ТОМАЗЗО КАМПАНЕЛЛА ( 1568—1639)

КОНФУЦИЙ

Стал известен после смерти, педагогом стал в 22 года – частный учитель, воспитал 3000 учеников, 72 стали выдающимися личностями. Основоположник китайской школы. Народ надо образовывать. Был философом. Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551 — умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды Конф. изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед К. с его ближайшими учениками и последователями. Важным понятием этико-политического учения Конф. является жэнь ("гуманность") — совокупность этических и социальных отношений людей, основывающихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю и т. д. В высказываниях Конфуция отражена классовая аристократическая направленность его учения. Он решительно противопоставлял цзюнь цзы ("благородных мужей") простолюдинам — сяожэнь ("мелким людишкам"): первые призваны управлять вторыми, служить им примером. Когда конфуцианство стало господствующей доктриной (после 136 до н. э.), К-ий был провозглашен "учителем 10 тысяч поколений" и его культ официально поддерживался вплоть до 1911 (начало буржуазной Синьхайской революции). ЦИТАТЫ:1)Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. 2) Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот. 3)Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается. 4)Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать учением о человеколюбии. 5) Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. 6) Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

СОКРАТ

Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, — 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников — Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократа выступает как главное действующее лицо.

Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них. К. Маркс назвал С. "олицетворением философии", "воплощённой философией". Считая неудовлетворительной древнюю натурфилософию, Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Тяготея к объективному идеализму, он был далёк ещё от гипостазирования общих понятий в виде самостоятельных сущностей. Так его изображает Аристотель, приписывающий Сократу индуктивное учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также учение об определении понятий, впервые дающем возможность познавать сущность каждой вещи. Признание действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у Сократа в учение об общем и универсальном разуме или об отдельных богах-умах. Вопреки уверениям Ксенофонта, учение Сократа имело мало общего с народной религией, хотя он и не отрицал её. Учение С. о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии. Саморазвитие личности. Главное – познать самого себя. Юмористические беседы – нестандартное видение ситуации. Методы – продуктивный, проблемно-поисковый.В этике основной тезис Сократа гласил, что добродетель есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. В понимании Сократа не может быть противоречия между разумом и поведением.

Сократ необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности он критиковал все формы правления — монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию, если они нарушают справедливость. В последующие эпохи образ Сократа часто выступал как идеальное воплощение мудреца. ЦИТАТЫ: 1) В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить. 2)Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священныx обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних. 3)Девиз Сократа – «Познай самого себя». 4) Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая - станешь философом. 5) Нельзя врачевать тело, не врачуя души. 5) Я знаю только то, что ничего не знаю. 6) Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

ПЛАТОН

Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит Платону (428 — 347 гг. до н. э.). Платон родился в Афинах в аристократической семье. В юношеские годы подружился с Кратилом, одним из учеников Гераклита, и это дает основание полагать, что в этот период он познакомился с его идеями. В юношеские годы Платон хотел посвятить себя политической деятельности.После периода странствий Платон создал знаменитую Академию, где прожил всю оставшуюся жизнь, и которая просуществовала почти тысячу лет.Свои идеи Платон излагает в форме диалога.Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами. К раннему периоду (приблизительно 90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: "Апология Сократа", "Критон", "Эвтифрон", "Лазет", "Лисий", "Хармид", "Протагор", 1-я книга "Государства" (сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики); к переходному периоду (80-е гг.) — "Горгий", "Менон", "Эвтидем", "Кратил", "Гиппий меньший" и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов); к зрелому периоду (70—60-е гг.) — "Федон", "Пир", "Федр", II—X книги "Государства" (учение об идеях), "Теэтет", "Парменид", "Софист", "Политик", "Филеб", "Тимей" и "Критий" (интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду — "Законы" (50-е гг.). В Афинах П. основал собственную школу — Академию платоновскую .В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа. Равенство для равных, развивать общество, тогда будут развиваться индивидуальности. Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для П. диалектика — метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её "ипотеса", закон ("номос"), ведущий у Плат.от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно; именно так понимается у Платона логос. Историческое значение философии П. определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма, на основании чего В. И. Ленин назвал всю идеалистическую линию в философии "линией Платона" (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 131). Идеи Платона послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма. ЦИТАТЫ: 1) Бог в нас самих. 2) В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих. 3) Воля - целеустремленность, соединенная с правильным суждением. 4) Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают. 5)Книга - немой учитель.6) Основа всякой мудрости есть терпение. 7) Сократ - друг, но самый близкий друг - истина.

АРИСТОТЕЛЬ

Древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был участником Академии платоновской. В 343 был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии. Был сторонником умеренной демократии. Дошедшие до нас сочинения А. делятся по содержанию на 7 групп. Логические трактаты, объединённые в своде "Органон": "Категории" (рус. пер., 1859, 1939), "Об истолковании" (рус. пер., 1891), "Аналитики первая и вторая" (рус. пер., 1952), "Топика". Физические трактаты: "Физика", "О происхождении и уничтожении", "О небе", "О метеорологических вопросах". Биологические трактаты: "История животных", "О частях животных" (рус. пер., 1937), "О возникновении животных" (рус. пер., 1940), "О движении животных", а также трактат "О душе" (рус. пер., 1937). Сочинения о "первой философии", рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название "Метафизики" (рус. пер., 1934). Этические сочинения — т. н. "Никомахова этика" (посвященная Никомаху, сыну А.; рус. пер., 1900, 1908) и "Эвдемова этика" (посвященная Эвдему, ученику А.). Социально-политические и исторические сочинения: "Политика" (рус. пер., 1865, 1911), "Афинская полития" (рус. пер., 1891, 1937). Работы об искусстве, поэзии и риторике: "Риторика" (рус. пер., 1894) и дошедшая неполностью "Поэтика" (рус. пер., 1927, 1957). На основе своей этической и психологической концепции А. развил теорию воспитания "свободнорождённых граждан".ЦИТАТЫ:1) В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. 2) Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает. 3) Достоинство речи - быть ясной и не быть низкой. 4) Друг всем - ничей друг. 5) Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно. 6) Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

КВИНТИЛИАН

Знаменитый римский педагог и литературный критик, происходил из испанского города Калагурриса (нын. Калагорра, в Старой Кастилии) и род. около 35 г. по Р. Хр. Воспитание получил в Риме, где отец его был учителем риторики, и слушал там лучших ораторов того времени. По окончании образования он отправился на родину, но возвратился в Рим вместе с Гальбой, когда последний был провозглашен императором. После нескольких лет адвокатской деятельности К. занялся, главным образом, воспитанием юношества в качестве учителя красноречия. К. первый стал содержать общественную школу. После двадцати лет педагогической деятельности К. предался всецело литературным трудам, для которых раньше не располагал временем. До нас дошло капитальное сочинение К. "Об ораторском образовании" (Institutio oratoria), в 12 кн. Им было написано также важное сочинение "О причинах порчи красноречия" (De causis corruptae eloquentiae), но оно не сохранилось. ЦИТАТЫ: 1) Учиться никогда не поздно. 2)Ничто не сохнет легче слез. 3)Совесть — тысяча свидетелей. 4)Осуждают то, чего не понимают. 5) Практика без теории ценнее, чем теория без практики. 6) Не для того я живу, чтобы есть, а ем для того, чтобы жить.

Т. МОР

Английский гуманист, государственный деятель и писатель; основоположник утопического социализма. Сын судейского чиновника. В 1492—94 занимался в Оксфордском университете, примыкал к кружку т. н. Оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). К лютеранской реформации относился отрицательно, считая её угрозой общехристианскому единству. Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу королю как "верховному главе" английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён. В 1886 причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 канонизирован. Родоначальник литературного жанра утопии и основатель утопизма - направления философии, основой которого служили проекты общества будущего.

Идея равного общественного воспитания, обучения на родном языке, одинаковое образование для мужчин и женщин, самообразование, трудовое воспитание. Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и медитации на религиозные темы ("Четыре насущных предмета", "Моление душ", "Апология", "Диалог об утешении в невзгодах" и др.) оказали влияние на искусство английской риторики (проповеди Э. Марвелла и Дж. Донна), а также на формирование стиля Дж. Свифта. М. перевёл с латинский на английский язык биографию Дж. Пико делла Мирандолы (1510), личность которого и трагическую судьбу считал поучительными для реформаторов церкви. Его "История короля Ричарда III" (1531), оставшаяся неоконченной, — одно из лучших произведений англ. прозы Возрождения, послужившее позднее косвенным источником драмы У. Шекспира. Наибольшую известность принёс М. его диалог "Утопия" (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально — "Нигдения", место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным). десь М. впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. М. не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала — он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию. ЦИТАТЫ: 1) У государей нет места для философии. 2) Все мы ценим добро, лишь теряя его невозвратно. 3) Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них. 4) Если хотите иметь успех, вы должны выглядеть так, как будто Вы его имеете. 5) Кто робок от природы, тот не только сам не совершит каких-либо храбрых подвигов, но внушит еще страх.

ТОМАЗЗО КАМПАНЕЛЛА ( 1568—1639)

ит. философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии. Сын сапожника; с 1582 монах-доминиканец. В 1591 выступил с книгой "Философия, доказанная ощущениями" в защиту натурфилософии Б. Телезио против схоластического аристотелизма. Неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. Участвовал в борьбе за освобождение южной Италии В 1602 г. арестован, приговорен к пожизненному заключению Освобожденный в 1629 г., провел последние годы во Франции. Несколько раз сажали на кол – пропагандировал идею равенства. В философии К. отстаивал необходимость опытного познания и развивал учение о "двойном" откровении (Природы и Писания). Выступив в защиту Г. Галилея, К. не принял учения о бесконечности Вселенной, допуская, однако, существование множества миров. Коммунистическая утопия К. представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества ("Город Солнца", произведение, построенное в форме рассказа мореплавателя, 1602, опубликовано 1623, рус. пер. 1906) в рамках всемирной теократической монархии ("Монархия Мессии"). В идеальной коммунистической общине у К. упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством; труд является почётным и равно обязательным для всех, рабочий день сокращён до 4 часов благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное внимание уделяется развитию науки ("магическому знанию"), просвещению и трудовому воспитанию. атурфилософия К. явилась одной из предпосылок нового естествознания; коммунистическая утопия К. делает его одним из ранних предшественников научного социализма. ЦИТАТЫ: 1)"Я колокол, предвещающий новую зарю!" (По-итальянски "кампанелла" означает "колокол".). 2) «Если бы люди сделали общим достоянием все, что полезно, все, что приносит счастье, мир стал бы раем». 3) «Критерием истины является опыт». 4)»Истинно лишь то, что соответствует разуму или природе». Книги: "Философия, основанная на ощущениях". "О Вселенной" , "Апология Телезио", "Медицину", написал "Диалектику", "Риторику" и "Поэтику". Кампанелла узнает о Галилее. Он посвящает ему "Четыре статьи о "Рассуждении" Галилея". А когда церковь объявила учение Коперника "глупым", "абсурдным", "еретичным" и запретила Галилею, ставшему последователем великого польского ученого, развивать его, Кампанелла пишет новый трактат - "Апология Галилея" Умело используя цитаты из Библии, он доказывает, что взгляды Галилея не противоречат священному писанию. В 1617 году вышел в свет "Предвестник восстановленной философии" - так Адами назвал найденную им рукопись раннего сочинения Кампанеллы . Затем он издал работы "О смысле вещей", "Апология Галилея", опубликовал под псевдонимом сборник стихов и, наконец, в 1623 году напечатал "Реальную философию", в составе которой впервые увидел свет "Город Солнца".

8) ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ(28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, ‒ 15.11.1670, Амстердам).

Чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608—10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — "Театр всех вещей" (1614—27) и начал работу над полным словарём чешского языка ("Сокровищница чешского языка", 1612—56). В 1614 К.— учитель братской школы в Пршерове. ЦИТАТЫ: 1) Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями. 2) Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения. 3) Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше? 4) Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. 5)Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным. 6) Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. «Школа без дисциплины есть мельница без воды».Золотое правило дидактики: «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами».Книги: «Искусство всех учить всему»,«Мир чувственных вещей в картинках» - первая детская энциклопедия.«Великая дидактика», «Материнская школа», «Видимый мир в картинках», «Открытая дверь языков всех наук», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Законы хорошо организованной школы».

9) ДЖОН ЛОКК(29.8.1632, Рингтон, — 28.10.1704, Отс)

Английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем был преподавателем; занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 домашним врачом, а затем секретарём лорда Эшли (графа Шефтсбери) — видного общественного деятеля времён Реставрации, Л. приобщается к активной политической жизни. Вслед за Шефтсбери, спасаясь от преследования английского правительства, в 1683 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королём Англии возвратился в 1689 на родину. С 1691 жил в Отсе в поместье Мэшем, занимаясь в основном литературной работой. ЦИТАТЫ: 1) В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью. 2) Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое. 3) Двадцать проступков можно простить скорее, чем одно нарушение правды. 4) Действия людей — лучшие переводчики их мыслей. 5) Зависть есть беспокойство души, вызванное сознанием того, что желательным для нас благом завладел другой человек, который, по нашему мнению, не должен обладать им раньше нас.

ЖАН-ЖАК РУССО (1712-1778)

Французский философ-просветитель, писатель, композитор. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки и др. До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743—44 секретарь французского посольства в Венеции. В Париже сблизился с Д. Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки. В 1762, после выхода в свет педагогического романа "Эмиль" и политического трактата "Об общественном договоре", опасаясь ареста, покинул Францию. Его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты. В 1770 он возвратился в Париж, занимался перепиской нот. Последние месяцы жизни провёл в Эрменонвиле, имении маркиза Р. Л. Жирардена. В период якобинской диктатуры останки Р. были перенесены в Пантеон. ЦИТАТЫ:1) Воспитатель должен быть молодым, потому что должен быть другом. 2) Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. 3)Благодарность – долг, который надо оплатить, но который никто не имеет права ожидать. 4) Прекрасно то, чего нет. 5) Дайте детству созреть в детстве.

11) ИОГАНН ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (12.1.1746, Цюрих,‒ 17.2.1827, Бругг)

Швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял "Учреждение для бедных в Нёйхофе" (1774—80), приют для сирот в Станце (1798—99), институты в Бургдорфе (1800—04) и Ивердоне (1805—25). Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность "Лингард и Гертруда" (1781—87), "Как Гертруда учит своих детей" (1801), "Письмо к другу о пребывании в Станце" (1799), "Лебединая песня" (1826). Выдвинул на первый план идею об активной роли ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Задача – содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию активной деятельности и труда детей. Решающую роль в формировании личности он отводил нравственному воспитанию и ставил его в качестве главной задачи образовательного учреждения. Идея об объединении детей и воспитателей в дружную семью. Роль личности воспитателя. Первый заговорил о принципе развивающего обучения. Организация сиротских школ. Избр. педагогические произведения. Под ред. М. Ф. Шабаевой. [Подг. текста, вводная статья и прим. В. А. Ротенберг], т. 1—3, М., 1961—65. ЦИТАТЫ:1)Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. 2) Воспитание и телько воспитание- цель школы. 3) «Все для других, ничего для себя» - на могиле.

12) РОБЕРТ ОУЭН(1771–1858)

Английский теоретик социализма и промышленник. Родился 14 мая 1771 в Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной школе, в возрасте десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир). После четырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где его деятельность проходила столь успешно, что к 1790 он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот рабочих. В 1794 стал совладельцем и управляющим «Чорлтон твист компани» в Манчестере, а в 1799 вместе с компаньонами приобрел у Дэвида Дэйла прядильную фабрику в Нью-Ленарке, близ Глазго. Оуэн улучшил условия труда и быта рабочих, установил новые машины, открыл магазин для рабочих, где продавал товары по сниженным ценам, школу и детский сад для их детей. В 1813 он опубликовал памфлет Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера. Суть неустанно пропагандировавшейся доктрины Оуэна заключалась в следующем: характер человека формируется обстоятельствами и социальным окружением, поэтому люди не несут ответственности за свои поступки. Их следует обучать и смягчать их нравы, как можно раньше начинать прививать им правила должного поведения. Экономические взгляды Оуэна выводились из принципа, в соответствии с которым труд – общепризнанное естественное благо. Основные взгляды Оуэна получили отражение в работах Новый взгляд на общество... (A New View of Society.., 1813), Книга нового нравственного мира (Book of the New Moral World, 1836–1844), а также в автобиографии (1857). ЦИТАТЫ: 1)Я жду великого от вашей родины, у вас поле чище, у вас попы не так сильны, предрассудки не так закоснели… а сил-то… а сил-то! 2) «Человеческая природа, за исключением мелких различий, встречающихся во всех сложных явлениях природы, везде одна и та же. Она без исключений всюду пластична и с помощью разумного воспитания можно образовать из детей какого угодно класса людей совершенно другого класса» 3)«Цель всех человеческих усилий заключается в достижении счастья. Однако счастье не может быть достигнуто, им нельзя пользоваться и обладание им нельзя обеспечить до тех пор, пока все люди не будут наслаждаться хорошим здоровьем и не приобретут подлинных знаний и богатства.

Наши рекомендации