Системы действий учителя и учащихся

Организация работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап «Вызов» Прием Работа с таблицей «З-У-Х» 1. Нарисуйте в тетрадях лампу накаливания так, как вы ее себе представляете. 2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о лампочках. 3. В тетради нарисуйте таблицу с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу с маркировкой первой колонки «Знаю».
Знаю Узнал новое Хочу узнать
     

4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о лампе накаливания.

5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о лампах накаливания?)

Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся.

1. Каждый в тетради рисует лампочку. 2. Вспоминают все, что связано с лампочкой. 3. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о лампах 4. Обмениваются друг с другом своими знаниями. 5. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о лампах. Дополняют записи в левой колонке таблицы.  
Этап «Осмысление содержания» Прием «Инсерт» Этап «Рефлексия» 1. Прочитайте параграф 54 в учебнике и одновременно сделайте в тексте пометки. Пометки: (записаны на доске) «V» - знаю; «-» – противоречит моим первоначальным представлениям; «?» – хочу узнать; «+» – это для меня новое. 3. А теперь самостоятельно заполните остальные колонки таблицы. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое». 4. Давайте обсудим, что вы записали во 2 колонку. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы «Узнал новое». 5.Давайте обсудим, что вы записали в третью колонку таблицы «Хочу узнать» Заполняет в ходе обсуждения третью колонку таблицы на доске.   6. «Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?», «У кого есть энциклопедии?» и др. 1. Читают параграф 54 и на полях карандашом делают предложенные учителем пометки. 2. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками. 3. Участвуют в обсуждении.     4. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.   5.Высказывают свои мнения.  

фрагмент урока по теме «Трение в быту и технике» (7-й класс):

прием « Плюс-минус-вопрос». В начале урока на стадии вызова вспомнить, что известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания ставится вопрос: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делается вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно.

фрагмент урока «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»» (7-й класс)

приём «Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Существует ли диффузия в твердых телах? Почему дым от костра перестает быть видимым даже в безветренную погоду?
Зависит ли скорость диффузии от температуры? Где лучше хранить резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?
В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше? Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в чёрный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?
Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества? Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?

Кроме того, целесообразно использовать приём «концептуальная таблица» после изучения темы «Виды теплопередачи» (8-й класс).

Учащимся предлагается, ознакомившись с учебным материалом, самостоятельно выбрать линии и объекты для сравнения.

Линии сравнения Теплопроводность Конвекция Излучение

Приём «Сводная таблица» используется после работы с текстом на повторительно-обобщающем уроке «Кинематика материальной точки»

Линии сравнения Прямолинейное равномерное движение Прямолинейное неравномерное движение Равномерное движение по окружности
Уравнение движения      
Характер изменения основных кинематических величин      
Графики зависимости основных кинематических величин от времени      

Использование описанных выше приёмов данной технологии повышает мотивацию учащихся к обучению, способствует развитию умения учащихся работать с текстом.

Наши рекомендации