Направления работы социального педагога с данной группой
История возникновения
Толкинисты или толкиенисты (от Толкин или Толкиен) – изначально это читающие произведения профессора Дж. Р. Р. Толкина и изучающие работы данного автора «Хоббит», «Властелин колец» и «Силльмариллион». Термин означает то же, что и «пушкинисты» (исследователи Пушкина), «медиевисты» (исследователи Средних веков).
Всем, наверное, известен английский писатель Джон Рональд Руэл Толкиен («Хоббит, или Туда или обратно», «Властелин колец»), именно его фамилия стала именем нарицательным, а его романы стали местом действия. В 60-х годах в США появился первый клуб ролевых игр. Его участники помимо настоящего имени получали игровое, а также им выделялась определенная роль в клубе. В начале своего зарождения ролевая игра ограничивалась двумя игральными костями и картонным полем действия. Участники исполняли роли магов, рыцарей. Фишки, которыми они играли, были гоблинами, эльфами и прочей нечистью. Но время шло. Кому-то пришло в голову перенести действие с бумажного поля в реальный лес, в реальные луга и поля. И чтобы главные герои были не пластмассовыми фишками, а реальными людьми. Так вышло, что за основу были взяты романы Толкиена, и любители ролевых игр стали толкиенистами. Как ни странно, идея перенести мероприятие на свежий воздух пришлась по вкусу многим. И вот результат: толкиенисты появились в Украине, США, России, Канаде, Израиле и многих других странах.
Обычно собираются лидеры движения, выбирают место и время действия, а также приблизительный сценарий. А дальше собираются участники действия, притом информация передается из уст в уста, а игроков насчитывается oкoлo нескольких сотен человек. У постороннего наблюдателя складывается впечатление, что он пришел в театр. Так кaк по прибытии на место действия настоящие имена забываются и в силу вступают игровые. Разбивается палаточный лагерь, каждый участник уже знает свою роль. Только вот уровень актерского мастерства у участников ниже среднего, нo это никого не беспокоит. Да и реквизит на низшем уровне: деревянные мечи, воображаемые крепости, стены из веток, драконы, спотыкающиеся о коряги и кочки. Но на все это не обращается внимания. Все эти люди собрались здесь для активного отдыха, чтобы стряхнуть усталость и суету реального мира. Взрослые дядьки бегают, размахивают деревянными мечами, они как будто снова вернулись в детство. Подростки же таким образом самоутверждаются: им не надо задумываться о том, что их кто-то обсмеет за сказанную глупость. Так кaк это говорят не они, а герои, которых они играют. Этот отрыв от реальности позволяет им забыть все свои беды и после игры с новыми силами взяться за разрешение проблем. Но некоторые участники движения, кроме того что играют, делают реквизит: тo есть мечи, доспехи. Кто-то выковывает почти настоящие мечи, кто-то делает из простых шайб кольчуги. Но этот реквизит мало используется в играх: ведь можно кого-то поранить. Толкиенисты не прочь показать простым людям результаты своего труда. Мол, пусть не говорят, что мы только в игры играем. И, конечно, закованный в сталь средневековый рыцарь на фоне современных зданий и машин смотрится симпатично.
Основные идеи
Толкиенизм представляет собой не единую религию, а комплекс культов, схожий с индуистским. Тем, не менее некоторые общие черты в догматике этих культов имеются. К ним относится: признание Толкиена пророком (в ниэннистском культе пророком считается Н. Васильева (Ниэнн Ахе), а Толкиен рассматривается лишь как предтеча пророка), признание возможности реинкарнации (в том числе между мирами).
Толкиенисты отделяют себя от всего остального населения (презрительно именуемого "цивилами"), считая любого, не являющегося толкиенистом, неполноценным и обреченным на вечную гибель. Некоторое исключение делается лишь для представителей родственных сект – маккерфистов, Легуинистов и др.
Культ толкиенистов включает обряды поклонения Силам Арды (прежде всего - Эру Илуватару, Мелькору и Валар), молитвы к этим Силам и их пророкам (Толкиену, Ниэнне). В религиозную практику толкинистов входят также специфические мистерии, целью которых является слияние их духа с существами Арды, т.н. "игрища". Эти обряды отнюдь небезобидны, существует высокая частота аномальных случаев при проведении "игрищ", в т. ч. возникновение массовых галлюциногенных состояний. Характерно для них и использование магических обрядов и ритуалов нерелигиозного характера, особенно распространено использование идиоматических заклинательных конструкций.
Широко распространен среди толкиенистов обрядовый фетишизм и тотемизм, использование табуирования. Так, тотемом организатора мистерий-игр (т.н. "мастера") является козел, слово "меч" часто табуируется заменяясь термином "дрын" (считается, что в противном случае дух меча может разгневаться и поранить человека), фетишам-фенькам придается роль охранных амулетов и т.д.
Характерной чертой толкинистского сообщества является безнравственное асоциальное поведение, в особенности, в области половых взаимоотношений
Развитие в Украине
Фаны писателя Толкиена появились в Украине в середине 1990-х годов, хотя в Англии и других странах их история к тому времени насчитывала не один год. Обычно толкиенисты подразделяются на хороших и плохих, причем общительные и веселые тинэйджеры идут в эльфы и хоббиты, а молчуны - в орки, гоблины и волки. Они сами изготовляют деревянные мечи, кольчуги и шлемы, устраивают сражения. В больших городах собираются многочисленные группы детей – от 50 до 200 человек, они обычно добродушны и безобидны.
Кодекс толкиенистов запрещает во время игр употребление алкоголя и защищает как положительных, так и отрицательных участников неформальной группы от членовредительства.
В 1990 году журнал «Знание – сила» напечатал объявление. В нем поклонников творчества Дж. Р. Р. Толкиена приглашали в какой-то непонятный лагерь под Красноярском. Трое харьковчан решились поехать. По-разному потом сложились их судьбы, но в результате их поездки именно Харьков стал центром украинского ролевого движения толкниистов.
Почти тысяча участников из нашей страны устраивают в городах Киеве, Харькове, Одессе и т. д. так называемую игру по мотивам книги "Властелин колец". 700 человек, перевоплотившись в хоббитов, орков, эльфов и магов, собрались в этом лесу, чтобы узнать, кто же всё-таки победит – добро или зло?
Средний возраст участников неформальных движений колеблется от 14 до 28 лет. Однако некоторые родители на фестивали берут своих маленьких детей, таким образом включая их в неформальную организацию с детства. Все больше и больше толкленисты начинают расширятся на территории Украины. Фестивали толкленистов происходят и на международном уровне.
В указанном движении существует оккультно-религиозное течение, состоящее, преимущественно, из молодежи. И мировоззрение, господствующее в их среде представляет собой причудливую смесь из фэнтэзи, почерпнутой в произведениях Толкиена, оккультизма, доктрины хиппи и пр. При организации фестиваля можно получить многочисленные травмы, также возникают галлюцинации. В основном подростки начинают жить в иллюзорном мире, отрываются от реальности, начинают плохо учится, употребляю сленг со своего общества, странно одеваются и т. д.
Направления работы социального педагога с данной группой
Вступление ребенка в неформальную организацию – это сигнал о том, что родители или школа упустили его из виду, не заметили желания быть принятым, услышанным, нужным.
Направление работы с данной группой будет реализовываться:
- индивидуальная работа с подростком;
- совместная работа с семьей;
- работа с одноклассниками и ближайшим окружением подростка;
- работа с неформальной организацией;
- совместная деятельность с психологами и педагогами.
Прежде чем начинать работу с подростками попавшим в неформальную организацию социальному педагогу нужно узнать как можно больше о той организации, куда попал ребенок. Знание особенностей поможет социальному педагогу установить контакт с ребенком. Содержание работы социального педагога заключается в выявлении авторитетных лиц в группе, изучении их интересов, социальных ролей.
Индивидуальная работа с учеником будет проводится социальным педагогом и психологом. Проводить беседы: «Что для меня смысл жизни», «В какой эпохе я бы хотел жить», какую литературу ребенок читает или смотрит фильмы, для выявления взглядов ребенка на жизнь, его вовлеченность в толкленисткую неформальною организацию. Обсудить с ним плюсы и минусы данной неформальной организации. Заинтересовать ребенка чем-то другим. Сделать ребенка ответственным за уходом больным человеком или животным, направить его энергию на занятие другим делом. Задействовать его способности в школе – постановка спектакля «Древняя эпоха», где подросток будет выступать в качестве организатора, привлечение его друзей с толкленисткого сообщества в качестве помощи.
Информирования родителей про неформальную организацию, где находится их ребенок, и о последствиях к чему это может привести. В совместной работе с семьей будет использоваться анкетирование, интервью-анкетирование для выявления микроклимата в семье. Создание в семье позитивного микроклимата, где ребенок найдет свое место. С помощью совместного проведения времени родителей и ребенка, походов в кино или просмотров любимых фильмов дома. Проведения совместных вечеров, где будут обсуждаться, и выслушиваться интересы каждого члена семьи. Поход родителей на толкленисткие фестивали, где будет участвовать их ребенок. Родители должны помнить, что подросток – это личность, которая ищет себя. В семье должно быть полное принятие ребенка, его поддержка и заинтересованность в его жизни.
Работа с одноклассниками будет проводиться на выявления микроклимата в классе, отношение учеников к подростку, который находится в неформальной организации, с помощью анкетирования, социометрии. Проведения в нутрии класса метода столкновения взглядов, позиций по вопросам «Позитивные и негативные стороны неформальных организаций», для выявления отношения учеников к неформальным организациям. Привлечение группы к интересным, увлекательных делам (участие в соревнованиях, выезд в лагерь, поход в кино и др.), для укрепления взаимоотношений. Организация классом вечера «Властелин колец», где подросток будет выступать главным организатором.
Работа с неформальной организацией привлечение лидеров неформальных групп к участию и организации общественно полезной деятельности: волонтерское движение, показ спектаклей в приютах и детских домах.