ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568—1639)
Общие взгляды и идеи
Основные идеи произведения Город Солнца
Система управления в Городе Солнца
27 лет находился в тюрьме как бунтарь и еретик. В тюрьме написал свое основное произведение Город Солнца. По взглядам: социалист-утопист, мечтавший о создании мирового государства экономического и политического равенства, которое должно устранить все конфликты между людьми и установить мир и счастье на Земле.
Город Солнца— идеальное государство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют все возможности заниматься науками и искусствами. Значительное место в жизни города занимают проблемы воспитания детей, т. к. основа общественного блага — забота об улучшении «породы людей».
Метафизик(верховный правитель)
Мощь |
Любовь |
Мудрость
Война
Мир
Осада
Тактика
руководит искусствами,
учебными заведениями,
ремеслами, науками
наблюдение за деторождением, забота о хорошем потомстве
Система воспитания
Система образования
Трудовое воспитание
Воспитание носит полностью общественный характер и одинаково для всех граждан государства. Семья уступает функцию воспитания детей, которых растят спец. служащие по утвержденному распорядку. Воспитание должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности. Благодаря правильному воспитанию жители города отличаются здоровьем и привлекательностью.
Большое внимание уделяется умственному развитию, которое должно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям.
Все первоначальное обучение детей основано на наглядности: вещи и явления изображены на стенах города «превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности, отражающей все науки...»
Девочки и мальчики обучаются совместно. Со второго и до третьего года дети учатся говорить и учат азбуку (следят за ними четыре старца). Затем — обучение гимнастике, бегу, метанию диска. Детей водят в мастерские с целью выявить наклонности и обучают ремеслам. С 7 до 10 лет добавляется изучение естественных наук, с 10 лет — математики, медицины и Др. наук. Все воспитываются в духе религии и вправе выбирать любую конфессию.
Все дети участвуют в общественно-полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.
52
ПЕДАГОГИКА РЕФОРМАЦИИ
В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое эбщественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Ведущим принципом Реформации был принцип «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом. Его сторонники стремились переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщить воспитанников к национальной культуре, языку, литературе, поощряли светскую образованность. Наиболее яркие представители: Томас Мюнцер (1490—1525), Жан Кальвин (1509—1564), Матю-рен Кардьер (1479—1564), Уильям Тиндель (1484—1536), Мартин Лютер : 1483—1546), Филипп Меланхтон (1497—1560) и др.
МАРТИН ЛЮТЕР (1483—1546)
Основные этапы жизни и работы | Цель, методы и средства воспитания | Организация и содержание образования |
Глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). Получил образование в Эрфуртском университете. Был монахом авгус-тинского монастыря. С 1512 г.являлся профессором теологии в Виттенбергском университете. Работы К христианскому дворянству немецкой нации; К бургомистрам и членам городских советов всех городов Германии; Проповеди о том, что детей надо посылать в школы. Автор катехизиса, который в течение нескольких столетий был главной книгой для чтения в народной школе, и сборника песнопений. | Образование — средство для того, чтобы стать «господами на земле». Воспитание в целом — средство к тому, чтобы стать истинным христианином. Самостоятельное чтение Библии (без посредника в лице представителей духовенства) и значит, обязательное владение грамотой — нравственное дело каждого верующего. Родители и учителя должны уважать личностьребенка, быть терпимыми и чуткими. Нельзя баловать детей. Наказаниядолжны быть сведены к минимуму,но отказываться совсем от них нельзя. Преподавание на родном языке. Не заучивание наизусть, а запоминание понятого материала. | Создание городских бесплатных начальных школ для всех детей. Выступал за открытие новых школ повышенного типа для проповедников, юристов, медиков и перестройки работы университетов в духе своего учения. Обучение должно быть равнымкак для мальчиков, так и для девочек. (Женщина должна обучаться, чтобы стать хорошей матерью, дать правильное образование своим детям.) Осуществление религиозного воспитанияпутем чтения «Священного Писания» на родном языке. Обязательными учебными предметамисчитал родной язык, историю, математику, пение. Основой образованности считал знание древних языков. Призывал заботиться о физическом развитии детей. Критически относился к изучению схоластической философии. |
ПЕДАГОГИКА КОНТРРЕФОРМАЦИИИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезуитов (Общество Иисуса, основано в 1534 г. И. Лойолой).