию и развертыванию текста изложения учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: дисс.. канд.пед.наук. - М., 2006

39. Матвеева Н.В. Механизмы формирования смысла и содержания текста в процессе его понимания: На материале анализа вторичных письменных текстов школьников 12 -16 лет: автореф. канд.филолог.наук : 10.02.19 /Матвеева Наталья Васильевна. - Уфа, 2004.

40. Молочник Т.Я., Токарева О.А. Состояние словарного запаса у учащихся старших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи / Под ред. Л. И. Беляковой. - М., 1989.

41. Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» - М., 2000.

42. Русецкая М. Н.Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: Дис. докт. пед. наук - М., 2009.

43. Русецкая М.Н. Динамика чтения учащихся общеобразовательных школ // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2009. - Вып. 4.

44. Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Сост. и научн. ред. О.Е. Грибова - М., 2003.

45. Токарева О.А., Фомина И.Н. Изучение морфемного состава слова в 6-7-х классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М., 1987.

46. Фалько С.Н. Правовое воспитание старшеклассников специальной коррекционной общеобразовательной школы V вида // Дефектология- 2002. - № 5.

47. Фотекова Т.А. Остаточные явления общего недоразвития речи у старшеклассников // Проблемы детской речи. Мат. Всеросс. конф. С.- Петербург, 24-26 ноября 1999 г. - СПб, 1999.

48. Шарипова Н.Ю. Типология проявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы //Проблемы современного образования. 2013. № 2.

49. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М.: АПК и ППРО, 2012.

Анализ методической базы внедрения СФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивных формах

В соответствии со ст. 79 ФЗ «Об образовании» № 273 «Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

На сегодняшний день не существует специальных образовательных программ и учебников для детей с РАС. Однако есть положительный опыт по использованию различных методических и дидактических материалов, пособий и программ, применяемых как дополнение к основным учебным пособиям, используемых в общеобразовательных школах при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах.

Образовательная область Математика
1. Сухова В.Б. Математика учебник для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при подготовке их к школе. Возможно применение на начальном этапе обучения в 1 классе
2. Ахутина Т.В., Манелис Н.Г., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при подготовке их к школе. Пособие направлено на подготовку учащихся к восприятию математических знаний и профилактике возможных трудностей при усвоении азов математики. Задания объединены увлекательным сюжетом
3. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при подготовке их к школе. Возможно применение на начальном этапе обучения в 1 классе. Пособие включает описание комплекта учебно-игровых занятий, направленных на развитие способности к планированию своих действий и контролю над ними
4. Хилько А.А. Учебное пособие и рабочие тетради для подготовительных, 1,2 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при подготовке их к школе, обучении в 1-2 классах. Пособия рекомендуется использовать, как источник дополнительных заданий направленных на формирование первоначальных математических понятий, состава числа и решения элементарных задач
5. Алышева Т.В., Математика рабочая тетрадь в 2- х частях для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении во 2 - 3 классах. Пособия рекомендуется использовать, как источник дополнительных заданий направленных на отработку и закрепление счетных навыков в пределах 100, представлений и мерах времени, работе с именованными числами и решения задач, опирающихся на навыки социальной ориентации и представлений об окружающем мире учащихся
6. Перова М.Н., Яковлева И.М. Математика рабочая тетрадь для 4 - 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении в 3 - 4 классах. Пособия рекомендуется использовать, как источник дополнительных заданий направленных на отработку и закрепление навыков счета в пределах 1000 (4 арифметических действия), работы с именованными числами и решения задач, опирающихся на навыки социальной ориентации и представлений об окружающем мире учащихся
7. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа умножения. Методика развития и коррекции внимания у детей 7-9 лет. Методическое пособие Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении во 2 - 4 классах. Пособие включает описание комплекта учебно-игровых занятий, направленных на развитие способности к планированию своих действий и контролю над ними, на материале таблицы умножения
Образовательная область филология
Чтение
1. Воронкова В.В. Коломыткина., И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при подготовке их к школе и на начальном этапе обучения чтению в 1 классе. В букваре употребляется высокочастотный словарь, маленькие тексты, доступные для понимания и пересказа учащимися со специфическими особенностями развития речи
2. Зыкова Т.С., Кузмичева Е.П. Развитие речи учебник для 1 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при подготовке их к школе и на начальном этапе обучения в 1 классе при изучении предмета «Обучение грамоте и развитие речи», а так же на уроках чтения и «Ознакомление с окружающим миром»
3. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога-дефектолога Иллюстративный материал применяется при работе с учащимися с ОВЗ при подготовке их к школе и на начальном этапе обучения в 1 классе для развития зрительно-вербальных функций, обогащения словаря и его актуализации на уроках «Обучение грамоте и развитие речи», а так же на уроках «Ознакомление с окружающим миром»
4. Зыкова Т.С., Кац З.Г., Руленкова Л.И. Развитие речи учебник для 2 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении в 1­2 классах на уроках чтения и «Природоведение»
5. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Развитие речи учебник для 3 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении во 2-3 классах на уроках чтения и «Природоведение»
6. Корсунская Б.Д. Читаю сам. Книга для чтения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в трех книгах Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении в подготовительном -3 классах на уроках чтения для детей, имеющих специфические трудности понимания текста и пересказа
7. Воронкова В.В., Пушкова И.Е. и др. Чтение учебник для 2-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении в подготовительном - 4 классах на уроках чтения. Материал учебника удобен для восприятия, доступен для понимания и пересказа. Оформление учебника адекватно с точки зрения насыщенности зрительного материала; иллюстрации способствуют вызову эмоционального отклика у учащихся с нарушениями эмоционально-волевой сферы
8. Кондранина Т.И. Чтение. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения. 1 класс  
  Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении в подготовительном - 2 классах на уроках чтения. В пособии используются разнообразные технологии обучения беглому, интонированному чтению, анализу и пониманию прочитанного. Пособие формирует навыки пересказа. Содержит множество занимательных заданий, связанных по смыслу с темой каждого урока
Русский язык
1. Триггер. Р.Д., Владимирова Е.В. Слова - названия предметов, действий, признаков предметов. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие, разработанной для классов КРО и школ VII вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении в 2 - 3 классах на уроках русского языка. Пособие содержит множество заданий, способствующих усвоению данных грамматических категорий и выработке согласования слов в словосочетаниях и предложениях
Галунчикова Н.Г., Якубовская В., Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении во 2 - 4 классах на уроках русского языка. Пособие содержит множество занимательных заданий, способствующих усвоению данной темы
3. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В., Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении во 2 - 4 классах на уроках русского языка. Пособие содержит множество занимательных заданий, способствующих усвоению данной грамматической категории
4. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В., Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении во 2 - 4 классах на уроках русского языка. Пособие содержит множество занимательных заданий, способствующих усвоению данной грамматической категории
5. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В., Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении во 2 - 4 классах на уроках русского языка. Пособие содержит множество занимательных заданий, способствующих усвоению данной грамматической категории
6. Барская Н.М. Русский язык Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении в 1 - 2 классах на уроках русского языка. Пособие характеризуется вариативностью и доступностью заданий для детей со специфическими трудностями усвоения норм и правил русского языка
7. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении в 2­3 классах на уроках русского языка. Пособие характеризуется вариативностью и доступностью заданий для детей со специфическими трудностями усвоения норм и правил русского языка
8. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Применяется при работе с учащимися с ОВЗ при обучении в 2 - 3 классах на уроках русского языка. Пособие характеризуется вариативностью и доступностью заданий для детей со специфическими трудностями усвоения норм и правил русского языка

Анализ методической базы внедрения СФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивных формах

Целевой раздел

1. Программы специальной общеобразовательной школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., 1986.

2. Типовое положение о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии №288 от 12.03.1997 г.;

3. Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997 N 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» bestpravo.ru>ЗаконодательствоРоссии>im-zakony/a2v.htm

Содержательный раздел

1. Николаенко В.И. Организация и содержание обучения и воспитания детей с тяжелыми двигательными нарушениями в условиях специальной школы-интерната. //Коррекционная педагогика 1(3), 2004.

2. Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002

3. Организация и содержание воспитательной работы в школе -интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом. Под ред.Т.А.Власовой, М.В.Ипполитовой.-М;1981.

4. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Под ред. Т. В. Власовой. — М. ,1985

5. Селюкова Е. А. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Е. А. Селюкова, В. Н. Герасимова, С. А. Ильядис // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. : Издательство Молодой ученый, 2011

6. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / под ред. М.В.Ипполитовой. - М., 1988

7. Учебники федерального перечня, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в том числе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида.

8. Программы специальной общеобразовательной школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., 1986.

Коррекционный раздел

1. Бабенкова Р.Д.Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом.: М,1975

2. Бабенкова Р.Д., Орлова О.Е.Организация лечебной физкультуры в школе для детей с церебральным параличом.//Дефектология.-1983-№3

3. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. - Л.: Медицина, 1986

3. Васина М.В. Практика использования специального оборудования в обучении детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Коррекционная педагогика. Теория и практика. № 3(27) 2008 г.

4. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - М.: Медицина, 1977.

5. Данилова Л.А., Стока К, Казицина Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе.СПб,1987

6. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М., 1981

7. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и Церебральными параличами/Под ред.Е.М.Мастюкой,1975

8. Коррекция двигательных нарушений при детских церебральных параличах: Методические рекомендации / Сост. В.В. Текорюс. - Минск: Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам, 1999

9. Левченко И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. — М. , 1989.

10. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2001

11. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПБ., 2003

12. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М., 1991.

13. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом./ Под ред. М. Н. Ипполитовой. — М. , 1989.

12.Организационно-методические рекомендации по лечебной физкультуре. -В.кн. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и цебральными параличами.М.;1975

13. Рожкова П.Р. Психокоррекция детей страдающих ДЦП: новейшие методики // Детская и подростковая реабилитация № 2 (11) С.22

14. Семенова К.А. , Мастюкова Е.В. , Смуглин М.Я. Клиника и 14.реабилитационная терапия детей церебральным параличом. — М., 1972.

15. Семенова К.А. , Махмудов Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979

16. Ипполитова М.В. О детях с церебральным параличом // Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Сост. Н.Д. Шматко. - М.: Аквариум, 1997

17. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции, особенности формирования личности при детских церебральных параличах и принципы их коррекции. Методические рекомендации. - М., 1982.

18. Технические средства для обучения детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.А.И.Герцена,2000

19. Халилова Л.Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом // Дефектология, 1986, № 5, с. 46

Наши рекомендации