Учитель xxi века: здоровье-эффективность-развитие

Митина Лариса Максимовна доктор психологических наук, профессор, зав.лабораторией профессионального развития личности Психологический институт РАО Москва Проблему профессионального здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации. В настоящее время мы имеем не только факты высокого уровня заболеваемости, смертности, низкого уровня рождаемости, но и все более ярко проявляющейся тенденции к вырождению генофонда нации, снижению геополитической роли Духа и интеллекта россиян в развитии земной цивилизации. Вот почему нужен новый подход к областям теории, практики, организации сохранения здоровья человека. Это означает, что в центре внимания должны быть здоровые мать, отец, ребёнок, педагог, здоровый образ жизни и деятельности, а в широком понимании – здоровый этнос как источник процветания российской общности в системе земной цивилизации. Всё сказанное относится, прежде всего к методологии обеспечения здоровья педагога, от которого в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущего страны. Результаты наших многолетних исследований (Митина Л.М., 1990–2010) показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой помимо прочих и учителями. Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Известно, что острый кратковременный стресс может быть полезен, например, большим выбросом энергии. Хронический же стресс, который развивается при частом повторении сильных воздействий, вреден: он приводит к снижению сопротивляемости, т.е. делает организм более уязвимым, подверженным нарушениям в любых системах и особенно в энергетическом обмене. Считается, что самые тяжёлые болезни нашего времени: рак, инфаркт, диабет, аллергия, – связаны с хроническим стрессом, «стрессом жизни». Неудивительно, что учительство, как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Как было сказано выше, для учителей со стажем работы в школе 15–20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание». У трети учителей (более 30%) показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Поэтому в качестве приоритетной задачи можно назвать сохранение трудового потенциала народного образования страны – профессиональное долголетие учителей. Речь идёт о создании нового направления медико-психологической профилактики и охраны здоровья учителя. Теория профессионального здоровья учителя предполагает осмысление единства и взаимосвязи представлений о здоровье и факторах, лежащих в его основе. Можно обозначить две идеологии в определениях здоровья и нормы: традиционно медицинскую и психологическую. Медицина рассматривает норму как меру вероятности возникновения болезни, а психология – с точки зрения сформированности позитивных личностных сил, обеспечивающих здоровье. Болезненное состояние человека неизбежно связано с нарушением адаптивной функции, а личностное (психическое) здоровье подразумевает некоторую степень дезадаптации в её традиционном смысле (Митина Л.М., 2004, 2005). Психическое здоровье не есть отсутствие конфликтов, фрустраций, проблем и пр. – оно означает скорее зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. Таким образом, понятия психического здоровья, адаптации и нормы не тождественны. Более того, как было показано ранее, адаптивный тип поведения учителя является неконструктивным на всех стадиях профессионального функционирования и приводит к стадии стагнации, снижению профессиональной активности. Мы придерживаемся представления о многоуровневости профессионального здоровья учителя, в соответствии с которым высший уровень личностного здоровья, отвечающий за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла жизни, отношение к другим и себе оказывает регулирующее воздействие на нижележащие уровни. Помощь, нацеленная непосредственно на снятие, купирование соматических и психических расстройств учителя, является, главным образом, объектом медицины. Психолог же обращается к более высоким уровням саморегуляции: инструментальному, смысловому, экзистенциальному. Обращение к инструментально-экспрессивному уровню саморегуляции может помочь учителю изменить стилевые характеристики, развить социальные навыки, что способствует его социально-психологической адаптации к текущей ситуации. На смысловом уровне учителю можно помочь принять решение, разобраться в проблеме, как правило, не выходя за пределы привычных смысловых ориентаций. Указанные направления воздействия отвечают задачам развития конкретных способностей (коммуникативных, рефлексивных, гностических и др.), что, несомненно, оказывает позитивное влияние на эффективность профессиональной деятельности учителя и его психическое самочувствие. Высший экзистенциальный уровень обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. Он становится ведущим фактором развития зрелой личности, которого не могут обеспечить регуляторные механизмы нижележащих уровней. Недостаточная сформированность регуляторных механизмов высшего уровня приводит к тому, что учитель остаётся объектом внешних воздействий, будучи неспособным превратиться в субъекта собственной жизни. Нарушение механизмов саморегуляции, деформация внутреннего мира личности становятся пролонгированной причиной большого числа соматических и психосоматических заболеваний учителей. Таким образом, психическое здоровье – это мера способности учителя выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Определяя психическое здоровье в терминах активности и личностного развития, мы подходим к определению критериев психического здоровья как характеризующих в большей степени сам процесс, нежели состояние. Цель психологической работы с учителем заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие процесс развития. Механизмы личностной саморегуляции экзистенциального уровня должны характеризоваться, во-первых, глобальностью, способностью детерминировать развитие и, во-вторых, динамичностью, способностью к собственному развитию, создающему мотив и интерес быть здоровым. Всё вышесказанное позволяет дать определение профессиональному здоровью учителя как способности организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности. Восстановление профессионального здоровья учителя – это не просто лечение, а управление механизмами, детерминирующими развитие личности, способствующими формированию позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности. Как известно, наша медицина почти все силы (и средства) тратит на больных, а так называемые «здоровые» копят в себе зачатки будущих болезней. Беда не только в том, что для «здоровых» не разрабатываются методы поддержания здоровья, но и в том, что больные применяют сильнодействующие лекарства и усугубляют своё состояние. Учителю в большинстве случаев нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая – по выработке необходимых качеств и навыков по накоплению функциональных резервов в организме. Кроме того, как нам представляется, в новых экономических условиях реформирования жизни складывается принципиально новый подход к здоровью, которое становится базовым свойством человека в системе рыночных отношений, его субъективной ценностью. Здоровье как экономический фактор предусматривает: – сохранение в образовании профессионалов высокого уровня, чьё здоровье определяет стабильность результатов их труда; – новую психологическую установку на здоровье, как на социально-экономическое благополучие в системе конкуренции и сложных условиях выживания. Таким образом, охрана и восстановление профессионального здоровья учителя предполагают усиление межпредметных связей между медициной, психологией, психофизиологией, психотерапией, гигиеной, а также экономикой, информатикой, трудовым законодательством, что позволит категорию здоровья рассматривать как интегральное качество в системе «здоровье–работоспособность–эффективность–развитие». При этом мы считаем, что в комплексе наук, обеспечивающих разработку научно-практической концепции профессионального здоровья учителя, психологические науки должны доминировать, как науки, изучающие различные формы индивидуального опыта, внутреннего мира человека. Концепция «профессиональное здоровье» как процесс научного осмысления практики жизни и труда учителей предусматривает разработку комплексной (межведомственной) программы по охране и управлению здоровьем учителей, подкрепленную во всех звеньях: информационном, профилактическом, диагностическом, оздоровительно-восстановительном, лечебном. В каждой области есть свои приоритеты, своя инфраструктура. Однако есть и общие аспекты, на них мы и остановим свое внимание. Ключевой проблемой является низкая престижность здоровья, резко сниженное самосознание учителей о ценности здоровья. Необходимо поднять осведомлённость работников образования об истинном состоянии здоровья, причинах его снижения и предлагаемых средствах, формах его укрепления. Сверхзадачи развития компетентности работников образования в области здоровья: сформировать социально-психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье учителей и учеников как со стороны директоров школ и других руководителей образования, так и со стороны педагогов, учащихся, родителей. Учителя – представители стрессогенной профессии – нуждаются в реабилитационных процедурах. Это призывает к необходимости использования новых технологий диагностики физического и психического здоровья и комплексов психологических, психотерапевтических и спортивно-бальнеологических процедур. Речь идёт об обучении учителей приёмам саморегуляции психических состояний, участии в психотренингах и спортивно-оздоровительных мероприятиях. Главным приоритетом является профессиональное долголетие учителей. Его можно достичь лишь путём гармонизации личности, понимаемой как процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени аутентичности, согласованности интегральных характеристик личности учителя. Речь идёт о концепции профессионального развития учителя, согласно которой три интегральные характеристики: педагогическая направленность, компетентность и гибкость – являются объектом профессионального развития учителя и показателем его профессионального здоровья и профессионального долголетия. Первым направлением в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности учителя является воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребёнком. Второе направление – обеспечение социально-психологических условий повышения уровня педагогической компетентности, прежде всего коммуникативной и конфликтной компетентности. Третье направление можно определить как психологическое обеспечение условий развития педагогической гибкости, непосредственно связанной с творческим потенциалом учителя. Всё более распространённой становится точка зрения, согласно которой понятия «творчески одарённая личность» и «психологически нормальный индивидуум» – почти равнозначны. Лишь реализация творческих задатков (каковы бы ни были их масштабы) способствует психическому здоровью человека. Мы абсолютно согласны с мнением некоторых психоневрологов (М.Е. Бурно и др.), которые утверждают, что целью психотерапии должно быть излечение неврозов путём пробуждения творческих сил пациента. Развитие творческих способностей уподобляется психотерапевтической процедуре выработки поведения, позволяющего невротическим субъектам справляться с трудными для них ситуациями. Эта «стратегия овладения ситуацией» учитывает эффективность выполнения задачи и «уплаченную цену», т.е. затраченные психические усилия. Занятия по выработке стратегии решения задач повышают психологическую устойчивость. Главную роль при этом играют не приобретённые знания, а гибкость, позволяющая вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы, менять тактику и тем нормализующая поведение. Ещё в XIX веке знаменитый венский хирург Т.Бильрот пришёл к выводу, что психически нормальный человек эмоционален в любом виде деятельности. Чем бы он ни занимался, он ничего не делает равнодушно, безразлично, в любую работу вкладывает живое чувство. Из всех определений «психического здоровья» критерий Бильрота – самый простой и самый практичный. Правда, он нуждается в уточнениях. Эмоциональность в любом виде деятельности должна быть адекватной, соразмерной и регулируемой. Адекватность эмоций означает, что человек ликует в радостных ситуациях и грустит в печальных, но ни в коем случае не наоборот. Соразмерность означает, что слабый раздражитель вызывает слабую эмоциональную реакцию, а сильный – сильную. Даже незначительная невротизация приводит к нарушению соразмерности, когда сильный раздражитель может вовсе не вызывать никакой реакции, а слабый – провоцирует бурную вспышку отрицательных чувств, что можно часто наблюдать в поведении учителей. И четвёртое направление – повышение профессионального самосознания учителя – осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать своё будущее. Низкий уровень профессионального самосознания учителей (низкий уровень самоотношения, самоуважения, самопринятия, аутосимпатии, низкая самооценка и др.) – это национальное бедствие, это показатель того, что одна из самых преданных профессиональных популяций охвачена моральной апатией, нравственной депрессией. К сожалению, педагоги утрачивают самое святое – осознание ценности своей личности в обществе. Полисистемная связь здоровья с процессом труда учителя предполагает использование новых оздоравливающих технологий, прогнозирующих моделей в интересах охраны здоровья учителя. Модели, ориентированные на формирование и охрану здоровья учителя, должны быть разработаны для внедрения на следующих уровнях: федеральном, региональном, городском, школьном и индивидуальном. На последних двух уровнях уже сейчас реализуется ряд направлений «технологий здоровья»: 1) информационно-мотивирующее (включает работу через средства массовой информации, выступления, лекции, семинары, встречи с администрацией департаментов образования и директорами школ с целью пропаганды здорового образа жизни); 2) организационное (подразумевает решение необходимых административных, организационных, хозяйственных, финансовых вопросов); 3) медико-диагностическое (медицинское обследование учителей, определение общего физического состояния и выявление заболеваний); 4) психодиагностическое (психологическое обследование учителей, определение общего психического состояния, выявление индивидуально-психологических особенностей); 5) общеоздоровительное (открытие специальных групп физического оздоровления, работа по обеспечению школы в целом и отдельных учителей необходимыми медицинскими препаратами); 6) социальное (решение вопросов постоянной выплаты зарплат, специальных выплат для поддержания здоровья, премий, создание реальной НОТ, материальное обеспечение обучения и т.д.); 7) психологическое (проведение специальных психологических семинаров для учителей по проблемам психического здоровья, работа кабинетов психологической разгрузки, индивидуально-психологическое и семейное консультирование и т.д.); 8) психотерапевтическое (систематическая организация психотерапевтических и коррекционных групп учителей, проведение тренинговых занятий различной тематики, индивидуальная психотерапевтическая работа и т.д). Разработанная нами технология конструктивного изменения поведения учителя (Митина Л.М., 2010), обусловливающая развитие интегральных характеристик личности педагога, его профессиональное саморазвитие, направлена на то, чтобы он смог активно и в то же время с пользой для своего здоровья выразить себя в профессиональном труде, стать более творческой личностью. Психологическая технология призвана стимулировать педагога к появлению творческой активности, в которой осознанное стремление к самоизменению (самоисправлению) становится одним из важнейших элементов его саморазвития. Положительная динамика профессионального развития учителя характеризуется проявлениями внешней и внутренней синергии: гармонизацией взаимоотношений и гармонизацией в собственной психосфере. Библиографический список: 1. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие. М.: Академия, 2004. 2. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: Академия, 2005. 3. Митина Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. Учебное пособие. Москва: ПИ РАО, МГППУ, 2010. 4. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях: Научно-методическое пособие для практических психологов образования и педагогов / Под редакцией Л.М. Митиной. – М., Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 5. Учитель. Преподаватель. Тренер. Сб. материалов VI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.М. Митиной. В 2-х т. – М.: Учреждение Российской академии образования "Психологический институт", МГППУ, 2010.
  • Заочная всероссийская научно-практическая интернет-конференция «ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»
  • Опыт оздоровительно-просветительской работы с педагогами в учреждениях образования (детских садах, школах, учреждениях дополнительного и профессионального образования – начального, среднего, высшего)
    • ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
    • ЗДОРОВЬЕ – КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
    • ОТ ЗДОРОВОГО ВОСПИТАТЕЛЯ – К ЗДОРОВОМУ ВОСПИТАННИКУ
    • ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ
    • РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
    • РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
    • СБЕРЕГАЕМ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ
    • ФИЗКУЛЬТУРА ПРОТИВ СТРЕССА
    • ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • Проблемы диагностики здоровья педагога
    • СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЯ
    • СОДЕРЖАНИЕ И ДИНАМИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ СТУПЕНЕЙ ОБУЧЕНИЯ
  • Сохранение и укрепление здоровья педагога: технологии, условия и механизмы
    • АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СУБЪЕКТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕСУРС ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
    • К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ ОФИЦЕРА - НАСТАВНИКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
    • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • ПЕДАГОГ - ПРОФЕССИЯ ПОВЫШЕННОГО РИСКА
    • ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
    • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ
    • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ САМОПОМОЩИ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА» ПЕДАГОГАМИ
    • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА: ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ
    • ПСИХОТЕХНОЛОГИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ
    • ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
  • Теоретико-методологические основы исследования здоровья педагога: физического, психического, социального и профессионального
    • ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
    • ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • ОСМЫСЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
    • ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ТРУДА УЧИТЕЛЯ
    • ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ – ПУТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ ПЕДАГОГА
    • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
    • УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА: ЗДОРОВЬЕ-ЭФФЕКТИВНОСТЬ-РАЗВИТИЕ
    • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПСИХОЛОГОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
  • Карта сайта

Сохранение и укрепление здоровья педагога: технологии, условия и механизмы‎ > ‎

Наши рекомендации