I. Изучение литературы в 5 классе: основные методические принципы, подходы, идеи

ДОБАВИТЬ БАЖОВА

Новая ПРОГРАММа

Литература. 5 класс

Методические рекомендации

Содержание

I. Изучение литературы в 5 классе: основные методические принципы, подходы, идеи

Как и для чего мы изучаем литературу в 5 классе

Программа 5 класса по литературе Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.

Соответствие программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО)

Тематическое планирование курса литературы 5 класса с характеристикой основных видов деятельности

Методический аппарат учебника: рекомендации для учителя

Методический комментарий к изучению основных разделов курса

II. Практические рекомендации по работе с учебником Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.

Материалы к урокам внеклассного чтения и организации внеклассной работы по литературе

Развитие речи обучающихся на уроках литературы в 5 классе по УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной

Примеры изучения сложных тем курса

Материалы для промежуточного и итогового контроля

Ответы на задания в рабочей тетради

I. Изучение литературы в 5 классе: основные методические принципы, подходы, идеи.

Программа 5 класса по литературе Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Основу программы составляют Фундаментальное ядро содержания общего образования, а также основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий. Ориентиром для составления представляемой программы явилась Примерная программа по литературе (Стандарты второго поколения).

Программа направлена на реализацию целей литературного образования школьников, определенных ФГОС основного общего образования по литературе:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Авторы программы считают необходимым решение следующих задач, направленных на реализацию указанных выше целей литературного образования:

· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;

· развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;

· развитие устной и письменной речи учащихся;

· развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

· воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.

Для достижения целей и выполнения задач программы предусмотрен компетентностный подход, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной. Отбор, распределение учебного материала и организация учебного процесса обусловлены конкретными задачами по формированию указанных компетенций на каждом этапе обучения с учетом взаимосвязанности как этапов обучения, так и их основных конституирующих факторов (возрастные психо-физиологические характеристики учащихся; место литературы в общеобразовательном контексте обучения; социально-культурные условия).

В программе под этапом обучения понимается один учебный год. Учебная стратегия каждого этапа обучения предполагает три ракурса:

· развитие и совершенствование компетенций, приобретенных на предыдущем этапе;

· формирование новых, актуальных на данном этапе компетенций;

· учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.

Основным условием выполнения программы является создание, поддержание и развитие мотивации учащихся, в основе которой лежит познавательный интерес, развивающийся последовательно и градационно.

Программа с 5 по 8 класс намеренно стоится не по хронологическому принципу, т.к. учащиеся еще не владеют необходимым объемом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип. С 9 класса вводится хронологический принцип организации материала.

Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Именно поэтому в названии каждого тематического раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Читая и анализируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя последовательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы.

В основу каждого этапа заложена актуальная для данного этапа теоретико-литературная и методическая идея:

5 класс – осознание природы художественного образа;

Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются в осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих. Понятийный аппарат включает в себя:

5 класс: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результаты:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
- в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
-в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч.

Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса, представленное авторами программы, имеет рекомендательный характер и может корректироваться с учетом конкретных особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Основное содержание

Класс

Литература как искусство слова – 1 час

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

Реальность и вымысел

Малые жанры фольклора – 3 часа

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

Русские народные сказки – 5 асов

Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.

«Хрустальная гора». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.

«Тетерев и Лиса». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

«Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

ВН.ЧТЕНИЕ Русская народная сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». – 1 час

Авторская сказка

Этот необычный мир

Легенда

Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда – 1 час

А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» – 2 часа

Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Три пальмы» – 1 час

Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

«Повесть временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки») – 2 часа

Летопись как одни из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.

А.С.Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге» – 3 часа

Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.

ВН. ЧТЕНИЕ. Легенда о Томасе Лермонте – 1 час

Лирическое стихотворение

Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.—1 час

А.С.Пушкин. Стихотворения «Пущину», «Няне» – 2 часа

Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – 2 часа

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.

А.А.Фет. Слово о писателе. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек мальчику» – 2 часа

Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.

Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер» – 3 часа

Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворения.

Роман, повесть, рассказ

Эпические жанры литературы. Событие в эпическом произведении.—1 час

Соответствие программы

требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО)

Данная программа курса и линия учебников разработаны на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Представленный курс литературы строится на основе традиций отечественной методики преподавания литературы, характеризующейся фундаментальностью и системностью.

В соответствиис Фундаментальным ядром содержания общего образования в представленной программе отобраны основополагающие элементы научного знания из истории и теории литературы, эстетики, философии, психологии, лингвистики, истории, а также определены ведущие универсальные учебные действия, формирование которых осуществляется в ходе освоения литературы как учебного предмета.

Учебный курс построен на основе примерной программы по литературе для основной школы. Материал изложен системно, соответствует требованиям ФГОС к результатам обучения и фундаментальному ядру содержания образования.

Учебники ориентированы на достижение целей основного общего образования, а также на полноценный вклад в развитие личности школьника, в подготовку его к жизни и продолжение образования. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность.

В основе изучения литературы на каждом этапе -- текст, представленный в учебниках тремя его разновидностями: текст об авторе, текст о произведении, собственно художественный текст;

Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются в осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих;

Методический аппарат учебников, реализующий деятельностный подход в обучении, нацелен на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей, на формирование речевых умений (владения всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием и письмом);

В учебнике представлена следующая система заданий:

– задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание;

– вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;

– вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;

– вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;

– специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;

– задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;

– задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения; с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе;

– творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;

– задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение;

– коллективные задание формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;

– рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.

Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.

Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).

II. УМК реализует основные задачи «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (цит. по http://standart.edu.ru/) посредством синетеза двух составляющих курса:

- содержательной, заключающейся в отборе для изучения лучших произведений русской и зарубежной литературы, аккумулирующих духовный опыт человечества, оказывающих колоссальное духовно-нравственное воздействие на читателя;

- деятельностной,реализующей задачу формирования духовно-нравственного облика ученика в процессе чтения, анализа, интерпретации, обсуждения художественных текстов.

В учебнике каждого класса предусмотрена система заданий, направленная на формирование ведущих нравственных ценностей, обозначенных в ФОГС. Ниже приводятся примеры заданий из учебника 5 класса.

«Патриотизм —любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству»

К разделу «Мы помним»:

Перед текстом о произведениях: Что тебе известно о событиях Великой Отечественной войны? Может быть, в твоей семье есть ветераны этой войны. Расскажи о них. Какими воспоминаниями они делятся с тобой?

К повести В.П.Катаева «Сын полка»

Прочти внимательно девятнадцатую главу повести, найди в ней слова о патриотизме. Объясни, как ты понимаешь, что такое истинный патриотизм.

Прав ли был командир полка, когда говорил Ване: «Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным»? Подтверди свою мысль.

В этом году ты уже познакомился с повестью, которая рассказывает о детях, чья жизнь была покалечена войной, – с «Кладовой солнца» М. М. Пришвина. Сравни два эти произведения: чем похожи и чем отличаются время, изображенное в них, герои, события.

Представь, о чем мог бы рассказать Ваня в письме Биденко из суворовского училища. Напиши это письмо.

«Социальная солидарность —свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство»

К разделу «Фольклор»

Попробуй составить необычный Устав твоей школы. Пусть он состоит из 10 пунктов. Каждый пункт – пословица. Какие пословицы ты отберешь? В каком порядке поместишь в Устав?

«Гражданственность —служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания»

К «Повести временных лет…»

На основании прочитанных фрагментов сделай вывод: какие события истории Руси летописец считает наиболее важными. Какие качества людей ценит? Какие – осуждает? Выражает ли он открыто свою позицию? Как ты думаешь, почему?

«Семья —любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода»

К сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Расскажи, как жили Настя и Митраша, оставшись сиротами.

Как случилось, что дети пошли за клюквой разными доргами?

Кто, по-твоему, главный герой этого произведения? Почему?

Зачем в повествование о Насте и Митраше Пришвин включает воспоминания об Антипыче, который не участвует непосредственно в происходящих событиях?

Какую же правду «перешептал» Антипыч Травке?

Расскажи, какие особенности характеров детей посволили односельчанам называть их «золотой курочкой» и «мужичком в мешочке»?

Почему маленькие герои изменились? Расскажи, какими они стали в конце повествования?

«Труд и творчество —уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость»

К рассказу А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Почему машинист Мальцев проявлял равнодушие к своим помощникам?

Как случилось, что машинист потерял зрение?

Почему, ослепнув, Мальцев не заметил этого и продолжал вести поезд?

За что Мальцева отдали под суд и посадили в тюрьму?

Зачем помощник решил подвергнуть Мальцева физическому эксперименту?

Почему изображенное в рассказе Платонов назвал «прекрасным» миром?

Что явилось смыслом жизни машиниста Мальцева? В чем проявилось мужество этого человека?

Каким ты представил себе помощника машиниста? Как ты думаешь, прав ли он был, когда подвергал Мальцева эксперименту? Обоснуй свою жизнь?

«Наука —ценность знания, стремление к истине, научная картина мира»

К тексту «Литература как искусство слова»

Найди в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, что такое латинский язык. Когда и где не нем говорили?

«Искусство и литература —красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие»

К рассказу А.С. Грина «Зеленая лампа»

Какое подтверждение словам «Если желание сильно, то исполнение не замедлит» можно найти с тексте рассказа?

За что судьба сурово наказала Стильтона?

Какие качества личности и особенности характера помогли Иву добиться успеха в жизни?

Как ты думаешь, почему рассказ назван «Зеленая лампа»?

Рассказ написан почти 80 лет назад. Интересен ли он современному читателю? Обоснуй свою точку зрения.

«Природа —эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание»

К стихотворениям Ф.И.Тютчева

Подчеркни карандашом, что в тексте говорится об особенностях поэзии Тютчева.

Теперь попробуй доказать, что все четыре стихотворения, помещенный в этом разделе, принадлежат именно Тютчеву.

Найди эпитеты в стихотворениях «весенняя гроза» и «Весенние воды». Какое настроение они передают? Как ты полагаешь, почему именно такое настроение вызывает у лирического героя приход весны?

Какие чувства вызывает у тебя эта картина природы? Постарайся описать свое состояние как можно более подробно. Из прочитанных стихотворений выбери те, которые можно было бы проиллюстрировать с помощью приведенных иллюстраций.

«Человечество —мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество»

К разделу «Внеклассное чтение» (Г. Гейне, И.В. Гете)

Найди в прочитанном тексте подтверждение мысли: «Гете – одни из самых великих людей Германии».

Как ты думаешь, почему, переводя стихотворения Гете «Ночная песня странника», Лермонтов отказался от такого названия? Как изменилось при этом содержание стихотворения?

Проанализируй перевод этого стихотворения, сделанный другим русским поэтом, Валерием Брюсовым. Какие отличия от перевода Лермонтова ты заметил?

«Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов (подробно раскрыто при характеристике реализации в УМК концепции духовно-нравственного развития);

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)»

Примеры заданий:

Найди в энциклопедии, интернете или спроси у старших, кто такой В.И. Даль. Чем он известен?

«Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы»

Примеры:

К рассказу А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Посмотри в словаре, что означает слово «яростный». С каким из значений этого слова связано содержание рассказа? Раскрой свою мысль. В случае затруднения обратись за помощью к старшим;

• «умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов»

К тексту «Литература как искусство слова»

Проверь себя. Знаешь ли ты, что означают эти слова? В случае затруднения обратись к словарю. Передай содержание текста, опираясь на выделенные слова;

• «умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности»

Внимательно рассмотри иллюстрацию, на которой представлена картина И.И.Шишкина «На севере диком…» Как ты думаешь, удалось ли художнику передать настроение стихотворения Г.Гейне? Почему ты так думаешь?

«Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы»

К разделу «Фольклор»

Какие еще сказки о животных ты читал и слышал? Какой изображена лиса в этих сказках? Во всех ли сказках она одинакова? Почему?

Почему героями этих произведений являются не люди, а «говорящие» животные?

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» есть ли «намек» в сказке «Тетерев и лиса»? как ты об этом догадался?

• «понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания»

К стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

Прочитай стихотворение. Перед началом чтения вспомни изученное на уроках истории, посмотри в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, каких крестьян называли крепостными. В каких условиях они жили и трудились? Когда был принят указ, по которому крепостные крестьяне получили право стать свободными людьми?

• «умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений»

К разделу «Внеклассное чтение» ( «Басня»)

Как ты понимаешь слова: «лирическое отношение к миру»? (Прежде чем ответить на этот вопрос, перечитай первый абзац текста…);

• «определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения»

Сколько частей в прочитанном тобой тексте? Озаглавь каждую, используя цитаты из текста (можешь подчеркнуть эти предложения карандашом);

• «формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка»

Есть ли у тебя любимое лирическое стихотворение? Если есть, то прочитай его; объясни, почему оно тебе нравится. Если нет, объясни, почему ты не любишь поэзию. Какой род литературы тебе ближе, почему;

• «понимание авторской позиции и свое отношение к ней»

К рассказу А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Почему изображенное в рассказе автор назвал «прекрасным» миром?

3) «в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие»

К рассказу А.П. Платонова « В прекрасном и яростном мире»

Прочитай рассказ. Он разделен автором на несколько частей. В ходе чтения последовательно озаглавливай каждую часть;

• «умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог»

К повести-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

В тексте повествуется о судьбе нескольких персонажей. Подготовь три устных рассказа: история Насти, история Митраши, История Травки. Постарайся рассказывать подробно, не упуская важных деталей текста, но и не увлекайся: не включай в рассказ то, что не имеет отношения к истории твоего героя;

• «написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы»

К разделу «Фольклор»

Попробуй составить необычный Устав твоей школы. Пусть он состоит из 10 пунктов. Каждый пункт – пословица. Какие пословицы ты отберешь? В каком порядке поместишь в Устав?

4) «в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса»

К тексту «Что такое пьеса»

Объясни, как получается, то на сцене нет автора, не слышно его голоса.

Что значит: «пьеса подражает жизни»?

• «понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений»

К стихотворениям А.С. Пушкина «Няне», «И.И.Пущину»

Какое стихотворение кажется тебе более энергичным, оптимистичным, а какое – более печальным и лиричным? Объясни свою точку зрения. При овеете опирайся на текст стихотворения (обрати внимание на прилагательные, на наличие восклицательных предложений, на ритм стихотворений). Чем можно объяснить различие в настроении стихотворений?

Таким образом, содержание и методический аппарат учебника способствуют достижению учащимися личностных результатов обучения, отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; метапредметных результатов,формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Тематическое планирование курса «Литература» с характеристикой основных видов деятельности учащихся

Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы по литературе (2011 год).

(ПРОВЕРИТЬ МНЕ ПО ПРОГРАММЕ, СДАННОЙ В ИЗДАТЕЛЬСТВО)

Наши рекомендации

Раздел программы Программное содержание Характеристика основных видов деятельности учащихся (учебных действий)
5 класс
Литература как искусство слова Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.
Реальность и вымысел
Фольклор
Малые жанры фольклора Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи. Различать пословицы и поговорки. Выявлять художественные приемы, характерные для малых жанров фольклора. Создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок.
Русские народные сказки Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок. Выявлять признаки сказки как жанра фольклора. Различать волшебные, бытовые и сказки о животных. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Сжимать полученную информацию и представлять результаты сжатия в форме таблицы. Устно отвечать на вопросы.
«Хрустальная гора…». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Устно отвечать на вопросы.
«Как стари