Основные методические подходы
h Отрицание концентрического построения учебных программ.
in Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в
начальной школе. /U Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий
характер.
i& Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследея-телъностъ, диалог, дискуссия, деловое общение детей.
&я Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идёт к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.
i& На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение. Учебная задача в этой концепции похожа на проблемнуюситуацию:
• Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи.
• Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.
• Моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах.
• Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде».
• Построение системы частных задач, решаемых общим способом.
• Контроль за выполнением предыдущих действий.
• Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
j£s Качество и объём работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся.
А Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.
О |
Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счёт обучения школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.
Технология В. С. Библера, С. Ю. Курганова «Диалог культур»
В данной технологии диалог выступает не только как средство обучения, но и определяет цели и содержание обучения, выступает как форма организации обучения и принцип'организации самого содержания науки.
В основу технологии «Диалог культур» положены идеи М. М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «философской логики культуры» В. С. Библера.
Концептуальные идеи
•» диалог-компонент внутреннего содержания личности;
•©• многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога; •> диалог есть позитивное содержание свободы личности и др.
Технология диалога
♦ Диагностика готовности учащихся к диалогическому общению: базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения.
♦ Поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала.
♦ Переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение ситуаций.
♦ Продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога.
♦ Проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися.
♦ Гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т. п.).