Ложное трудовое действие состоит из трех этапов

1. Задумка. Намечается заранее какой-то результат труда для демонстрации каких-то своих качеств или способностей. Затем эта цель расписывается в красках для эмоционального возбуждения. С нею связывается то или иное вознаграждение, также долженствующее дать значительный эмоциональный эффект.

2. Непосредственное исполнение действий по осуществлению задуманного и поддержание сил для пребывания в этом действии.Действие это по причине недостатка внутренних сил устойчиво находиться в состоянии труда скоро надоедает. Возникает желание заняться чем-нибудь другим. В качестве стимула для возвращения в продолжение труда используется оценка промежуточных результатов и получение предварительного поощрения хотя бы в виде похвалы взрослых. Снова напоминается ожидаемый результат, например, в виде большого удовольствия от удивления других людей проявленными тобой способностями. Это предвосхищение доставляет удовольствие и приводит к продолжению труда для достижения намеченного результата.

3. Награда. Не плата, а именно награда. В наших детских садах и школах, в наших семьях, особенно при содействии любящих бабушек и мам, словесная награда (нередко и лакомство!) в большинстве случаев с лихвой перекрывает величину трудовых усилий ребенка. И раздувается ребенок, как пузырь, от чванства ...

Когда ребенок вырастет, это пребывание в ложном трудовом действии с большой вероятностью даст следующие два «плода».

1. Убеждение, что «важен результат, а не процесс его создания». Соответственно это выражается фразой: «Где бы ни работать – лишь бы не работать... но обязательно с наградой!» Платят ли за труд, за имитацию ли труда, или же просто за присутствие в положенное время на положенном месте – это для такого человека не важно.

В нашем обществе выращено уже несколько поколений людей, которые ориентированы на награду, а не на труд. Одной из главных причин роста преступности и углубления кризиса современной цивилизации стало формирование поколений, для которых важно деньги «добыть», а не ценности создать. Конкретный способ добывания определяется доступной и видимой данному индивиду эффективностью: заиметь побольше при минимуме затрат и риска.

2. Резко избирательная устремленность к труду по своим способностям. Значимость проявления своих способностей индивид считает выше объективных требований конкретной ситуации – лишь бы ситуация позволяла эти имеющиеся способности проявить и требовать за это награду. Человек стремится делать то, к чему у него больше способностей, поскольку уже само по себе проявление личных способностей доставляет удовольствие, особенно если эти способности превосходят способности других. Так удовлетворяется потребность самоутверждения. При этом все, что лежит вне русла проявления этих личных способностей, воспринимается как помеха, как вынужденность, как ущемление свободы самовыражения. И любой труд вне демонстрации превосходства по способностям становится в тягость.

Даже тогда, когда человек понимает необходимость труда, не требующего особых способностей, но нужного по ситуации, не оказывается у него сил достаточно долго, устойчиво этот труд выполнять, разве что ценой столь тяжелых волевых усилий, что сам источник необходимости этого труда начинает вызывать все более резкую неприязнь.

Пришел ученый математик с работы, надо бы с маленьким ребенком поиграть, надо бы кое-что по хозяйству сделать, но нет у него на это сил: потрепал сына по щечке, дал конфету, и устало лег на диван. Задремал, было – и тут вдруг представил новый вариант решения задачи, над которой безуспешно бился на работе. Отец торопливо садится за стол – и час, другой, третий сидит за расчетами к огорчению сына, так ждавшего папу поиграть, и к возмущению жены, оставшейся без помощи. И никому невдомек, что это следствия давнего пребывания в ложном трудовом действии 5–7-летнего мальчика, тогда еще не доросшего до мужа.

Если же его все-таки принудить выполнять требуемое (хотя бы и он сам себя принудит усилием воли), то в нем быстро нарастает раздражение, напряженность, которая при малейшей зацепке даст срыв. А все участники так и не поймут истинных причин возникшей ссоры...

Иная женщина и еду приготовит, и постирает, а вот приласкать пришедшего с работы мужа – «ну никаких сил нет!»

И ведь действительно нет – но нет именно душевных сил, а не сил физических. Так отзывается неправильность былого проживания ею периода 5–7 лет.

Что такое истинное трудовое действие? Это тоже три этапа.

Первый этап – заметить нужду близкого и эмоционально самому войти в ощущение этой нуждаемости. Кошка мяукает – голодная. Листочки у цветка опустились – воды ему нужно. Мама пришла усталая. Она озабочена, что к обеду в доме хлеба нет, не успела купить. Важно не просто узнать, заметить – важно эмоционально самому войти в состояние нуждаемости.

Второй этап – исполнение действий по удовлетворению нужды другого как своей собственной и переживание удовлетворения, радости от того, что нужда эта уменьшается. Поддержание пребывания в труде. Именно осознание хотя бы частичного уменьшения нуждаемости другого в результате затраченных тобой усилий дает удовлетворение на основе сочувствия. Кошка ест с таким удовольствием! Вода так быстро впиталась землей вокруг цветка! Мама успокоилась и занялась другими делами, когда ты вызвался сходить в булочную...

При таком подходе ребенку важно не способности свои продемонстрировать, а удовлетворить нужду другого. И когда истощаются силы для сохранения устойчивости в труде, стимулом возвращения к труду служит ощущение неполноты удовлетворенности нужды другого.

Третий этап – переживание удовлетворенности от того, что благодаря твоему упорному труду удовлетворена нужда другого, близкого тебе существа. Ребенок испытывает благодарность к тому, кто ранее научил такому труду, кто дал силы это исполнить. Особо ценна благодарность к тому, кто настолько к тебе хорошо относится, настолько верит в тебя, что доверил тебе удовлетворение своей нужды.

Человек, оказывающий внимание любимому, должен получать удовольствие от того, что тот именно к нему за этим обратился, что тому это приятно. Это будет потом, во взрослой жизни, но только при условии, что в возрасте 5–7 лет накоплен опыт получения радости от удовлетворения нужды другого.

Пребывание в истинном трудовом действии ребенку 5–7 лет также дает два основных результата.

1. Развивается способность самостоятельно замечать реальную нуждаемость окружающих и переживать ее как свою собственную. Внешне это проявляется в развитой способности взрослого человека самого находить себе занятие, нужное для окружающих, находить без просьб и подсказок со стороны.

2. Результатом пребывания в истинном трудовом действии становится также выполнение мужчиной роли защитника, покровителя, заботника, выполнение в виде части реализации главного смысла его жизни. Для женщины результатом правильного проживания этого периода станет в дальнейшем естественное переживание чувства благодарности к тем, кто заботится о ней и позволяет ей заботиться о них, потребность оберегать то, что уже создано – дом, уют, здоровье близких. Это не то же самое, что развитие математических, художественных и других способностей. Это не профессиональное, а глубоко личностное системное качество, объединяющее в действенную систему целый ряд разнообразных свойств и способностей данного индивида.

Наши рекомендации