Системы действий учителя и учащихся
Организация работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Этап «Вызов» Прием Работа с таблицей «З-У-Х» | 1. Нарисуйте в тетрадях лампу накаливания так, как вы ее себе представляете. 2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о лампочках. 3. В тетради нарисуйте таблицу с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу с маркировкой первой колонки «Знаю».
4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о лампе накаливания. 5. Обменяйтесь своими мнениями в паре. 6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о лампах накаливания?) Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. | 1. Каждый в тетради рисует лампочку. 2. Вспоминают все, что связано с лампочкой. 3. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о лампах 4. Обмениваются друг с другом своими знаниями. 5. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о лампах. Дополняют записи в левой колонке таблицы. | ||||||
Этап «Осмысление содержания» Прием «Инсерт» Этап «Рефлексия» | 1. Прочитайте параграф 54 в учебнике и одновременно сделайте в тексте пометки. Пометки: (записаны на доске) «V» - знаю; «-» – противоречит моим первоначальным представлениям; «?» – хочу узнать; «+» – это для меня новое. 3. А теперь самостоятельно заполните остальные колонки таблицы. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое». 4. Давайте обсудим, что вы записали во 2 колонку. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы «Узнал новое». 5.Давайте обсудим, что вы записали в третью колонку таблицы «Хочу узнать» Заполняет в ходе обсуждения третью колонку таблицы на доске. 6. «Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?», «У кого есть энциклопедии?» и др. | 1. Читают параграф 54 и на полях карандашом делают предложенные учителем пометки. 2. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками. 3. Участвуют в обсуждении. 4. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты. 5.Высказывают свои мнения. |
фрагмент урока по теме «Трение в быту и технике» (7-й класс):
прием « Плюс-минус-вопрос». В начале урока на стадии вызова вспомнить, что известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания ставится вопрос: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делается вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно.
фрагмент урока «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»» (7-й класс)
приём «Тонкие» и «толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Существует ли диффузия в твердых телах? | Почему дым от костра перестает быть видимым даже в безветренную погоду? |
Зависит ли скорость диффузии от температуры? | Где лучше хранить резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении? |
В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше? | Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в чёрный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? |
Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества? | Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось? |
Кроме того, целесообразно использовать приём «концептуальная таблица» после изучения темы «Виды теплопередачи» (8-й класс).
Учащимся предлагается, ознакомившись с учебным материалом, самостоятельно выбрать линии и объекты для сравнения.
Линии сравнения | Теплопроводность | Конвекция | Излучение |
Приём «Сводная таблица» используется после работы с текстом на повторительно-обобщающем уроке «Кинематика материальной точки»
Линии сравнения | Прямолинейное равномерное движение | Прямолинейное неравномерное движение | Равномерное движение по окружности |
Уравнение движения | |||
Характер изменения основных кинематических величин | |||
Графики зависимости основных кинематических величин от времени |
Использование описанных выше приёмов данной технологии повышает мотивацию учащихся к обучению, способствует развитию умения учащихся работать с текстом.