Развитие профессиональной направленности как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения студентов

Колледжа

Рыжова Елена Владимировна,

преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «Калужский технологический колледж», магистрант кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью,

научный руководитель В.А. Макарова, д.п.н., профессор кафедры социальной адаптации и организации работы с молодёжью ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского»,

г. Калуга, Россия

Непрестижность среднего профессионального образования, условия сложившейся социально-экономической (разрушение пищевой отрасли) и демографической ситуации, приводят к поступлению в колледж студентов с низкой учебной-профессиональной мотивацией, с недостаточной осмысленностью и обоснованностью профессионального выбора. Это препятствует конструктивному разрешению образовательных кризисов и приводит к большому проценту отчислений студентов. В условиях конкуренции среди средних профессиональных образовательных учреждений, в условиях «подушевого» финансирования, актуальной становится задача сохранения контингента. Кроме того работодатели хотят видеть высококвалифицированного молодого специалиста, однако ежегодный анализ трудоустройства выпускников показывает, что процент работающих по специальности не превышает 60-65%. Это свидетельствует о низкой значимости профессии у многих выпускников ССУЗов, потеря перспективы. Студенты, имеющие положительное отношение к избранной специальности так же могут испытывать трудности в связи с идеализацией профессии.

Данные причины объясняют важность развития профессиональной направленности студентов колледжа. Впервые понятие профессиональной направленности как системообразующего свойства личности, проявляющегося в наличии устойчивого интереса к профессии и склонности ей заниматься, ввела Н.В. Кузьмина. Это интегральное образование личности, объединяющее цели, побудительные мотивы и эмоциональное отношение к профессиональной деятельности [6].

Проблемы психолого-педагогического сопровождения, руководства и поддержки личностного и профессионального становления, развития студентов средних профессиональных учебных заведений ставятся в научных публикациях Е.Е. Бухтеева, А.Ю. Гришина, О.И. Кравец, Ю.В.Красниковой, И.Л. Малиборской, И.В. Русановой, Т.И. Савиной, С.Б. Серяковой, Н.Г. Ширяева, Е.А. Югфельд.

Л.Н. Зыбина считает, что профессиональная направленность, как и любой другой вид направленности личности, определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, взаимодействие с другими студентами и т.д.); в-четвертых, объективными особенностями преподавателя и прежде всего системы его отношений к студенту, к делу; в-пятых, спецификой учебного процесса. Корректировка данных факторов, происходящая в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов, может способствовать формированию профессиональной направленности студента [5].

Целями психолого-педагогической поддержки развития профессиональной направленности, с точки зрения Н.Ю. Чижо, являются: помощь в преодолении кризисов профессионального становления; формирование профессионального самосознания и профессиональной направленности; развитие позитивного отношения к получаемой профессии и профессиональной рефлексии, становление интегральной индивидуальности и др [7].

Важными задачами психологического сопровождения в период профессионального обучения Э.Ф. Зеер считает: развитие самостоятельности, ответственности за свое профессиональное становление, формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей профессиональной деятельности по получаемой специальности [4].

В ГБПОУ КО «Калужском технологическом колледже» в 2014 году разработан комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению профессиональной направленности студентов колледжа. Работу в данном направлении осуществляют социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, кураторы, преподаватели, приёмная комиссия колледжа.

На протяжении всего учебного года проводится рекламно-информационная работа со школьниками, будущими абитуриентами. Знакомство со специальностями колледжа проходит во время проведения мастер классов, профессиональных проб, выездных профессиональных мероприятий, экскурсий в учебное заведение и на предприятия социальных партнеров. Такие формы работы со школьниками позволяют погрузиться им в мир профессии и сформировать адекватное представление о ней. Интересен и возможен для дальнейшего использования опыт И.В. Русановой, которая предлагает комплекс мероприятий для абитуриентов и их родителей включающий в себя:

- консультирование родителей и школьников, предполагающее проведение профориентационного психодиагностического исследования абитуриентов, а так же бесед, направленных на выявление профессиональной направленности, интересов и склонностей личности;

-развивающие тренинговые упражнения профессионального самоопределения;

- профориентационные тематические встречи «Найди себя»;

- конкурс социальной рекламы, позволяющий активизировать творческую активность школьников и систематизировать имеющиеся знания, представления о той или иной профессии;

-выездные профориентационные мероприятия;

- сетевое взаимодействие [3, с. 5-6].

Колледж организует участие студентов в работе ярмарки вакансий; в ежегодном мероприятии «Выпускник года», в заседаниях круглого стола «Учёба-практика-работа», проходящих при активном участии работодателей. На заседаниях круглого стола обсуждаются актуальные проблемы пищевой отрасли, выступают выпускники колледжа, работающие по специальности. Для студентов колледжа организуются экскурсии на предприятия пищевой отрасли, приглашаются представители центра занятости. Все эти мероприятия способствуют повышению социальной значимости профессии. Н.Ю. Чижо считает, что это направление является приоритетным в психолого-педагогической поддержки, так как для студенческого возраста наиболее болезненна проблема обесценивания учебно-профессиональной деятельности [7].

Очень важным направлением психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной направленности студентов колледжа является консультирование. Профессиональная консультация – это система психолого-педагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей, личностных особенностей и функциональных возможностей человека с целью помощи ему в обоснованном выборе профессии. Важно заметить, считает Н.Ю. Чижо, что цель диагностического исследования, предваряющего консультацию, не столько в том, чтобы получить конкретные психологические данные, сколько в том, чтобы вызвать у студентов позитивное отношение к профессиональному самопознанию [7]. Г.В. Резапкина так же обращает внимание на том, что диагностика является не целью, а средством осознания подростком особенностей мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы [2, с.161]. Социальным педагогом колледжа был осуществлен подбор методик для диагностики склонностей, профессиональных интересов, мотивов выбора профессии, а так же разработана система занятий по развитию профессиональной направленности. Предлагаемый набор классических методик и разработанные занятия, могут быть полезными кураторам, активно участвующим в психолого-педагогическом сопровождении развития профессиональной направленности студентов.

Для развития ценностно-смысловой сферы личности в преподавании дисциплин делается акцент на профессиональную значимость получаемой информации. С этой целью для каждой дисциплины разработана система междисциплинарных связей, используются компетентностно-ориентированные задания, выполняются проекты, ведётся учебно-исследовательская работа. Студентов, которые не могут активно проявить себя в учебной деятельности, для развития профессиональной направленности, рекомендуется вовлекать во внеклассную деятельность: в работу секций, кружков.

Педагогический коллектив колледжа считает, что процесс психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной направленности студентов будет эффективным при условиях тесного сотрудничества работодателей и членов педагогического коллектива, при возрождении института наставничества. На данном этапе работодатели участвуют в рецензировании рабочих программ по междисциплинарным комплексам и практикам, содействуют в проведении производственных практик, уроков на производстве. Но инициатива о взаимодействии исходит от педагогического коллектива, работодатели не хотят активно участвовать в подготовке квалифицированных специалистов. Хотя многие учёные занимающиеся вопросами формирования профессиональной направленности считают взаимодействие с работодателями ведущим звеном данного процесса. Так, Э.Р. Гайнеев отмечает, что условием успешного формирования профессиональной направленности студентов является объединение, трансформация опыта сферы производства и образовательного учреждения в функционирующую систему [1, с.11].

Таким образом, реализация различных форм и методов психолого-педагогической поддержки позволяет развивать профессиональную направленность студентов колледжа. Психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной направленности необходимая форма работы со студентами колледжа, поддерживающая учебно-профессиональную мотивацию и предопределяющая успешность самореализации в выбранной сфере профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Гайнеев, Э.Р. Формирование профессиональной компетентности обучающегося с позиции дуального подхода. [Текст]/ Э.Р. Ганеев // Среднее профессиональное образование. - 2013. -№6. - С. 9-11.

2. Резапкина, Г.В. Мотивы и потребности подростков: от диагности к развитию [Текст]/ Г.В. Резапкина// Школьные технологии.- 2012. - №6. – С. 160-170.

3. Русанова, И.В. «Гостиная абитуриента» как форма организации профориентационной работы. [Текст] / И.В. Русанова //Среднее профессиональное образование. – 2013. - №6. - С. 5-6.

4. Зеер, Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] /Э.Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. - 2012. - №5. – С.122-127. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-professionalnogo-razvitiya-cheloveka-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya

5. Зыбина, Л.Н. Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук [Электронный ресурс] / Зыбина Людмила Николаевна. – Новосибирск, 2009. – 25с. Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%

6. Печников, А.Н., Гуляков, В.Н., Деева, О.Г. К вопросу о военно-професииональном направлении личности военнослужащего [Электронный ресурс] / А.Н. Печников, В.Н. Гуляков, О.Г. Деева К вопросу о военно-профессиональной направленности личности военнослужащего// Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. - 2015. - №1 (42). – С.68-73. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-voenno-professionalnoy-napravlennosti-lichnosti-voennosluzhaschego

7. Чижо, Н.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности студентов вузов с разным типом отношения к профессии: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] /Чижо Наталья Юрьевна. – Волгоград, 2011. – 229с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tsennostno-smyslovaya-sfera-lichnosti-studentov-vuzov-s-raznym-tipom-otnosheniya-k-professii

Наши рекомендации