Психолого-педагогические основы работы с девиантными детьми
Понятия девиация и трудновоспитуемость. Признаки трудновоспитуемости. Причины образования отрицательных качеств личности. Специфика трудновоспитуемости мальчиков и девочек. Диагностика трудновоспитуемости.
Понятие перевоспитание. Функции и направления перевоспитания. Методы перевоспитания: переубеждение, переучивание, реконструкция характера, переключение и т.д. Превентивная педагогика и профилактика трудновоспитуемости.
19. Воспитательная система школы: понятие, элементы, этапы развития. Авторские воспитательные системы
Системный подход к воспитанию. Понятие воспитательная система школы, ее структура. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы. Этапы развития воспитательной системы. Критерии оценки воспитательных систем: критерии факта и критерии качества.
Авторские воспитательные системы С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, В.С.Библера, В.Н.Тубельского и др. (по выбору студента).
Понятие о дидактике, ее основные критерии и задачи. Сущность процесса обучения
Дидактика – теория образования и обучения. Функции, объект, предмет и задачи дидактики. Понятийно-категориальный аппарат дидактики: понятия общей педагогики, специфические понятия дидактики, понятия, заимствованные из смежных наук.
Цели, функции и движущие силы обучения. Двусторонний характер обучения. Взаимосвязь преподавания и обучения. Структура и логика процесса обучения.
Проблема формирования познавательной активности учащихся
Познавательная активность как деятельность и как качество личности. Социальное значение познавательной активности. Признаки познавательной активности. Уровни познавательной активности: репродуктивный и продуктивный. Критерии сформированности познавательной активности. Активизация познавательной деятельности учащихся: использование активных форм и методов обучения, проблемных вопросов и задач, изменение мотивов учения и т.д.
Творчество учителя в решении проблемы формирования познавательной активности учащихся.
Проблема принципов обучения в истории педагогической науки. Реализация принципов обучения в практике современной школы
Принципы обучения как категории дидактики, отражающие ее нормативную функцию. Возникновение эмпирических представлений о принципах обучения. Научное обоснование принципов связи обучения с воспитанием и развитием, природосообразности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности и др. в трудах Я.А.Коменского. Развитие взглядов на принципы обучения в работах Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, И.Гербарта.
М.В.Ломоносов о принципах доступности, логичности, прочности («основательности»), наглядности, активности и самостоятельности учащихся в обучении.
Антропологический подход К.Д.Ушинского к определению содержания принципов обучения.
Современные инновации в проблеме принципов обучения. Влияние идей развивающего обучения на изменение содержания принципов доступности, научности, наглядности и развития теоретического мышления. Роль теории оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский), теории проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.Оконь и др.) на изменение номенклатуры и содержания принципов обучения. Значение идей гуманизации и демократизации школы.
Реализация принципов обучения в практике деятельности школы. Творчество учителя в определении форм и средств реализации принципов обучения.
Содержание образования, его концепции и особенности. Национально-региональный компонент в современном образовании
Актуальность проблемы содержания образования. Понятие содержание образования. Развитие научных представлений о содержании образования в педагогике: теории формального и материального образования, изменение содержания образования в отечественной школе в 20-е, 50-е, 70-е годы XX века. Культурологический подход к определению содержания образования: культура мировой цивилизации – источник определения содержания образования. Характеристика элементов содержания образования: знаний, опыта репродуктивной деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений.
Национально-региональный компонент в содержании образования: понятие, принципы, направления и средства воплощения. Учебный план с национально-региональным компонентом.