Реализация педагогических условий по формированию толерантности будущих педагогов профессионального образования

Задача воспитания толерантности - образование в растущем поколении необходимости и готовности к плодотворному взаимодействию с людьми и группами жителей нашей планеты вне зависимости от их государственной, общественной, религиозной приспособления, взоров, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение этой цели вполне вероятно во время выяснения точных задач, которые объединены в 2 взаимосвязанных блока:

I. Образование у ребят и школьников дружелюбия, принятия и понимания иных жителей нашей планеты, мастерства положительно с ими взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.[11]

Существует несколько подходов воспитания толерантности. Осмотрим несколько из них:

· Подходы к воспитанию толерантности:

· Личностно-ориентированный:

· • признание права любой личности на свободу, самоопределение, особенность и самовыражение;

· признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

· опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я-концепцию» партнера;

· индивидуальный подход

Деятельностный:

• опора на активность, сознательность и самодостаточность;

• ориентация не на вербальное действие, а на деятельность самого человека;

• обеспечивание субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

• построение воспитания через умышленно организуемую деятельность и общение детей. Этический разговор - то многоплановый диалог, направленный на нравственную рефлексию, в процессе которой учащийся получает опосредованно выраженную поддержку в самоопределении, осознании собственных отношений с миром вокруг нас, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно вежливого человека

Согласно с особенностью возрастных категорий воспитанников этический разговор доводит до ума молодых людей не совсем только содержательную сторону этических понятий, ведь и ситуацию зарождения и становления этической думы, закономерность отобранных родом людским общепризнанных мерок морали. Сразу этические занятия содействуют натуральному вторжению воспитателя в мир взаимоотношений и общения деток точного коллектива, что творит их прибором опосредованного воздействия на коллектив и на личный мир развивающейся личности.

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность значит почтение, принятие и верное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и методов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в разнообразии, это добродетель, которая делает вероятным достижение мира и содействует смене культуры войны культурой мира...».[11]

Также, предлагаем обратиться к опыту учащихся.. Предлагается выбрать наиболее свойственный вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях.[55]

Классный руководитель заявил детям, что на ёлку в цирк (либо какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и произнес: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам принял решение не пойти, или же предложите, как сделать иначе».Ставиться вопрос как поступить и анализируются предложения.Углубление учеников в моральный выбор даёт вероятность им сравнить всевозможные варианты поведения с собой и личным навыком, а анализ собственного выбора, его объяснение – подумать о высоконравственной ценности в мыслях совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя их к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.Этот анализ очень важен, так как в процессе активного диалога учащиеся осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И здесь в процессе диалога уместно обсудить всегда ли справедливое решение соответствует доброму. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех – это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну.[31]

В последствии предлагалось изучить методы поведения иных и причины этого выбора.

О высоконравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о действиях иного человека, о своих поступках, и еще по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Помимо прочего, предлагается еще несколько методик на раскрытие значения сформированности толерантности. (см. Приложение №3)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс глобализации, происходящий в современном мире, способствует расширению культурных границ, созданию «единого культурного поля» и влияет на интенсивность межкультурного общения. Расширение межкультурных связей неизбежно приводит к возникновению все новых социальных, политических, конфессиональных, экономических, образовательных и прочих проблем.

В связи с этим на первый план выходят трудности воспитания толерантности и установок на межкультурное общение. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» энергично осуществляется в наиболее чем 30 регионах Рф, где ученые-педагоги и практики примут участие в апробации свежих курсов и общественных планов по ее реализации. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.[11]

Воспитание толерантных отношений личности рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека, сущностной характеристикой которого, является единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания толерантных отношений у студентов должен способствовать развитию их эмпатических способностей, коммуникативной установки, способности к адекватному выбору стратегии психологической защиты в общении и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов.[8]

Невзирая на теоретическую и практическую значимость перечисленных исследований, проблема целенаправленного воспитания толерантности молодых людей в ходе этических разговоров требует вспомогательного исследования. Анализ состояния проблемы в практике обыденных российских школ указывает, собственно этические диалоги в настоящее время - не данность, а поставленная проблема, которую нужно улаживать как на уровне учителя (понимание значимости особых усилий по воспитанию терпимости культурных расхождений, формированию межкультурной компетентности и приобретение важных методических умений), но и на уровне образовательного учреждения (координация работы по воспитанию толерантности на уровне крупного города, района, державы).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы молодежной субкультуры / Под ред. О.В.Красновой. – Т.2. – М., 2008. – 192 с.

2. Алиева Л.В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества. Учебно-методическое пособие. – М., 2007.-72с.

3. Афанасьева Н.В. Профилактика ксенофобии и экстремизма: психологический аспект Этнокультурные технологии профилактики экстремизма и ксенофобии. Материалы межрегионального семинара (8-10 сентября 2009 года). - Вологда – Великий Устюг, 2009.

4. Бааль Н.Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России // История государства и права, 2007. - №11. С. 26.

5. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Бушмарина Н.Н., Клименко Н.И., Степанов Н.А. Молодежный экстремизм: предупреждение и профилактика. Учебно-методическое пособие. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 248 с.

6. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Бушмарина Н.Н., Клименко Н.И., Степанов Н.А. Профилактика социальных рисков детей и подростков: лекции для родителей. Учебно-методическое пособие. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 256 с.

7. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 208 с.

8. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание: учеб. пособие / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: ТОУ ВПО МПСИ, 2011. - 176 с.

9. Бондырева С.К., Мурашов А.А. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному: учебное пособие. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. - 383 с.

10. Вершинин В.Н. Модель взаимодействия семьи и школы // Первого сентября, 2010, №4.

11. Государственный совет Российской Федерации. Доклад «Молодежная политика в Российской Федерации», 2009.

12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

13. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010. – 23 с.

14. Данилюк А.Я., Кондаков В.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.

15. Дворникова Е.И. Культурная идентичность и толерантность: концепция, теория и условия формирования. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2006. - 273 с.

16. Денисов Ю.Д. Противодействие экстремизму в сети Интернет // Законность, 2009. №6. С. 3.

17. Дети социального риска и их воспитание: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. – С-Пб: Речь, 2003. – 144 с.

18. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.

19. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ. – М.: Прометей, 2006. – 160 с.

20. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение современной молодежи в контексте социальной ситуации // Социс. 2003. № 4.

21. Ентелис Г.С., Щипанова Г.Д. Протестный потенциал российской молодежи. - М.: Юрайт, 2007. – 576 с.

22. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления// Социс, 2008. - №4.

23. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма // Социс. 2009. № 1

24. Козлов А.А. Молодежный экстремизм. - СПб.: Питер, 2008. – 498 с.

25. Ксенофобия в молодежной среде: Доклад по результатам мониторинга / А. Козлов и др. - М.: Московская Хельсинкская группа, 2009. - 114 с.

26. Куприянов Б.В. Детские общественные организации: инвариант и вариативность // Народное образование, 2007. - № 7. С. 207-214.

27. Литвяков М.В. Влияние некоторых социальных институтов на процесс социализации подростков. – Новочеркасск: Оникс+, 2007. – 37 с.

28. Межкультурный и межрелигиозный диалог: материалы междунар. конф., Москва, РАГС при Президенте РФ, 13-16 сент. 2007 г./ под общ. ред. В. К. Егорова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 842 с.

29. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Мысль, 2004. – 304 с.

30. Официальный сайт Национального антитеррористического комитета / http://nak.fsb.ru/nac/ter_org.htm

31. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности. Учебное пособие. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2006. – 280 с.

32. Поштарева Т.В. О методах формирования этнокультурной компетентности учащихся. - Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 2008.

33. Преступление и наказание от «А» до «Я». Словарь по пенитенциарной психологии. Под ред. Сочивко Д.В. - М.: Изд-во МПСИ, 2009. – 465 с.

34. Преступность и правонарушения (2004 - 2008 гг.). // Статистический сборник, - М.: Главный информационно-аналитический центр МВД России. 2009. – 624 с.

35. Профилактика аддиктивного поведения в условиях образовательной среды: Методические рекомендации / Сост. Н.А. Червин. – Архангельск: Издат. Центр СГМУ, 2006. – 30 с.

36. Пряжников Н.С. Методы активизации духовного потенциала личности. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во МПСИ, 2007. – 129 с.

37. Реан А.А. Подросток и семья: Воспитание в семье, стили, факторы психологические и структурные деформации семьи, нарушения отношений детей и родителей / А.А. Реан, Н.Л. Москвичева // Мир детства: взрослый журнал о детях. – 2004. – №2. C. 49–61.

38. Свиридченко Ю.С.Сравнительный анализ педагогических условий реализации идей поликультурного образования в России и США // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения, 2010. - №3. С. 28-35.

39. Сиоридзе А.Т. Психологический портрет личности участника молодежных экстремистских групп // Право и образование, 2007. - № 3. С. 145 – 151.

40. Смирнов П.А. Организация работы по предупреждению вовлечения молодежи в радикальные движения // Этнокультурные технологии профилактики экстремизма и ксенофобии. Материалы межрегионального семинара (8-10 сентября 2009 года). - Вологда – Великий Устюг, 2009.

41. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции в РФ // Социч, 2003. - № 8. С. 21.

42. Социализация детей и подростков. Методический комплекс / Сост. Марцинковская Т.Д., Авдулова Т.П. и др. – М.: МПГУ, 2009. – 100 с.

43. Социокультурные трансформации подростковой субкультуры / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2006. – 166 с.

44. Социология молодежи / Под ред. Кузнецова В.Н. - М., Волтерс Клувер. 2008. – 568 с.

45. Социология молодежи. Энциклопедический словарь./ Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М.: ACADEMIA. 2008.

46. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоколенческой социальной отчужденности молодежи в современной России // Мир психологии, 2009. - №3. С. 185-194.

47. Сочивко Д.В. Психодинамика. - М.: МПСИ, 2007. – 256 с.

48. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. – М.: МПСИ, 2009. – 326 с.

49. Сочивко Д.В., Полянин Н.А., Голышева Ю.А. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы //Прикладная юридическая психология. № 1. 2012, 0,6 п.л.

50. Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Основы поликультурного образования в современной школе (Методические рекомендации для учителя). - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 144 с.

51. Толерантность как образ жизни. Учебно-методическое пособие. - СПб., 2008.

52. Фридинский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир, 2008. №6. С. 26.

53. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., Юристъ. 2006. – 692 с.

54. Экстремизм в молодежной среде. / Составитель: проф. В.В. Михайленко. – СПб.: Издатель: АНО «ЦРМП «Мedia–Express», 2009.

55. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики / под ред. А.А.Козлова. СПб. 2003.

56. Юрасова Е.Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология, 2008. №4.

Наши рекомендации