Определение уровня умственного развития младших школьников

(Предложена Э.Ф.Замбицявичене)

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

Субтест I — исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

II — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

Субтест III — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Субтест IV — выявление умения обобщать. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

Субтест I. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение:

а) у сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);

б) в теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);

в) в году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев;

г) месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март);

д) самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова);

е) розы это... (фрукты, овощи, цветы, дерево);

ж) сова всегда спит (ночью, утром, днем, вечером);

з) вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная);

и) у дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень);

к) город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

Субтест II. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей назва­ние, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его:

а) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

б) река, озеро, море, мост, болото;

в) кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата;

г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса;

д) тополь, береза, орешник, липа, осина;

е) окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат;

ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей;

з) курица, петух, лебедь, гусь, индюк;

и) число, деление, вычитание, сложение, умножение;

к) веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Субтест III.Эти пары слов можно назвать одним названием. Примеры:

брюки, платье... — одежда;

треугольник, квадрат... — фигура.

Придумай название к каждой паре:

а) метла, лопата...

б) окунь, карась...

в) лето, зима...

г) огурец, помидор...

д) сирень, шиповник...

е) шкаф, диван...

ж) день, ночь...

з) слон, муравей... и) июнь, июль...

к) дерево, цветок...

Субтест IV.Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (например библиотека), и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать и подчеркнуть одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры:

лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги.

бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

Значит, нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части:

огурец георгин

1)——— = ——————————————;

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

учитель врач

2) ——— = —————————————— ;

ученик кочки, больные, палата, термометр

огород сад

3) ——— = ———————————————— ;

морковь забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

цветок птица

4) ——— = —————————————— ;

ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

перчатка сапог

5) ——— = —————————————— ;

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

темный мокрый

6) ——— = ———————————————————— Определение уровня умственного развития младших школьников - student2.ru ;

светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

часы термометр

7) ——— = ——————————————————— ;

время стекло, температура, кровать, больной, врач

машина лодка

8) ——— = —————————————— ;

мотор река, моряк, болото, парус, волна

стул игла

9) ——— = ——————————————————— ;

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

стол пол

10) ——— = —————————————— ;

скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

Наши рекомендации