Подготовка к турниру-викторине
Участники проводят общий сбор-старт, на котором определяются команды и выбирается способ проведения турнира-викторины. Затем каждая команда в течение 15-20 мин придумывает себе название, выбирает капитана и подготавливает предложение по теме будущего турнира. К концу общего сбора команды знакомят всех со своими названиями, представляют капитанов (которые вместе с ведущими входят в совет дела - штаб турнира-викторины) и выдвигают предложения по теме турнира. За несколько минут совет дела отбирает самую удачную из них.
Турнир-викторина может проводиться сразу же вслед за общим сбором-стартом («молнией»), или для подготовки к нему командам отводятся один или несколько дней. В первом случае команды тут же, в течение 10-15 мин, придумывают вопросы для «противников» (и свою тему, если решено было провести турнир-викторину не по общей теме). Во втором - у ребят есть время справиться в специальной литературе и посоветоваться со старшими товарищами.
Советы организаторам
Вести турнир-викторину может один педагог, но лучше если в этом поучаствуют и старшие ребята.
Участников необходимо ориентировать на интересные вопросы, требующие работы ума, особенно, если они начинаются со слова «почему?». Главное в турнире-викторине не тренировка памяти, а коллективный поиск решения трудных познавательных задач и обмен мыслями и предположениями. А ведущие направляют этот поиск и, если необходимо, участвуют в нем.
И еще: после того, как вопрос задан, никто не должен «выскакивать» с ответом. Сначала команда тихо совещается, на что отводится одинаковое для всех время, например, полминуты.
Если команда, задавшая вопрос, не удовлетворена ответом, ведущие предлагают это сделать другой команде со словами: «Идите на выручку!». В случае, когда никто не сможет ответить, инициатива переходит в руки самой атакующей команды.
Если и ответ атакующей команды не удовлетворил участников турнира, ведущие объявляют продолжение его поиска. Тогда ребята получают возможность поискать ответ в последующие дни в справочной литературе и еще раз хорошо обсудить его.
Ответы оцениваются в баллах (например, за правильный и полный ответ- 2 балла, за неполный - 1). Отмечаются также наиболее удачные вопросы, остроумие участников и дружная работа команды. А можно от этого отказаться, чтобы погоня за баллами не отвлекала внимания от главного и не снижала интереса к процессу поиска истины.
Вопросы, вызвавшие во время турнира-викторины наибольший интерес, стоит включить в коллективную работу и использовать в других познавательных делах, как например, на вечере разгаданных и неразгаданных тайн, защите фантастических проектов или пресс-конференции.
ТУРНИР ЗНАТОКОВ- познавательное дело-обозрение, которое проводится несколькими коллективами, каждый из которых поочередно организует свое творческое состязание (свой тур) между остальными его участниками. Он может проходить в одном классе (между звеньями, бригадами) или между коллективами нескольких классов, а также между сводными командами ребят старшего и младшего возраста.
Число туров обычно равно числу коллективов, участвующих в турнире (3-5, не более). Причем, каждый из них является организатором одного из туров (проводит состязание между всеми остальными коллективами), а в последующих турах выступает как рядовой участник соревнования.
Турнир знатоков может проводиться как по одному профилю, так и быть комплексным, когда каждый тур состязаний представляет свой профиль. Например, при участии четырех коллективов он может состоять из таких туров-состязаний: на лучшего знатока математики или музыки, родного края или медицины.
В состязаниях каждый коллектив участвует в полном составе или формирует из своих рядов команду знатоков. Как правило, роль ведущих выполняют два-три представителя взрослых или один взрослый вместе с двумя старшими школьниками.