Определение уровня развития
КАРТА РАЗВИТИЯ
(возраст 4 года)
И. ребёнка ________________________________________________
Возраст, № группы ___________________________________________
Дата заполнения _____________________________________________
ЧАСТЬ 1
Педагог (воспитатель) внимательно читает приведённые ниже характеристики интегративных качеств и в зависимости от частоты их проявления у данного ребёнка отмечает нужное количество баллов.
Внимание! При оценке каждой характеристики интегративного качества необходимо руководствоваться частотойеё проявления, ориентируясь на графы в таблице Часто, Иногда, Крайне редко.
При этом:
• Часто — проявляющаяся характеристика считается устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребёнка, успешности или неспешности предыдущей деятельности и т. д.
•Иногда — характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
• Крайне редко — данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер.
№ | Характеристики интегративных качеств | Частота проявления | ||||||||||||
Часто | Иногда | Крайне редко | ||||||||||||
Любознательный, активный | ||||||||||||||
Проявляет интерес (спрашивает их название и/или манипулирует с ними) к новым, случайно попавшим в поле зрения различным предметам (игрушкам, орудиям труда, музыкальным инструментам, деталям конструктора, карандашам, краскам и пр.) | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Проявляет интерес к новым людям (взрослым и сверстникам), задаёт вопросы о том, как их зовут, сколько им лет, где работают, живут и пр. | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Охотно отвечает на вопросы взрослого и сверстников. Охотно поддерживает взаимодействие и общение, организованное взрослым. Активно включается в совместные игры с детьми и взрослыми | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Проявляет интерес к незнакомым движениям и действиям взрослых и сверстников и пытается повторить их | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Сумма баллов | ||||||||||||||
Уровневый показатель | ||||||||||||||
Эмоционально отзывчивый | ||||||||||||||
Реагирует на эмоциональные состояния близких взрослых и детей, эмоционально заражается ими (когда кто-нибудь плачет или смеётся, может заплакать или рассмеяться) | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Адекватно эмоционально реагирует на успех (неуспех) своих действий и движений | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Эмоционально переживает содержание художественного произведения (рассказа, сказки, песни, мелодии, картины, иллюстрации и пр.) | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Адекватно эмоционально реагирует на попытки взрослого заинтересовать познавательной, проблемной задачей, деятельностью (продуктивной, трудовой, физической и пр.) | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Сумма баллов | ||||||||||||||
Уровневый показатель | ||||||||||||||
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | ||||||||||||||
В общении и взаимодействии со взрослым демонстрирует усвоенные социальные правила (здоровается, прощается, благодарит, вежливо просит и пр.) | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
В присутствии взрослого конструктивно взаимодействует, общается со сверстниками и решает конфликтные ситуации | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Адекватно используя речь, мимику, жесты, интонацию, делает своё высказывание понятным для собеседника | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Под руководством взрослого взаимодействует со сверстниками в продуктивных видах деятельности, игровых и спортивных мероприятиях | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Сумма баллов | ||||||||||||||
Уровневый показатель | ||||||||||||||
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | ||||||||||||||
Без специального напоминания со стороны взрослого выполняет простые ранее усвоенные, привычные правила поведения и обращения с предметами | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
В присутствии взрослого соблюдает правила (гигиенические, режимные, безопасного поведения и пр.), которые в других ситуациях не выполняет | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Подчиняет своё поведение заданным взрослым правилам организации индивидуальной и совместной деятельности (чтение художественной литературы, слушание музыкального произведения, продуктивная деятельность и пр.) | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Замечает нарушения правил поведения другими детьми | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Сумма баллов | ||||||||||||||
Уровневый показатель | ||||||||||||||
Способный решать интеллектуальные иличностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | ||||||||||||||
Применяет усвоенную информацию, способы выполнения деятельности под руководством взрослого | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Успешно использует практические пробы для решения различных познавательных задач и проблемных ситуаций | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
При поддержке и помощи взрослого реализует простейшие цели в познавательной, продуктивной и иных видах деятельности | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Обращается к сверстнику с предложением поиграть | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Обращается к взрослому в случаях затруднений в деятельности, взаимодействии и пр. | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Сумма баллов | ||||||||||||||
Уровневый показатель | ||||||||||||||
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе | Овладевший материалом программы в полном объеме | Овладевший примерно половиной объёма материала, предусмотре - нного программой | Овладевший Менее чем половиной объёма материала, предусмотре - нного программой | |||||||||||
Называет своё имя, свой пол, свои особенности, ссылается на свои предпочтения, интересы | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Называет имена родителей, их профессии, особенности их поведения | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Называет особенности поведения мальчиков или девочек, старших и младших детей | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Называет растения, животных, особенности их внешнего вида, условий существования, поведения и пр. | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
В изобразительной деятельности ориентируется на внешние признаки и особенности изображаемого объекта | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||||||||||
Сумма баллов | ||||||||||||||
Уровневый показатель | ||||||||||||||
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Да | Нет | ||||||||||||
Выполняет пошаговую инструкцию взрослого | 1 балл | 0 баллов | ||||||||||||
Воспроизводит образцы действий (двигательных, речевых и пр.), ориентируется на образцы построек, рисунка и пр. и может воспроизводить их | 1 балл | 0 баллов | ||||||||||||
Сумма баллов | ||||||||||||||
Уровневый показатель | ||||||||||||||
Сумма уровневых показателей всех интегративных качеств | ||||||||||||||
Уровень овладения ребёнком основными интегративными качествами (7 из 9) | ||||||||||||||
Обработка результатов
В случае если подсчёт производится самостоятельно, без пользования электронного приложения, анализ результатовпроизводится следующим образом:
1. В карте развития подсчитывается сумма баллов, набранная ребёнком за все характеристики каждого интегративного качества, и заносится в строку «Сумма баллов».
2. С использованием таблицы 1 суммарный балл каждого интегративного качества переводится в уровневый показатель, и присваивается балл уровневого показателя согласнотаблице 1. Этот балл заносится в карту развития в строку «Уровневый показатель»(для дальнейшего удобства —другим цветом). За каждый уровень освоения основныхинтегративных качеств ребёнок получает соответствующий балл: низкий уровень — 0 баллов, средний уровень — 1 балл, высокий уровень — 2 балла.
3. В карте развития подсчитывается сумма уровневых показателей всех интегративных качеств (сумма баллов во всех строках «Уровневый показатель») и заносится в строку «Сумма уровневых показателей всех интегративных качеств».
4. С использованием таблицы 2 определяется уровень освоения ребёнком основных интегративных качеств (7 из 9)на данном этапе развития (высокий, средний или низкий).
Если педагог работает с электронным носителем, обработка данных производится компьютером.
Определение уровня развития
основных интегративных качеств (4 года)
Интегративное качество | Сумма полученных баллов каждого интегративного качества | ||
Любознательный, активный | 6—8 баллов | 3—5 баллов | 0 – 2 балла |
Эмоционально отзывчивый | 6—8 баллов | 3—5 баллов | 0 – 2 балла |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | 6—8 баллов | 3—5 баллов | 0 – 2 балла |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | 6—8 баллов | 3—5 баллов | 0—2 балла |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | 8—10 баллов | 3—7 баллов | 0—2 балла |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе | 8—10 баллов | 3—7 баллов | 0—2 балла |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Уровневые показатели | Высокий уровень развития | Средний уровень развития | Низкий уровень развития |
Балл уровневого показателя (этот балл заносится в строку «Уровневый показатель») | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Таблица 2
Оцениваемый показатель | Сумма уровневых показателей всех интегративных качеств | ||
Суммарный показатель освоения ребёнком основных интегративных качеств (7 из 9) (возраст 4 года) | 10—14 баллов | 5—9 баллов | 0—4 балла |
Итоговый уровень развития интегративных качеств | Высокий уровень развития | Средний уровень развития | Низкий уровень развития |