Программа коррекционной работы, адаптированная образовательная программа – соотнесение содержания и формы интеграции.
Содержание Адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ не является исключительным и изолированным от основных положений Основной общеобразовательной программы, реализуемой в той или иной образовательной организации. Коррекционная составляющая АОП должна соответствовать Программе коррекционной работы, разрабатываемой в рамках ООП начального (основного, среднего) общего образования.
Программа коррекционной работы образовательного учреждения должна отражаться и в других разделах ООП (на примере начальной школы), таких как «Пояснительная записка»; «Учебный план с пояснительной запиской», в направлениях деятельности, связанных с организацией внеурочной деятельности для детей с ОВЗ; «Планируемые результаты за курс первой ступени образования»; «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»; а также «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Приведем краткое сравнительное описание Программы коррекционной работы в рамках ООП ОО и Адаптированной индивидуальной образовательной программы.
Программа коррекционной работы | Адаптированная образовательная программа | |
Направление деятельности в рамках реализации программы | Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ; Оказание помощи в освоении ООП ОО; социальная адаптация; обеспечение условий для реализации ООП ОО | Освоение ОП на уровне, доступном ребенку; социальная адаптация |
Срок реализации | 4 года – в соответствии с реализацией содержания ООП, прогнозируемого контингента обучающихся | 1 год – в соответствии с рекомендациями ПМПК о создании специальных образовательных условий |
Контингент обучающихся, для которых разрабатывается | Дети различных категорий: с ОВЗ (инвалидностью); дети, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций; слабое здоровье; находящиеся в трудной жизненной ситуации и другие. | 1 ребенок из любой категории, имеющий статус «ребенок с ОВЗ» и/или «ребенок-инвалид» |
Разрабатывается и реализуется | Под руководством администрации ОО специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями) | Под руководством администрации ОО (координатора по инклюзии, руководителя СППС) специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями) с привлечением родителей ребенка с ОВЗ в рамках деятельности ППк |
Утверждается | Управляющим Советом ОО | Директором ОО, подписывается родителями ребенка с ОВЗ |
Механизм реализации | Взаимодействие специалистов ОО; социальное партнерство | Взаимодействие в «мини-команде»; взаимодействие с родителями; «гибкая» система «ведения» ребенка в зависимости от актуальных задач |
Направления коррекционной работы | Диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное; информационно-просветительское; профилактическое; координационное; экспертное | Диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое, другие – в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) |
Планируемые результаты коррекционной работы | Освоение ООП всеми категориями детей, требующими организации психолого-педагогического сопровождения | Положительная динамика развития ребенка; освоение ООП на доступном уровне; положительное эмоциональное состояние ребенка, класса; удовлетворенность родителей |
Таким образом, Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей»
Рассматривая нормативно-правовые основы реализации адаптированных образовательных программ в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику, сделаем акцент на трех положениях:
- содержании Индивидуальной программы реабилитации (ИПР от МСЭ) ребенка-инвалида в части мер психолого-педагогической и социальной реабилитации;
- разработке Психолого-медико-педагогической комиссией рекомендаций по организации специальных образовательных условий, в том числе, определении образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей ребенка с ОВЗ (инвалидностью);