Теоретическая часть педагогической практики
Знать
- основные нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс в учреждениях высшего образования;
- современные технологии, основные методы и приемы обучения;
- современные методики воспитательной работы;
Уметь
· уметь подготовить и прочитать лекцию, провести семинарское или практическое занятие, лабораторную работу с использованием современных педагогических, дидактических и компьютерных технологий;
· уметь подготовить тесты и вопросы для текущего и промежуточного контроля знаний студентов;
· анализировать учебно-методическую литературу и программное обеспечение по учебной дисциплине;
· уметь формулировать темы и содержание курсовых проектов по дисциплинам учебного плана направления подготовки бакалавров и т. д.
- выбирать наиболее оптимальные для достижения поставленных целей форму и методические приемы обучения;
- планировать и организовать свою деятельность и деятельность обучающихся;
владеть навыками
- использования учебно-методической документации;
- работы в учебных аудиториях по профилю специальности;
- владения техникой и экспериментальными методами исследования проблем управления персоналом
- В процессе прохождения практики у магистранта развиваются следующие компетенции:
- способность применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин;
- способность разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин.
6. Структура и содержание практики
Содержаниепрактики составляет 11 зачетных единиц (396 часов),
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов | Трудоемкость (в час.) | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап | Составление индивидуального плана, утверждение плана и графика работы с руководителем-методистом от кафедры | Письменный вариант плана | ||
Подготовка методических разработок занятий, плана эксперимента УИРС | План занятия, эксперимента | |||
Посещение учебных занятий, проводимых ведущими преподавателями кафедры | Конспект занятия | |||
Основной этап | Проведение учебных занятий | Отчет о проведенном занятии (электронный или письменный вид) | ||
Участие в руководстве УИРС | ||||
Итоговый опрос студентов о степени удовлетворенности преподавательской деятельностью практиканта | Анкеты студентов | |||
Участие в разработках методических и учебных пособий | Отчет о сделанных работах (электронный или письменный вид) | |||
Заключительный этап | Подготовка отчетов по всем видам деятельности, представление результатов работы на итоговой аттестации | Письменный отчет | ||
Всего: | 5 ЗЕТ |
Содержание педагогической практики имеет несколько составляющих:
Теоретическая часть педагогической практики
1 неделя:
Ознакомление с системой управления высшим образовательным учреждением, структурой и функциями основных служб и подразделений академии. Ознакомление с организацией учебного процесса, формами планирования и учёта учебной, учебно-методической и учебно-воспитательной работы на кафедре
2 неделя:
Изучение технологии профессионально-ориентированного обучения и её методического обеспечения. Составление индивидуального рабочего плана преподавателя ведущей кафедры, запись в индивидуальном плане магистранта
Практическая часть педагогической практики:
1-4 неделя
Присутствие в качестве наблюдателя на не менее трех занятиях; подготовка и проведение лекционного, семинарского или практического занятий по учебной теме (по выбору). Анализ занятия в письменном виде в свободной форме. План и текст конкретного занятия по учебной теме.
На первом этапе педагогической практики магистранты самостоятельно составляют индивидуальный план прохождения практики и утверждают его у руководителя (прил.1). В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант самостоятельно осуществляет:
– изучение системы управления высшим образовательным учреждением, структуры и функций основных служб и подразделений академии;
– ознакомление с организацией учебного процесса, формами планирования и учёта учебной, учебно-методической и учебно-воспитательной работы на кафедре;
– изучение психолого-педагогической литературы по проблеме обучения в высшей школе, знакомство с основными теориями, концепциями и технологиями обучения в системе профессионального образования;
В результате прохождения программы теоретической части курса «Педагогическая практика» магистранты должны иметь представление о методическом обеспечении учебной дисциплины, основах методики подготовки аудиторных занятий, основах методики проведения лекционных и семинарских занятий, организационных формах и методах практического обучения.
На втором этапе педагогической практики магистрант присутствует в качестве наблюдателя на нескольких занятиях опытных преподавателей. Магистрант самостоятельно анализирует занятия, на которых он выступал в роли наблюдателя, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия преподавателей и студентов, формы проведения занятий и т. д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной форме.
Далее магистрант проектирует и проводит аудиторное занятие, следуя методике.
Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистранта по прохождению научно-педагогической практики.
Критерии оценки проведения учебных занятий, подготовленных магистрантами в соответствии с задачами педагогической практики.
Занятие оценивается на «отлично» за:
• свободное владение материалом и правильный выбор методики проведения занятия (постановка целей, задач, выбор формы занятия, наличие связи теории с практикой, развитие положительной мотивации обучения);
• владение магистрантом активными методами и современными технологиями обучения, знание возможностей применения технических средств и умение использовать их в учебном процессе;
• умение магистрантов организовывать самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу студентов с использованием современных информационных и образовательных технологий;
Оценка «хорошо» ставится магистранту, допустившему незначительные просчёты методического характера.
Оценка «удовлетворительно» ставится за занятие, если его цели реализованы не полностью, допущены некоторые методические ошибки при организации самостоятельной работы студентов.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется при слабой теоретической и методической подготовке магистранта и неумении организовывать работу студентов на занятиях.
В зависимости от индивидуального плана магистрант может несколько раз участвовать в проведении занятий. Кроме того, магистрант посещает в качестве наблюдателя занятия, подготовленные другими магистрантами. К отчетным документам о прохождении педагогической практики относятся:
1. Отзыв о прохождении практики, составленный руководителем .
2. Отчет о прохождении педагогической практики, оформленный в соответствии с установленными требованиями
В заключение педагогической практики подводятся итоги и оценивается деятельность магистрантов. Научно-педагогическая деятельность магистрантов оценивается комплексно, с учетом всей совокупности характеристик, отражающих готовность к самостоятельному выполнению функций преподавателя. При этом учитываются следующие показатели:
1) психолого-педагогические и методические знания;
2) педагогические умения (готовность к выполнению проектировочных, организаторских, коммуникативных, воспитательных функций);
3) мотивация и интерес к преподаванию управленческих дисциплин;
4) степень ответственности и самостоятельности;
5) качество научно-педагогической и методической работы;
6) навыки самоанализа и самооценки.
Итоги практики оцениваются на защите индивидуально по пятибалльной шкале и приравниваются к оценкам по теоретическому обучению.
«Отлично» ставится магистранту, который выполнил весь намеченный объем работы в срок и на высоком уровне в соответствии с программой практики, проявил самостоятельность, творческий подход и соответствующую профессиональную подготовку, показал владение теоретическими знаниями и практическими навыками.
Оценка «хорошо» ставится магистранту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу, однако допустил незначительные просчёты методического характера при общем хорошем уровне профессиональной подготовки.
Оценка «удовлетворительно» ставится магистранту при частичном выполнении намеченной на период практики программы, если магистрант допускал просчёты или ошибки методического характера