I. Научно-логическая часть

Актуальность. Распространенной чертой бытовых денежных отношений в советском обществе, большинство членов которого жило «от зарплаты до зарплаты» было взятие денег взаймы, и, соответственно дача взаймы («перехватить до получки»). Привычная процедура не влияла существенным образом на межличностные отношения: все в отношении статей расходов находились в относительно равных условиях, причины взятия в долг были понятны, цели денежных трат и возвращения долга известны, мошенничества редки. Занятые деньги не меняли (за исключением упорного невозвращения долга) межличностных отношений. Однако с коренным изменением экономических отношений деньги из средства обеспечения жизнедеятельности становятся еще и универсальным механизмом регулирования социальных и межличностных отношений и, видимо, по иному и более значимо влияют на то, как люди воспринимают и оценивают друг друга. При этом необходимость занять наличные деньги не исчезла из бытовых взаимодействий людей с невысокими доходами (которых в нашей стране большинство), она явно является одним из важных факторов, влияющих на межличностные отношения. Каков же характер и степень этого влияния? Изменилась ли культура бытовых займов денег? Ответить на эти вопросы непросто, ведь бытовой заем – часть привычек взаимодействия с деньгами и людьми, создающая повторяющиеся жизненные ситуации (привычка потратить все сразу, влекущая постоянную нехватку денег, привычка к накоплению «в чулке», азарт в денежных играх, жадность и др.). В условиях часто возникающих в межличностном взаимодействии ситуаций, в которых люди занимают деньги, поэтому необходимо представлять, какие последствия для должника могут возникнуть в отношении к нему других людей; тем, кто дает в долг, также полезно знать, что может измениться в их отношениях к человеку, занявшему у них деньги. Психологам и педагогам в их практической деятельности при выявлении отношения между людьми, в классных коллективах школ, студенческих группах, весьма полезно представлять, как может воздействовать на отношения такой фактор, как денежный долг. При этом, несмотря на то, что проблемы отношений довольно глубоко изучены в психологии, практически нет работ, посвященных характеристикам изменения отношений, людей друг к другу в отдельных, часто возникающих в социальных взаимодействиях ситуациях, таких, как ситуация бытового денежного займа.

Проблема: общенаучная: выявление факторов, влияющих на оценочные отношения людей, связанные с экономическими отношениями и экономическим поведением; конкретная проблема исследования: как меняется отношение кредиторов к человеку, занявшему деньги и не вернувшего их?

Цель: определить, становится ли бытовой денежный долг фактором, разобщающим людей, ухудшающим межличностные отношения и какие качества в оценке недобросовестного должника подвергаются переоценке его заемщиками.

Общая идея: деньги стали играть определяющую роль в отношениях. У людей старше сорока отношение к недобросовестному должнику меняется, но не так, как у молодых, которые тотально ухудшают отношение к недобросовестному должнику. Замысел: провести углубленный письменный опрос старшего поколения, определив отношение к долгу, провести эксперимент, в котором замерить отношения друг к другу в студенческой группе, затем несколько студентов занимают деньги и в срок не отдают. Когда проходит неделя после срока возврата долга, вновь замеряются отношения студентов и определяется какие личностные качества «кредиторы» оценили ниже.

Гипотезы:

– По сравнению с советским прошлым сам факт долга и особенно наличие невозвращенного долга, гораздо сильнее ухудшает межличностные отношения и у старшего и у младшего поколения.

– Будут падать оценки кредиторами должника, впрямую характеризующие отношение к должнику и оценку его жизненного пути (будут желать ему плохого), но оценки интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств не изменятся (качества личности, объективно обнаруживаемые у человека, независимо от его нравственных качеств).

Задачи: структурировать понятия отношения к денежному долгу, отношения к личностным качествам должника; определить отношение к долгу у старшего поколения, отношения к должнику у младшего поколения; верифицировать данные опроса и эксперимента; сделать выводы.

Методы:

– Теоретические: анализ,

– Эмпирические: опрос, контент-анализ социально-психологический эксперимент.

– Интерпретационные: корреляционный анализ.

II. Теоретическая часть.

(наброски)

Экономические отношения играют важную роль в развитии страны. Описать систему экономических отношений, в том числе и н абытовом уровне. Определить, из чего складываются отношения к долгу, должникам в ситуациях, когда человек зам занимает, и когда у него занимают. Обосновать пункты эссе. Психологическая сторона: какие качества личности у должника оцениваются. Обосновать: возможно, все стороны личности, но, скорее всего, сильнее всего ухудшается оценка нравственных качеств. Кредитор начинает желать плохого будущего своему должнику, перестает быть ему интересным. Обосновать содержание опросника.

III. Практическая часть.

Наши рекомендации