Тема: Формирование профессиональной компетентности педагога. Стандарт педагога.

1. Вопросы для обсуждения:

1) Как соотносятся педагогическое мастерство и профессиональная компетентность педагога?

2) Что составляет основу профессиональной компетентности педагога? Какие требования к профессиональной компетентности педагога предъявляет ФГОС ВО?

3) Что такое индивидуальный стиль педагогической деятельности? Попробуйте осуществить прогнозирование возможного стиля собственной педагогической деятельности, опираясь на свои психофизиологические особенности.

2. Работа с текстом Мудрик А.В. «Профессия вечная и творческая»

Каждый день, из года в год учитель входит в класс. Но ни один класс не повторяет другого, каждый неповторим. Более того, один и тот же класс постоянно меняется, ребята растут почти в прямом смысле слова не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются его настроения, увлечения на протяжении года, четверти, недели, одного дня и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне шко­лы, учитель сталкивается с чем-то новым. А это требует от него наблюда­тельности, анализа, реакции, каждый раз в чем-то не похожих на те, что уже были, каждый раз в чем-то уникальных.

Учитель дает уроки, иногда шесть в день, как правило, на одну и ту же тему в двух-трех-пяти параллельных классах. Из года в год, по одному и тому же предмету, многие годы по одной и той же программе. Но! Каждый урок не может быть точно таким же, как предыдущий. В двух классах невоз­можно дать абсолютно одинаковые уроки на одну и ту же тему. Классы ведь разные, и уроки получаются разные, даже если учитель этого и не хочет. А если он сознательно дает именно этот и никакой другой урок именно в этом и никаком другом классе, то каждый из уроков становится уникальным и для учителя, и для класса.

Все это, бесспорно, говорит о том, что профессия учителя самая твор­ческая. И в нашей стране к ней так и относятся, оценивая труд учителя.

Если вы талантливы, то сможете стать учителем, независимо от того, в чем вы талантливы.

Если в какой-то отрасли знания, то это поможет вам стать выдающимся учителем-предметником.

Если в какой-либо сфере искусства, то это поможет создать для учени­ков эмоционально насыщенную атмосферу, в которой так нуждается каж­дый человек.

Если у вас талантливые руки, то ваши ученики вырастут настоящими мастерами какого-либо дела — столярного, гончарного, радио или любого другого.

Если у вас физически развитое тело, то вы сможете увлечь всех ребят идеей вырасти здоровыми и спортивными.

Если вы талантливы в общении, то ваши ученики не будут знать трудно­стей в человеческих отношениях.

У вас нет никаких ярко выраженных талантов и даже способностей? А вы уверены, что это действительно так? Ведь способности проявляются и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Поэтому не торо­питесь с выводами! Может быть, вы способный учитель? Может быть, из вас выйдет прекрасный воспитатель? Попробуйте себя на этом поприще. Если вы еще не уверены в своих способностях, это не может помешать стать учителем, если вы этого очень захотите.

Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель.

Если вы интересны людям и они к вам тянутся, то смело идите в учите­ля. Ребятам так нужно, чтобы их учитель был привлекателен как человек.

Так что же, каждый человек может быть учителем? Нет, не каждый.

Если у вас плохое здоровье и врачи считают, что оно не улучшится, а вы с ними согласны, то лучше выбрать более спокойную работу, чем учитель­ская.

Если вы, несмотря на долгую и упорную работу над собой, обладаете плохой дикцией, то вам лучше не идти в учителя.

Если, несмотря на все усилия, у вас не получается контакт с людьми, то не торопитесь поступать в педагогический институт или училище.

Если люди, младшие или старшие, вызывают у вас стойкую неприязнь или постоянно раздражают, то воздержитесь, хотя бы на ряд лет, от вступ­ления на учительскую стезю.

Если ваши товарищи утверждают, что вам не хватает доброты, что вы часто несправедливы, что у вас трудный характер, подумайте, сумеете ли вы избавиться от этих недостатков прежде, чем станете учителем.

Вопросы для обсуждения:

1) Согласны ли вы с утверждением автора: «Если вы талантливы, то сможете стать педагогом, независимо от того, в чем вы талантливы? »

2) Какой талант вы считаете наиболее существенным для профессии педагога?

3. Составление тестов и эталонов ответов к нему по пройденным темам.

Список литературы:

1. Педагогика: учеб. и практ. для СПО / Под общ. Ред. Л,С. Подымовой, В.А. Сластенина. – М.: Юрайт. 2016. – 332с.

2. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. для студ. вузов / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2014. – 624с.

3. Шонтукова И.В. Формирование новых профессиональных компетентностей у преподавателей в свете введения ФГОС // Педагогика. - 2014. - №8. - С.80-84.

1. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками.

2. Объект, предмет и функции педагогики.

3. Основные категории педагогики.

Наши рекомендации