Если считать рабочий день по пятнадцать часов, то дней десять — двенадцать. 1 страница
— Десять дней кормят год?(Выделено жирным нами при цитировании: это к вопросу об эффективности образа жизни как в смысле порождения и удовлетворения потребностей, так и в смысле наличия времени, не занятого трудом и отдыхом от него, что необходимо для того, чтобы люди могли личностно развиваться и осуществлять свою миссию наместничества Божиего на Земле).
— Говорю же, в городе жить потруднее. Зря ты пренебрегаешь добычей.
— Теперь призадумаюсь. Почему так?
— В городе ты должен покупать родне и себе то, что не нужно для жизни: модные вещи, технику, мебель, напитки, подарки.... Всего не перечесть. Здесь ты свободен от этого.
— Но это нужные вещи. Отношения, уровень, престиж, наконец.
— Тебе пока лучше жить и практиковать в городе» (В. Серкин. Свобода Шамана. — Приведено по интернет-публикации:
http://meditation.d3.ru/comments/520814).
[134] https://ru.wikipedia.org/wiki/Бар-мицва/.
[135] В зависимости от климатической зоны и генетики носителей культуры.
[136] А в наши дни с учётом изменения соотношения эталонных частот биологического и социального времени (см. раздел 11.3 — том 3 настоящего курса) — просто глупое. Это замечание — к вопросу о жизненной состоятельности ЕГЭ и нравственно-интеллектуальной полноценности идеологов реформы системы образования.
[137] Например, криптии в древней Спарте.
[138] Косвенно на связь ритуалов перехода из детства во взрослость с вопросом о власти над половыми инстинктами указывает то обстоятельство, что в некоторых культурах такого рода ритуалы включали в себя ту или иную хирургическую (без анестезии) модификацию половых органов. В некоторых культурах хирургическая модификация половых органов неоднократно повторялась и в период взрослой жизни — как в отношении мужчин, так и в отношении женщин.
[139] Т.е. на выявление освоения им некоторого минимума фактов, осведомлённость о которых задаётся государственной властью в качестве обязательного требования ко всем выпускникам школ.
[140] В той или иной форме вопрос о волевых качествах встаёт только в системе подготовки военнослужащих и служащих друг силовых и других структур «специального» назначения, и в особенности — подготовки командного состава. При этом его постановка в системе такого профессионального образования «не для всех» обладает спецификой в каждой стране.
Кроме того, вопрос о волевых качествах — один из ключевых вопросов в процессе самогенерации разного рода преступных сообществ, как действительно криминальных, так и просто не угодных исторически сложившейся и господствующей внутриобщественной власти по разного рода нравственно-этическим и политическим мотивам.
[141] Если личностное исповедание Промысла в чём-то ошибочно, но голос совести не заглушен, то в диалоге с Богом ошибки будут устранены. А если исповедание ошибочно, но голос совести заглушен теми или иными конфессиональными догмами или каким-то социокультурными предубеждениями, то индивид превращается в бесчувственного и обезумевшего фанатика — зомби-биоробота.
[142] Выход из половых извращений может быть весьма труден или даже практически невозможен, если при вовлечении в них в психике жертвы сработал механизм импринтинга.
[143] См. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей.
[144] «Любопытная история ходила по Вашингтону в начале 1993 года. Во время одной из поездок по стране президент Билл Клинтон и его жена Хиллари остановились у маленькой бензоколонки. Владелец заправки представился Клинтону как “друг юности Хиллари”, то есть как бы предшественник Билла. Это развеселило президента, потом он начал подтрунивать над женой: “Как думаешь, кем бы ты была, если бы вышла замуж за владельца бензоколонки, моего «предшественника»?” Хиллари спокойно ответила: “Женой президента.”» (Еженедельник «То да сё», № 31, сентябрь 1997, с. 7). Вне зависимости от того, является это достоверным биографическим фактом либо же нет, но и в случае, если это просто анекдот, то он психологически достоверен: тем более, что скандал на тему сексуальных отношений Билла Клинтона со стажёркой аппарата Белого дома Моникой Левински (1998 г.) показал, что во главе государственности США в то время стоял говорящий, выдрессированный цивилизацией «обезьян».
[145] «Для успешного лидерства менеджерам высокий интеллект не нужен. Эксперты компании Detech проанализировали связь между рабочими компетенциями человека и его общими умственными способностями и пришли к выводу, что интеллект выше среднего никак не поможет специалистам добиться серьезного карьерного роста. По данным исследователей, шансы добиться успеха у высокоинтеллектуальных менеджеров и их коллег со средними способностями практически одинаковы. В свою очередь, при найме работодатели смотрят не на интеллект, а на опыт и навыки, рассказала директор хантингового агентства Pruffi Алена Владимирская. (…)
"Не менее важную роль, чем вербальный интеллект, играет интеллект эмоциональный. Это способность понимать людей и договариваться с людьми, конечно же, с этим в значительной мере связана успешность работы менеджера" (…)
В исследовании компании Detech приняли участие 211 топ-менеджеров российских компаний, представляющих нефтехимическую, горнодобывающую промышленность, металлургию и розничную торговлю» (http://www.kommersant.ru/doc/2005767).
[146] «В косяках стайных рыб нет лидера, но есть рефлекс следования за сбоку и впереди плывущим. Есть подражание также в реакциях хватания пищи и бегства от врагов. Несомненно, здесь мы имеем дело с врожденным поведением, а не с обучением. Стая, скажем, сельдей, кефали или трески ведет себя как «суперорганизм», единое целое.
Если стайную аквариумную рыбку неона или даже «семейно-территориальную» рыбу скалярию отделить от остальных особей их вида, они постоянно чувствуют себя «не в своей тарелке». Мечутся, совершают массу лишних движений, расходуя в результате намного больше кислорода, чем в компании сородичей. Как уже говорилось, в присутствии зеркала многие из таких рыб, страдающих в изоляции, успокаиваются и даже пытаются как-то взаимодействовать со своим отражением.
Однако, «тоска» по стае и подражательная реакция вообще исчезают у стайных рыб после удаления у них переднего мозга, хотя в остальном они сохраняют более или менее нормальное поведение, могут отыскивать и хватать пищу.
Обнаружилось интересное явление. За такими рыбами с поврежденным мозгом охотно следуют другие рыбы того же косяка. Особь, не подражающая окружающим, превращается как бы в «вожака» стаи, который в норме у рыб вообще отсутствует. (Выделено нами жирным при цитировании).
И у нестайных территориально-агрессивных рыб цихлид, и у цыплят, и у обезьян доминантами, как мы уже говорили, часто становятся вовсе не самые рослые и сильные особи, а те, которых В.Р. Дольник называет «настырными» за несносно-агрессивное и нахальное поведение, постоянное стремление везде и во всем быть первыми, задиристость. С такими всем неприятно связываться. Они постепенно отбивают охоту к ссорам с ними то у одного, то у другого, то у третьего, продвигаясь, таким образом, помаленьку все ближе и ближе к вершине иерархической лестницы» (Почему монархия — это организация стаи обезьян? — «Искра», орган Российской марксистской партии: http://iskra-rmp.org/58/index58.htm, со ссылкой на гл. 4 уже упоминавшейся книги: Ю.А. Лабас, И.В. Седлецкий. Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихологов. Учебное пособие для власть имущих, нынешних и грядущих. — Эта книга была написана в 1992 г.).
[147] В русском языке слово «стая» обычно используется для обозначения тех, кто охотится коллективом; а слово «стадо» обычно обозначает тех, на кого охотятся и кто коллективно защищается от попыток охоты на них либо коллективом убегает от охотников.
[148] В этом ответ на вопрос, почему в подростковую групповую преступность оказываются вовлечёнными не только дети из «неблагополучных семей», но и, казалось бы, вполне «благополучные» дети — отличники, дети с широким кругозором, в воспитание и культурное развитие которых родители, дедушки и бабушки, прочие воспитатели вложили много сил и средств.
[149] Соответственно, если дело дошло до того, что стая человекообразных «бандерлогов» начала охотиться на человека, то вариантов два: либо сразу же убежать, не дожидаясь боевого соприкосновения; либо сразу же без лишних разговоров начать бить смертным боем, с применением подручных средств и т.п., без жалости и пощады, по возможности начав с вожака, напрочь забыв, что «они дети» и что у них якобы есть какие-то «права человека», и без различия, кто из них «мальчик», а кто «девочка». Детьми они станут потом — на некоторое время, если останутся живы, — когда начнут размазывать слёзы, кровь и сопли, и жалобно скулить или орать от боли вследствие полученных телесных повреждений вплоть до медицински неустранимых увечий.
Пощада (т.е. прекращение воздействия на противника по его просьбе) в таких ситуациях недопустима потому, что можно стать жертвой удара исподтишка, нанесённого тем, кого только что пощадили вместо того, чтобы нейтрализовать. Такая реакция пощажённого — нормальное следствие низкой «врождённой морали» «слабо вооружённых» от природы биологических видов, к категории которых принадлежит и вид «Человек разумный». Пощада в таких ситуациях это — «вырубить», чтобы пощажённый таким способом обрёл дееспособность только после того, как всё завершится.
Целесообразность именно такого отношения к агрессии стаи проистекает из биологии. Хорошо вооружённым от природы биологическим видам (наличие острых клыков и когтей, рогов) — свойственна некая генетически запрограммированная (т.е. врождённая) «мораль». Поэтому среди хорошо вооружённых хищников и травоядных в статистике поединков при выяснении иерархического ранга особей, в ходе борьбы за самку, борьбы за территорию статистика гибели и тяжких увечий особей — крайне низкая. Противоборства, если они не ограничиваются демонстрацией устрашающих поз и изданием соответствующих звуков, и доходят до механического воздействия конфликтующих особей друг на друга, то удары и укусы никогда не наносятся так, что могут повлечь тяжкие телесные повреждения и гибель соперника: хищники не перекусывают соперникам хребет и сонные артерии, хотя именно так убивают своих жертв на охоте; рогатые и копытные не наносят удары в бока и брюхо, хотя именно так воздействуют на охотящихся на них хищников. Демонстрация в ходе поединков поз покорности прекращает противоборство, после чего проигравшая особь удаляется или подчиняется победителю.
У слабо вооружённых от природы биологических видов, к числу которых относятся многие приматы, генетически запрограммированная мораль такого рода практически отсутствует. И в частности, демонстрация позы покорности может быть обманом, цель которого — вывести одерживающего победу противника из боевого состояния для того, чтобы нанести ему решающий, возможно смертельный удар врасплох. У биологического вида «Человек разумный» это обстоятельство усугубляется тем, что техносфера создала для него вооружения, но мораль — вырабатывается не техносферой, а воспитанием, не подавляющим совести и воли. Если совесть и воля в процессе воспитания подавлены или устранены из процессов выработки намерений и линии поведения, то особь вида «Человек разумный» в конфликте с другими — аморальный «отморозок», «беспредельщик», «кидальщик», для которого «понятия» — не более, чем инструмент манипулирования другими в «проблемных ситуациях». Поэтому воздействие на «беспредельщиков» и одержимых агрессивностью зомби — должно быть решительным и эффективным и тоже «беспредельным», а всё моральное в отношении них допустимо только после их безоговорочной капитуляции, фактически подтверждаемой утратой ими боеспособности.
Социологи, криминалисты, законодатели и юристы-правоохранители этого в большинстве своём не знают.
Поэтому всё описанное выше, как целесообразная реакция на стадно-стайную агрессию подростков, должно квалифицироваться юридически как необходимая самооборона вне зависимости от того, что произошло с нападавшими: отделались испугом, получили телесные повреждения в том числе и от воздействия «подручных средств», стали калеками или покойниками.
Третий вариант реакции на такого рода ситуацию — пробудить мгновенно в стае абсолютно человеческие качества — совесть и стыд — и тем самым разрушить эгрегор стаи и прекратить отработку алгоритмики «охоты» на «добычу» — подавляющему большинству потенциальных жертв недоступен, поскольку требует человеческого типа строя психики не только на момент соприкосновения с эгрегором стаи, но в процессе взаимодействия с ним и с каждым из участников стаи.
Поскольку большинство людей, не имеющих за душой успешно пройденной спецподготовки рукопашного боя на уничтожение численно превосходящего противника, к действиям по вариантам 1 — 2 не способно, а к действиям по варианту 3 — вообще мало кто способен, то лучше не доводить ни до одного из этих вариантов, а для этого необходимо пребывать в таком настроении, чтобы эгрегор стаи не воспринимал мимо проходящего человека в качестве «потенциальной добычи», и стая осталась пассивной или пребывала в режиме «клубного поведения», когда все её потенциальные участники переживают положительные эмоции и потому не агрессивны.
[150] Соответственно, если девки участвуют в «охоте» стаи на «добычу» наравне с самцами, и дело дошло до силового отражения агрессии стаи, то девок следует «гасить», если не первыми, то наравне со всеми прочими, если даже не более жестоко, чтобы ввести их в режим генератора паники в стае, что будет способствовать её бегству.
[151] И смертная казнь, начиная с 12 лет, для всех участников в случае изнасилований, убийств, нападений на стариков и детей с целью ограбления или глумления и т.п. групповых преступлений, которые следует квалифицировать как тяжкие, — не какая-то неоправданная жестокость по отношению к «они-же-детям», а средство социальной гигиены, поскольку в исторически сложившейся культуре нет эффективных субкультур педагогики и психиатрии, способных сделать из таких подростков человеков.
Антон Семёнович Макаренко (1888 — 1939) может быть и смог бы помочь и таким детям стать человеками, но «Макаренко» — это в настоящее время гарантированно недостижимый уровень педагогического профессионализма даже для отличников-«краснодипломников» педагогических вузов России, а не то, что для серой массы троечниц и троечников — учителей-предметников.
Если для кого-то из родителей потерять таким образом чадо — горе, то им следует признать: в их распоряжении в прошлом, — начиная от предыстории зачатия и до вступления их чад в подростковый возраст, — было всё необходимое, что позволяло воспитать ребёнка так, чтобы его невозможно было вовлечь в такого рода групповые преступления. За неспособность должным образом выполнить родительский долг по отношению к детям и по отношению к обществу — тоже должна быть ответственность.
Тюрьма не исправит подавляющее большинство таких недочеловеков в аспекте развития личностной психики, поскольку в тюрьме над контингентом властвуют те же самые инстинкты стадно-стайного поведения, и под их воздействием выстраивается иерархия уголовного мира как «на воле», так и «в зонах»:
«Типичной монархией, например, является организация заключенных в местах лишения свободы: пахан — его приближенные — воры — шпана — мужики (которые "работают, а воры отдыхают") — подонки ("опущенные").
Используя бандитский жаргон, обезьянью стаю можно описать функциональной формулой: главарь — его охрана — бригадиры — чистильщики — пехота» (Почему монархия — это организация стаи обезьян? — http://iskra-rmp.org/58/index58.htm со ссылкой на уже упоминавшуюся книгу В.Р. Дольника «Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей»).
[152] Тематика «дедовщины» освещена в аналитической записке ВП СССР «О «дедовщине», антикоммунизме и коммунизме по существу и без эмоций» из серии «О текущем моменте» № 1 (49) 2006 г., и в работе «Диалектика и атеизм: две сути несовместны» («Отступление: Об инстинкте самосохранения, стадно-стайном поведении и человечности» в разделе 7.2. «Жизненный алгоритм становления личности»).
[153] Примером оболочки инстинктивных программ поведения является этикет, включающий в себя свод сложившихся в культуре правил, в которых выражаются инстинктивные программы подчинения индивиду, обладающему более высоким статусом в стае-стаде, в роду-клане, в том числе и с учётом признака половой и возрастной дифференциации.
[154] К продолжениям можно отнести индустрию создания компьютерных игр с порнографическими сюжетами и некоторое количество игр «стрелялок — крушилок», в которых свой персонально стадно-стайный статус «поднимают» те, кто не способен поднять его в реальности.
[155] См. раздел 13.1 (том 4 настоящего курса).
[156] См. Ю.А. Лабас, И.В. Седлецкий. Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихологов. Учебное пособие для власть имущих, нынешних и грядущих: http://www.etologia.narod.ru/.
[157] Именно по этой причине теме Любви посвящена отдельная книга (том 4 настоящего курса).
[158] Информацией и алгоритмикой, унаследованной от предков на биополевых носителей родовых эгрегоров.
[159] Соответственно представленному на рис. 13.2.2-1 (гл. 15) и 13.2.2-2 (том 4 настоящего курса).
[160] Несколько альтернативных определений, ни одно из которых нас не устраивает:
· «Общественный институт [от латинского institutum — установление, учреждение] — совокупность общественных структур, связанных с определенным кругом общественных отношений, и практика их применения доступным обществу образом» (Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. — Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. УНПП «Лаборатория проблем цивилизации». В.П. Галкин. 1998: http://ecological_problems.academic.ru/310/Общественный_институт).
· «Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил» (Social Institutions // Stanford Encyclopaedia of Philosophy).
· «Общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей. Например, институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования.
Общественный институт — это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения. Различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения. Общественные отношения — это многообразные связи между группами, классами, нациями в процессе социальной, экономической, политической и духовной деятельности. Эти связи должны быть устойчиво повторяющимися, безличными (формальными), затрагивающими важные стороны жизни» (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/53643).
[161] Идеологическая система, лежащая в основе псевдосоциалистической (национал-социалистической) государственности КНДР и оказывающая через неё воздействие на все стороны жизни северокорейского общества.
[162] Как уже отмечалось, сомнение в истинности чего либо не обращает истины в ложь или в заблуждение, а при владении достаточно эффективной личностной познавательно-творческой культурой и искреннем желании постичь истину, приводит к сомневающегося к истине и познанию её ранее неизвестных граней. А вот жизненно несостоятельные учения нуждаются в защите и от сомнений в их истинности, и познавательно-творческой активности, неизбежно ведущей к обнажению их несостоятельности.
[163] «Печать — это ещё не общественное мнение» (Отто фон Бисмарк: http://tsitaty.com/автор/отто-фон-бисмарк/2).
[164] По набору технологий, организационным процедурам и структурам.
[165] Третий рейх (гитлеровская Германия), Япония, СССР, буржуазно-либеральные государства антигитлеровской коалиции, многие жертвы агрессии Германии и Японии.
[166] При реализации структурного способа управления в отношении решения одних и тех же задач архитектура структур проистекает из этапов полной функции управления и их взаимосвязей. Иначе говоря, дело диктует архитектуру структуры. Более обстоятельно об этом см. главу 7 в целом, и раздел 7.4 в ней, в частности (том 1 настоящего курса), а также работу ВП СССР «О культуре административной деятельности».
[167] Хозяйственная система — это организационно-технологический комплекс (часть техносферы) и взаимоотношения людей в процессе хозяйственной деятельности, т.е. в процессе обслуживании ими технологических и организационных процессов, связанных с целеполаганием, производством и распределением продукции и доступом к природным благам.
[168] Репрезентативная выборка — подмножество во множестве, исследуемом с применением аппарата теории вероятностей и математической статистики. Будучи относительно небольшой по объёму долей исследуемого множества, репрезентативная выборка обладает тем свойством, что её статистические характеристики идентичны (с приемлемой для практики точностью) статистическим характеристикам полного множества.
[169] Οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество.
[170] Критерии — значения контрольных параметров, превышение (либо недостижение) которых означает, что качество управления ниже, чем допустимо. Критерии могут быть численными, могут быть значениями логических переменных, могут быть «геометрическим местом точек» в некотором пространстве формальных параметров — в зависимости от характера управленческой задачи.
[171] Этот подход реализован в модельном законе «О стратегическом прогнозировании и планировании социально-экономического развития» Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. См. Приложения 1 и 2 к этому законодательному акту. Принят на сессии МПА СНГ 28 ноября 2014 г. Постановление МПА СНГ от 28.11.2014 № 41-10. — Официальный сайт МПА СНГ: http://www.iacis.ru/upload/iblock/861/prilozhenie_k_postanovleniyu_10.pdf.
[172] Конкретный набор статистик, характеризующих процесс взаимодействия общественно-экономической формации с природной средой, значения критериев оценки качества управления, привязка набора статистик и критериев определённой территории или акватории, в границах того или иного периметра могут быть выработаны только в ходе комплексной научно-исследовательской работы (НИР), ориентированной на создание и совершенствование системы государственного и хозяйственного управления, опирающейся на объективные закономерности всех шести групп, которым подчинена жизнь людей, социальных групп, культурно своеобразных обществ и человечества в целом.
Т.е. всё это не может возникнуть в результате партийных «разборок» и многопартийного парламентского законотворчества на основе буржуазно-либеральной модели социальной организации и государственного управления. Парламент и правительство, приверженные этой модели, вряд ли смогут даже сформировать техническое здание на такого рода работу, не говоря уж о том, чтобы оценить её результаты, если такого рода НИР всё же будет выполнена. Как показывает практики, научный официоз к постановке и осуществлению такого рода НИР — не способен на протяжении многих десятилетий, начиная ещё со сталинских времён…
[173] Именно вследствие этого возникший в марксистской традиции тезис «семья — ячейка общества» ложен, поскольку «ячейка» — в понимании большинства — это нечто статично неизменное (ячейка в таблице, ячейка в каком-либо ином структурном образовании). Поэтому этот тезис препятствует формированию адекватных представлений о течении внутрисоциальных процессов и роли в них института семьи и, в особенности, — на исторически продолжительных интервалах времени, охватывающих сроки активной жизни одного и более поколений.
[174] Это находит выражение по пословице-метафоре: яблочко от яблоньки не далеко падает.
[175] Термины «воспитание» и «образование» далее следует понимать именно в этих значениях.
[176] Персонаж из рассказа А.П. Чехова «Ванька». См. также «В людях» А.М. Горького.
[177] О роли этого указа в судьбе страны обстоятельно — см. в аналитической записке ВП СССР «Власть на Руси и Русь: возможности упущенные и возможности актуальные…» из серии «О текущем моменте» № 4 (111), ноябрь 2013 г.
Его воздействие на судьбу России должно быть понятно из рис. 13.1‑1, повторно воспроизведённом в гл. 15 (настоящий том).
[178] Дом перенесён в Кижи из деревни Ошевнево, где он был построен в 1876 г. для большой семьи крестьянина Нестора Максимовича Ошевнева. И это — не самый богатый дом, из числа сохраняемых в архитектурных заповедниках Севера России — в Кижах и в Малых Корелах.
[179] Как известно, институт семьи с сообществе рабов существовать не должен. Долговременные стратегии порабощения предполагают разрушение или подрыв института семьи в обществе — предполагаемой жертве агрессии.
[180] Дебил — в прошлом медицинский термин, которым обозначали слабоумие в лёгкой форме.
«Дебильность — самая легкая степень психического недоразвития. Нарушения познавательной деятельности у олигофренов в степени дебильности выражаются в неспособности к выработке сложных понятий и вследствие этого в невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления или при более легкой степени дебильности — в ограниченности абстрактного мышления. У этих больных преобладает конкретно‑описательный тип мышления, им трудно охватить ситуацию целиком, чаще всего они улавливают лишь внешнюю сторону событий. В зависимости от степени дебильности (легкой, средней или тяжелой) эта неспособность к выработке понятий выражена в разной степени, тем не менее, у дебилов всегда можно отметить нарушения абстрактного мышления. Дебилы могут учиться в школе, но усвоение материала дается им с большим трудом. Особенно трудным предметом является для них математика.
Не обладая пытливостью ума, не имея собственных суждений, эти лица обычно легко перенимают чужие взгляды, подчас с необыкновенной косностью придерживаясь их. Запоминая различные правила, выражения, употребляют их шаблонно, при этом любят иногда поучать окружающих.
Не будучи способными к тонкому анализу и обобщениям, страдающие дебильностью (особенно при легкой степени) в то же время могут ловко ориентироваться в обычной ситуации.
При выраженной задержке общего психического развития среди дебильных больных иногда встречаются люди с частичной одаренностью. Эта частичная одаренность может выражаться в великолепной механической памяти без осмысления повторяемого, в абсолютном слухе, в способности умножить в уме крупные цифры, в рисовании, в умении определять по любой задаваемой дате день недели при невозможности объяснить ход этих вычислений.
Характерной чертой дебилов является их выраженная внушаемость, легкое попадание под чужое влияние. Это представляет особую опасность в том случае, когда дебилы, не осмысливая обстановки, становятся орудием в руках разного рода злоумышленников, непосредственными исполнителями преступлений. Такие лица, исполняя чужую волю, могут напасть с ножом, сломать запор, совершить поджог, совершенно не отдавая себе отчета в последствиях своих действий». (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013).
К этом остаётся добавить, что если дебилы проникают в государственный аппарат и становятся в нём статистически значимой группой, то общество не ждёт ничего хорошего под их властью.
Кроме того, в характеристике дебилов в приведённой выдержке из статьи из энциклопедического словаря есть много общего с характеристикой П.Ф. Лесгафтом неправедных типов (см. Приложение 6 в настоящем томе и работу П.Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребёнка и его значение» (1990 г.)). Если дебилизм не является следствием генетических и иных нарушений структур организма, то его возникновение — результат неправедного воспитания.
[181] Ей посвящён раздел 17.
[182] Одна из причин того, что дети и подростки оказываются жертвами и участниками дорожно-транспортных происшествий состоит в том, что их структуры мозга, нервная система и психика не настолько развиты, чтобы они могли адекватно оценить дорожную обстановку в динамике её изменений.
[183] См. также:
· Иванов В.В. Чёт и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. — М.: Советское радио. 1978 (http://lib.ru/NTL/KIBERNETIKA/IWANOW_W/odd_even.txt);
· Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. — М.: ТЦ Сфера. 2001. — 128 с.;
· Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера. 2003.
[184] «Фантик. Первобытная сказка» — «Союзмультфильм», 1975 г. Режиссёр Е. Гамбург, сценарий Б. Заходера, художник-постановщик Д. Менделевич (одна из гипер-ссылок:
http://www.youtube.com/watch?v=m-m4MbPI8ig).
[185] Книга написана в конце 1998 г. и многое объясняет в тех событиях, которые произошли в разных регионах планеты с того времени, и по сути представляет собственноручное признание США в совершаемых ими преступлениях против Свободы и Человечности. М.: Международные отношения. 1998. (Brzezinski Z. «The Grand Chessboard. American Primacy and Its Geostrategic Imperatives». Basic Books). Есть в интернете.