Процедура контент-аналитического обследования состоит из нескольких этапов.
На первом этапе разрабатываются категории и единицы анализа в зависимости от целей и задач диагностики; осуществляется предварительный анализ массива документальной информации на предмет надежности информации, возможности доступа к ней и т.д.
На втором этапе разрабатывается конкретная методика. Из категорий и единиц анализа составляется код, в котором при необходимости могут указываться и классификационные единицы (эмпирические индикаторы в текстах документов для каждой единицы анализа). Иногда классификационные единицы содержатся в инструкции кодировщика-аналитика. Определяются единицы счета. Затем конструируется макет карточки контент-анализа. Если количества выделенных тематических и иных единиц анализа достаточно, то в карточке они обозначаются цифрами согласно коду. В этом случае кодировщик-аналитик при работе с такой карточкой должен иметь под рукой и код из единиц анализа или же выучить их соответствие указанным в карточке цифрам наизусть.
На третьем этапе проводится сбор первичной информации, т.е. собственно формализованный анализ массива документов. Кодировщики-аналитики, вооружившись кодом и карточками контент-анализа, последовательно просматривают эти документы, выискивая в них указанные в коде смысловые единицы анализа, подсчитывая объем и частоту их упоминания. Если количество документов очень большое, а выделенные для анализа смысловые единицы, согласно пробному диагностированию, ‑
равномерно распределены по всему массиву, то в этом случае прибегают к выборочному анализу документов.
Данные, полученные при анализе документов, должны соответствовать определенному уровню обобщенности, обладать теоретической значимостью или практической ценностью. Важно помнить, что работа с документами при всей своей кажущееся простоте и доступности требует специальной подготовки исследователя.
При обработке документов пользуются интенсивным, преимущественно качественным, и экстенсивным, преимущественно количественным, анализом.
При помощи интенсивного анализа изучается, как правило, личная документация. Обрабатывая личные документы, надо помнить о влиянии мотивов и настроений автора документа, о селективности его памяти. Личные документы могут использоваться не как единственный источник информации, а только как дополнительный материал.
Экстенсивный анализ документов чаще применяется для обработки официальных материалов. Он дает возможность на основе изучения большого количества документов найти наиболее' важные из них и сделать определенные выводы.
Анализ документов применяется в комплексе с другими методами и редко представляет самостоятельную исследовательскую процедуру. Чаще всего этот метод используется как вспомогательный — либо на ранних этапах исследования, когда необходимо предварительное знакомство с объектом, либо на его заключительном этапе — для более полной и объективной интерпретации результатов. Лишь в отдельных случаях метод изучения документов служит единственным источником получения данных.
5. Социометрические методы исследования.
Социометрические методы основаны на опросе какой-либо группы с целью установить социально-психологические взаимоотношения вней. Для этого с помощью косвенных вопросов выясняют взаимные симпатии и антипатии, устанавливают, кто в группе пользуется наибольшим, кто — наименьшим уважением и авторитетом.
Задача социометрической шкалы — представить в виде определенного количественного ряда отношение одного члена группы ко всем другим.
Для этого выявляют, кто кому наиболее симпатичен или не симпатичен. Чтобы выявить отношения в группе, каждого учащегося спрашивают, с кем бы он хотел сидеть на занятиях, с кем бы хотел отдыхать, работать, готовиться к экзаменам и т.п. Обычно даются три выбора: первый — наиболее предпочтительный, второй — если окажется невозможным первый, третий — если нельзя удовлетворить два первых выбора. В этом случае каждый участник опроса в верхней части листочка пишет свою ‑
фамилию, а ниже (в порядке убывания предпочтений) — фамилии тех, кого он выбрал.
При обработке первый выбор получает 3 балла, второй — 2 и третий — I балл. На основании сделанных респондентами выборов составляется матрица выборов (табл. 7), в которой по строч-
Таблица 7
Матрица выборов
№п/п | Кто выбрал | Кого выбрал | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Махмудов | 3 | 1 | 2 | ||||
2 | Сергеев | 2 | ||||||
3 | Иванов | 1 | 3 | |||||
4 | Петров | 3 | 2 | |||||
5 | Эльдаров | 1 | 2 | 3 | ||||
И т. д. | ||||||||
Сумма предпочтений | 6 | 7 | 2 | 1 | 4 | 8 | ||
Социометрический статус | 0,33 | 0,38 | 0,11 | 0,06 | 0,22 | 0,44 |
Примечание. Полужирным шрифтом выделены взаимные выборы.
Рис. 1. Пример сопрограммы'
кам вписывают фамилии (или шифры) опрошенных, а в колонках — номера, под которыми записаны эти фамилии. В каждой строчке проставляют предпочтения в выборе. При этом взаимные выборы выделяют (контрастным цветом, обводят в кружок и т.д. — в таблице они отмечены полужирным шрифтом). В качестве примера приведены пары Махмудов —Сергеев, Махмудов —Эльдаров. В двух нижних строчках подсчитывают абсолютную сумму предпочтений и социометрический статус (иногда его называют индексом популярности), который высчитывается по формуле S = R/3(N - 1), где R — количество баллов, R/3 —рейтинг, N — количество опрошенных.
Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма (рис. 1), она представляет собой концентрические окружности (или прямоугольники), в которые помещают номера опрошенных. Номера мальчиков обычно обводят треугольниками, номера девочек — кружочками. В центральный ‑
круг помещают тех, кто набрал наибольшее количество выборов (так называемые «социометрические звезды»), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (у которых число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначается сплошной линией между двумя соответствующими номерами, односторонний — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал).
Иной вариант — выборы по разным параметрам. В этом случае предлагается выбрать по каждому параметру одного наиболее предпочитаемого человека, а общее количество выборов суммируется. При этом есть возможность вычислить индекс популярности каждого человека в группе по разным параметрам. (Рейтинг в этом случае равен количеству выборов членов группы.)
Бланк социометрического опроса заполняет каждый участник, а экспериментатор объединяет данные в сводную таблицу (табл. 8). Для подсчета общего социометрического статуса рейтинг следует высчитывать путем деления суммы выборов на 5 (количество параметров выбора).
Достоинства социометрического метода:
1.
дает представление о структуре взаимоотношений внутри группы и положении каждого члена группы в этой системе;
‑
Таблица 8 Сводная таблица социометрического опроса
Вопросы | Фамилии | ||||||
Кого бы ты предложил назначить командиром группы? | 6 | 7 | 1 | 1 | 8 | ||
С кем бы ты хотел веселиться? | 8 | 2 | 1 | 14 | |||
С кем бы ты хотел выполнять трудовое поручение? | 8 | 4 | 7 | 6 | |||
С кем бы ты хотел выполнять домашнее задание? | 6 | 1 | 12 | ||||
К кому бы ты обратился за советом в трудной жизненной ситуации? | 3 | 9 | 10 | ||||
Общее количество выборов | 31 | 11 | 19 | 1 | 2 | 50 | |
Общий социометрический статус | 6,2 | 2,2 | 3,8 | 0,2 | 0,4 | 10 |
2) позволяет сравнить отношение к одному и тому же члену группы со стороны различных группировок или по разным основаниям;
3) помогает предположить лидеров и «звезд» в обследуемой группе
‑
4) при повторном проведении показывает динамику отношений внутри обследуемой группы.
Ограничения в использовании социометрического метода:
1) применяется в группах численностью от 20 до 40 человек;
2) не позволяет выявить истинные причины сложившихся взаимоотношений и перспективы их изменения;
3) результаты во многом зависят от событий, происшедших накануне опроса, от формулировки вопроса, от отношения опрашиваемых к исследователю и т.п.
6. Рейтинг.
Это близкий к социометрии метод оценки определенных качеств личности человека или особенностей процесса компетентными экспертами. Фамилии испытуемых располагаются в таблице по степени убывания или возрастания выраженности оцениваемого свойства.
При этом эксперты должны отвечать следующим требованиям:
- хорошо знать испытуемых по выделенным критериям оценки;
- однозначно понимать критерии;
- обладать уравновешенностью, доброжелательностью;
- признавать пользу оценивания.
Показатели, выбираемые для рейтинговой оценки, также должны соответствовать определенным требованиям:
- быть объективными;
‑
- полностью отражать исследуемую область;
- легко поддаваться фиксации с помощью наблюдения и других методов;
- подразумевать возможность качественного анализа;
- оценочные эквиваленты показателей должны отражать их значимость.
В случае рейтингового оценивания по одному показателю достаточно сравнения испытуемых между собой по степени выраженности оцениваемого свойства. При ранжировании по нескольким критериям приходится разрабатывать оценочные шкалы по каждому критерию и определять весовые коэффициенты (коэффициенты значимости) для суммирования этих оценок. Ценность и достоверность полученных в результате ранжирования данных снижаются при неточности, неясности описания оцениваемого свойства, скрытого характера этого свойства, ограниченных возможностей его наблюдения.