Подготовка к практическим занятиям
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) реализация образовательной деятельности должна предусматривать практические занятия в качестве одного из основных установленных видов организации учебного процесса.
Подготовка к практическим занятиям включает: ознакомление с планом занятия; проработку учебного материала (лекции, учебная и научная литература по планам практических занятий); поиск и работа с нормативно-правовыми актами и актами судебной практики; выполнение творческого занятия (при наличии в плане).
Для более эффективной подготовки студенту рекомендуется конспектирование,так как оно способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память.
Конспект – это созданный студентом текст, который в той или иной форме отражает основные моменты конспектируемой литературы. Конспект должен быть составлен таким образом, чтобы, используя его, можно было выступить по любому вопросу плана практического занятия, ответить на вопросы преподавателя.
Можно выделить следующие виды конспектов:
- план-конспект - сначала пишется план текста, по каждому пункту которого дается комментарии в виде цитат или свободно излагаемого текста;
- тематический - краткое изложение каждого вопроса практического занятия по нескольким источникам;
- текстуальный - дословное закрепление цитат, которые связаны логическими переходами;
-свободный - включает в себя цитаты и изложение работы изучаемого автора собственными словами в виде краткого текста (реферата).
Выделяют также следующие способы конспектирования: тезисный, способ вопрос-ответ, схематичный, графический. комбинированный и т.п.
При решении ситуационных задачстуденту необходимо:
- раскрыть содержание правоотношения;
- найти необходимые нормы права, уяснить их смысл и применить к конкретным правоотношениям;
- четко ответить на поставленные вопросы со ссылкой на нормативные источники и специальную литературу.
Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям традиционно считаются следующие: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изученном материале, умение делать логические построения, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами. Выступление не должно сводиться к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Подготовка рефератов
Реферат(нем. referat, от лат. refere – докладывать, сообщать) – письменный доклад или выступление по определенной теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников.
Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста.
Реферат в учебном процессе представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления.
Рефератвключает следующие обязательные части: титульный лист; содержание; введение; основная часть (раскрывается сущность выбранной темы); заключение; список использованной литературы.
Примерный перечень тем рефератов содержится в рабочей программе учебной дисциплины «Гражданское право». Возможно, после консультации с преподавателем, обоснование и формулирование собственной темы.
Основные этапы подготовки реферата:
Подготовительный этаппредполагает составление плана, который служит организующим началом в самостоятельной работе студента, способствует систематизации материала и последовательности его изложения. Выделяются два способа составления плана: хронологический и проблемный. Хронологический предусматривает изучение явления в его историческом развитии. Проблемный предполагает рассмотрение нескольких явлений во взаимосвязи.
Подготовительный этап включает поиск источников. Тема реферата определяет предмет изучения и задача студента – найти информацию, относящуюся к данному предмету. Работу с источниками целесообразно начинать с предварительного чтения, при этом следует выделять структурные единицы текста (закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения). Исходя из результатов предварительного чтения, определяется дальнейший способ работы с источниками. Просмотр источников предусматривает выделение в тексте: 1) главного; 2) основных доводов (аргументов); 3) выводов.
Следует обращать внимание на то, чтобы тезис вытекал из аргумента. В качестве рационального приема применяют сравнение различных мнений по одному и тому же вопросу, анализ весомости и доказательности аргументов авторов текста, что позволяет сделать вывод о наибольшей убедительности одной из позиций.
Текст реферата должен раскрывать тему, обладать цельностью и связностью.
Обязательным элементом процесса написания письменных работ для текущего контроля являются методологические основы (методология).
Методология исследования – это научная база работы, на которой она строится. Методология характеризует поставленные в работе задачи.
Методы – это способы познания, при помощи которых изучаются общие закономерности возникновения и развития объекта исследования.
К числу основных (общенаучных) методов можно отнести: логический; системный, функциональный и др.
Введение.Во введении раскрываются цели и задачи, стоящие перед автором, объект и предмет изучения, дается общая характеристика использованным источникам. В письменных работах для текущего контроля указание объекта и предмета изучения обязательно.
Объект– это явление или процесс, порождающие проблемную ситуацию, на которые направлена исследовательская деятельность субъекта.
Предмет– это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет – это то, что находится в границах объекта.
Объем введения не должен превышать 1–2 страницы.
Основная часть.В основной части рассматриваются вопросы, раскрывающие поставленную проблему. Если при подборе материала студент сталкивается с тем, что в литературе нет единой точки зрения на рассматриваемую проблему, то нужно привести основные, наиболее интересные точки зрения разных авторов и дать им свою оценку.
Заголовки разделов и подразделов печатаются без абзацного отступа, прописными буквами, без точки в конце, без подчеркивания, по центру. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Заключение.В заключении должны быть аргументированные, т.е. обоснованные, выводы и показано, насколько решены поставленные задачи. Здесь обобщаются изложенные в основной части материалы, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Делая выводы, необходимо учитывать различные опубликованные точки зрения на изложенную в работе проблему, сопоставить их и отметить, какая из них больше импонирует автору реферата.
В реферате, в частности, во введении и заключении, необходимо излагать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Заключение по объему, как правило, не должно превышать введения.
Объем заключения составляет 1 – 2 страницы.
Список использованной литературы.Списком использованной литературы завершается описание. Список источников следует за заключением и оформляется с новой страницы. Список использованной литературы призван показать научную, теоретическую и практическую базу проведенного исследования.
Устное сообщение по теме реферата делается на семинарских или практических занятиях. Время устного изложения реферата 10–15 минут. Затем он обсуждается аудиторией. Докладчику задают вопросы по теме реферата. Вопросы могут быть заданы как преподавателем, так и присутствующими на защите реферата студентами.
Выполнение курсовых работ
Курсовая работа– одна из форм аттестационных работ, выполняемых студентом в обязательном порядке и, как правило, за счет времени, отводимого на изучение дисциплины, в объеме, предусмотренном базовым учебным планом.
Курсовая работа – это самостоятельная работа, в процессе выполнения которой студент овладевает навыками исследовательской деятельности, а также решает задачи прикладного и творческого характера. Материалы одной или ряда курсовых работ могут быть использованы при подготовке выпускной квалификационной работы. Курсовая работа демонстрирует умение студента ставить цель, выделять задачи, формулировать проблемы и находить способы их решения.
Примерный перечень тем курсовых работ содержится в рабочей программе учебной дисциплины ЖИЛИЩНОЕ право. Возможно, после консультации с преподавателем, обоснование и формулирование собственной темы.
Структура курсовой работы как правило, имеет традиционную композиционную структуру и состоит из следующих основных элементов: титульный лист; содержание; введение; главы и параграфы внутри глав основной части; заключение; список использованных источников; приложения.
Во введении формулируется проблема исследования, обосновывается актуальность темы, степень ее разработанности, место и значение в науке и практике. Далее указываются объект, предмет, методика и методология исследования, формируются его цель и задачи, обосновывается структура курсовой работы.
В основной части излагается материал по теме, анализируются информационные источники, решаются задачи, сформулированные во введении.
В заключении приводятся обобщенные итоги теоретической и практической разработки темы, отражается результат решения поставленных во введении задач, формулируются выводы, предложения и рекомендации по использованию (внедрению) результатов работы.
Содержание работы должно раскрывать тему исследования.
В приложения выносятся вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст.
В работе обязательно приводится библиографический список.
Объем курсовой работы без учета списка информационных источников и приложений, должен составлять не менее 25 и не более 40 машинописных страниц.
Готовая работа на бумажном и электронном носителях передается на кафедру, где регистрируется в журнале поступающих работ. Датой сдачи работы считается ее регистрация на кафедре[3].