Тема: Формирование профессиональной компетентности педагога. Стандарт педагога.
1. Вопросы для обсуждения:
1) Как соотносятся педагогическое мастерство и профессиональная компетентность педагога?
2) Что составляет основу профессиональной компетентности педагога? Какие требования к профессиональной компетентности педагога предъявляет ФГОС ВО?
3) Что такое индивидуальный стиль педагогической деятельности? Попробуйте осуществить прогнозирование возможного стиля собственной педагогической деятельности, опираясь на свои психофизиологические особенности.
2. Работа с текстом Мудрик А.В. «Профессия вечная и творческая»
Каждый день, из года в год учитель входит в класс. Но ни один класс не повторяет другого, каждый неповторим. Более того, один и тот же класс постоянно меняется, ребята растут почти в прямом смысле слова не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются его настроения, увлечения на протяжении года, четверти, недели, одного дня и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, учитель сталкивается с чем-то новым. А это требует от него наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем-то не похожих на те, что уже были, каждый раз в чем-то уникальных.
Учитель дает уроки, иногда шесть в день, как правило, на одну и ту же тему в двух-трех-пяти параллельных классах. Из года в год, по одному и тому же предмету, многие годы по одной и той же программе. Но! Каждый урок не может быть точно таким же, как предыдущий. В двух классах невозможно дать абсолютно одинаковые уроки на одну и ту же тему. Классы ведь разные, и уроки получаются разные, даже если учитель этого и не хочет. А если он сознательно дает именно этот и никакой другой урок именно в этом и никаком другом классе, то каждый из уроков становится уникальным и для учителя, и для класса.
Все это, бесспорно, говорит о том, что профессия учителя самая творческая. И в нашей стране к ней так и относятся, оценивая труд учителя.
Если вы талантливы, то сможете стать учителем, независимо от того, в чем вы талантливы.
Если в какой-то отрасли знания, то это поможет вам стать выдающимся учителем-предметником.
Если в какой-либо сфере искусства, то это поможет создать для учеников эмоционально насыщенную атмосферу, в которой так нуждается каждый человек.
Если у вас талантливые руки, то ваши ученики вырастут настоящими мастерами какого-либо дела — столярного, гончарного, радио или любого другого.
Если у вас физически развитое тело, то вы сможете увлечь всех ребят идеей вырасти здоровыми и спортивными.
Если вы талантливы в общении, то ваши ученики не будут знать трудностей в человеческих отношениях.
У вас нет никаких ярко выраженных талантов и даже способностей? А вы уверены, что это действительно так? Ведь способности проявляются и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Поэтому не торопитесь с выводами! Может быть, вы способный учитель? Может быть, из вас выйдет прекрасный воспитатель? Попробуйте себя на этом поприще. Если вы еще не уверены в своих способностях, это не может помешать стать учителем, если вы этого очень захотите.
Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель.
Если вы интересны людям и они к вам тянутся, то смело идите в учителя. Ребятам так нужно, чтобы их учитель был привлекателен как человек.
Так что же, каждый человек может быть учителем? Нет, не каждый.
Если у вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится, а вы с ними согласны, то лучше выбрать более спокойную работу, чем учительская.
Если вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией, то вам лучше не идти в учителя.
Если, несмотря на все усилия, у вас не получается контакт с людьми, то не торопитесь поступать в педагогический институт или училище.
Если люди, младшие или старшие, вызывают у вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают, то воздержитесь, хотя бы на ряд лет, от вступления на учительскую стезю.
Если ваши товарищи утверждают, что вам не хватает доброты, что вы часто несправедливы, что у вас трудный характер, подумайте, сумеете ли вы избавиться от этих недостатков прежде, чем станете учителем.
Вопросы для обсуждения:
1) Согласны ли вы с утверждением автора: «Если вы талантливы, то сможете стать педагогом, независимо от того, в чем вы талантливы? »
2) Какой талант вы считаете наиболее существенным для профессии педагога?
3. Составление тестов и эталонов ответов к нему по пройденным темам.
Список литературы:
1. Педагогика: учеб. и практ. для СПО / Под общ. Ред. Л,С. Подымовой, В.А. Сластенина. – М.: Юрайт. 2016. – 332с.
2. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. для студ. вузов / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2014. – 624с.
3. Шонтукова И.В. Формирование новых профессиональных компетентностей у преподавателей в свете введения ФГОС // Педагогика. - 2014. - №8. - С.80-84.
1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками.
2. Объект, предмет и функции педагогики.
3. Основные категории педагогики.