Правила детской игры
Дабы книга была более полной, я далее немного расскажу не только о «предметах», формирующих развивающую среду, но и о том, как взрослые и дети могут действовать в этой развивающей среде. Хотя многое на данную тему говорилось и в первых трех частях книги. Да и как отделить одно от другого?!
Разумеется, я не пытаюсь быть энциклопедичным, не пытаюсь описать все бесконечное количество возможных вариантов. Я просто хочу показать некоторые элементы, бывшие привычными в нашей домашней лаборатории. В игре главное – настроение, вовлеченность, интерес, а не конкретный алгоритм. Развивающей является практически каждая игра.
Про себя я вовсе не могу сказать, что детские игры – это самое мое любимое занятие. Я больше люблю рисовать, любоваться природой, читать, размышлять, сидеть в тишине… А в детских играх мне почти всегда приходится чуток напрягаться – преодолевая свой взрослый стиль восприятия и действий.
Но куда деваться? Дети теребят, просят поиграть. Приходится вовлекаться. Иногда это легко: раз – и я уже в процессе. Иногда сложнее: требуется время, чтобы перестроиться на состояние, на стиль действия ребенка. Ведь играть с детишками, оставаясь при этом «ну совсем взрослым», по-моему, нереально.
Постепенно, год за годом я учился чувствовать простую детскую радость от общения с любым предметом, от незатейливых занятий и известных с древности детских игр. Я учился отодвигать в сторону свой «высокий интеллект» и погружаться в поток элементарных психологических впечатлений.
Мне кажется, можно условно выделить две стороны, две основные формы игры ребенка. Первая: знакомство с безграничностью предмета. Вторая: обучение различным функциям. Про второе взрослые обычно помнят и многое понимают. Действительно, надо учить ребенка делать то-то и то-то. И об «успехах в развитии» судят чаще всего по тому, насколько много ребенок научился делать (говорить, читать, подтягиваться на турнике, рисовать красиво и выразительно, играть на пианино…), а не по тому, насколько ребенок широко мыслит и чувствует, насколько заполнено его эмоциональное пространство, насколько богаты его переживания. Очень часто взрослые забывают про первый аспект детской игры, недооценивая смысл изучения любого объекта, любого пространства, любой функции с возможно большего числа сторон, в возможно большем количестве вариаций. Но второе невозможно без первого. Да и с точки зрения счастья человека, его сбалансированного развития, важны обе стороны.
Вот мы играем с воздушным шариком. Мы просто по очереди толкаем его рукой, направляя друг к другу. Шарик медленно летит по воздуху, давая нам возможность подготовиться к его приближению и точнее рассчитать силу и направление толчка. Степень сложности игры легко дозировать – в соответствии с возможностями ребенка и с настроением момента. Мы можем играть спокойно и расслабленно. А можем бить по шарику сильнее и резче, ускоряя темп. Мы можем менять свое положение, двигаться по комнате, принимать различные позы, в том числе и сложные. Мы даже можем пытаться попадать по шарику с закрытыми глазами…
Игры с воздушными шариками были в нашей семье одними из самых любимых. Мы играли и вдвоем, и втроем, и вчетвером. Шарики бывают разные: большие, маленькие, средние, розовые, синие, желтые, зеленые, красные, круглые, овальные, вытянутые, фигурные… Шарик поворачивается к нам разными сторонами. Мы бьем его то ладошкой, то кончиками пальцев, то кулаком, то ногой, то головой. Вдруг он, коснувшись чего-то острого, лопается! Здорово! Хотя и немного жаль.
Изучая самые разные способы игры с воздушным шариком, ребенок глубоко знакомится с этим предметом, с этим классом предметов. А заодно тренирует свою координацию, реакцию, чувство собственного тела. Плюс взаимодействие с партнерами. А сколько радости и эмоций!
Или игры с водой. Дело простое, организовать его нетрудно. За совсем маленькими детьми надо присматривать, а более старшие прекрасно играют самостоятельно. Родителю – радость и отдых, чаду – качественное развивающее занятие.
Принцип безграничности тут тоже работает вовсю. Посадив малыша в ванну, можно пустить ему воду тоненькой струйкой, а можно – довольно сильным потоком. Затычку в ванне можно заткнуть, а можно и не затыкать. Температура воды зависит от настроения ребенка и от ваших представлений о закалке. А может, пусть лучше вода течет не из крана, а из душа? Его можно не только подвесить сверху, но и положить прямо в ванну – так тоже интересно.
Далее – игрушки, «обычные предметы» и специальные приспособления. С игрушками все понятно. Их существует множество. Но и обычная пластмассовая тарелка или кружка принесут немало радости и развивающих впечатлений. А лучше их будет несколько – чтобы переливать воду из одной посудины в другую. Пластмассовая бутылка тоже подойдет. Пластмассовый шприц или детская клизмочка? Отлично! Из них удобно брызгаться водой. Плавающая мыльница? Да ведь это уже почти корабль! Деревянная ложка? Тоже годится. И тряпочку какую-нибудь еще – поплескаться с ней, «постирать» ее, на голову положить…
Под умными словами «специальные приспособления» я подразумеваю что угодно. У нас, например, активно использовались резиновые шланги. Соединяя их между собой и надевая на кран, дети изобретают всякие водопроводные системы. Самая очевидная – фонтан на дне ванны. Очень интересно! И пяточки можно пощекотать заодно в льющейся снизу вверх струе воды – новые, необычные ощущения.
Делали мои ребята и водяные мельницы, и разнообразные водоводы, и какие-то физические опыты по книжке ставили в ванной (уже не помню какие). Кстати, ясное дело, что маленькие дети вполне помещаются в ванну по двое или даже по трое.
Общаясь с водой, детишки проживают ее многовариантность и многофункциональность, ее безграничную пластичность, ее удивительную свободу… Ну а на долю взрослого выпадает возможность посопереживать, полюбоваться на играющих малышей. Плюс следить за дисциплиной и безопасностью. Да еще воду с пола вытирать (конечно, я всегда призывал воду на пол не лить, но реально она там оказывалась почти обязательно).
Не только внешние предметы открывают нам свою безграничность. Само наше тело тоже очень-очень многовариантно. Простые и сложные позы, вариации одного и того же движения, весь спектр темпов и скоростей, очаровывающая стихия танца…
Я не думаю, что можно словами сформулировать секрет интереса в детской игре, секрет вовлеченности. Для меня сие таинство. Но, по-моему, если помнить о принципе безграничности, то любая детская игра начинает открывать человеку себя – в естественном потоке исследования, в бурном или тихом ощущении радости.