Славянские символы на рушниках
Одним из наиболее распространенных символов на писанках, полотенцах, стенных росписях, коврах, посуде является дерево жизни ("вазон"). Древнейшие колядки сохранили представления людей о тех временах, когда еще не было ни неба, ни земли, а было лишь широкое море, и на нем – явор зеленый. В виде дерева – явора, вербы, дуба, березы, яблони, груши – представлялся стрежень мироздания. Дерево жизни всегда изображается не натурально, а стилизовано, то есть упрощенно, обобщенно. Нижняя часть – корни, которые входят под землю, часто изображаются в виде треугольника, воплощая представления о потустороннем мире. Средний ярус олицетворяет землю, реальный мир, мир настоящего. Верхняя часть поднимается вверх – к Богу. Дерево жизни изображается и как Берегиня с поднятыми к небу руками. Кстати, в мифах некоторых народов мира женщина образовалась именно из дерева.
Берегиня с птицами (Мокошь с конями и с оленями) – один из главных славянских оберегов Хозяйки дома.
Вода–волнистая линия. В славянской вышивке символизирует начало жизни, умение адаптироваться к обстоятельствам.
Солнце–часто повторяющийся славянский символ, изображается в виде цветка с восемью лепестками или круглых розеток, а также квадрата, ромба, крестиков или свастики.
Звезды – славянский символ небесного огня, разума и просвещения.
Ромб– славянский символ богини Земли, солнца, охранный знак, приносит счастье, олицетворяет плодородие. Изображение ромба, расчерченного на четыре части, есть на трипольских женских глиняных фигурках богини плодородия.
Дуб – символ силы, защиты, долголетия, мужества, верности. Дуб–славянский символ бога солнца Перуна, знак мужской силы и энергии. В христианстве дуб – символ Христа как силы, которая проявляется в беде, твердости в вере.
Виноград–славянский символ богатства, изобилия и плодородия, которое должно сопровождать мужчину и его семью на протяжении жизни. Согласно славянской символике виноград вышивали на рушниках со стороны жениха.
Роза– славянский символ красоты и любви, вышивают для невесты.
Калина–славянский символ бессмертия рода, долголетия семьи.
Верба является воплощением силы, ведь ветви вербы, наклоняясь, возвращаются потом в предыдущее положение и остаются целыми. В христианстве вербовые ветви освящают как символ пальмовых ветвей на Вербное воскресенье.
Цветы являются одним из наиболее распространенных мотивов. По обычаю, женщины, которые хотели иметь детей, расписывали писанки цветами и дарили их детям.
Птицы – существа священные. Они являются символом вечности, бессмертия души, божественного проявления, духов умерших. Именно птицы – посланцы Бога на Земле. После смерти человека душа в виде птицы, по поверьям, оставляет землю. Аист дарит детей, сова и ласточка – символы добра и зла. При этом с адом связывали хищных птиц, таких как орел, ястреб, коршун.
Ласточка–славянский символ успеха и изобилия, приносит на своих крыльях радость, весну, счастье.
Лебедь–согласно славянской символике – знак верности и чистоты, красоты и изящества.
Петух– символизирует солнце, является вестником света, утренней зари; хозяин дома, символ очага, достатка, олицетворяет мужское начало.
Соловей и кукушка–вышивались на рушнике невесты, символ рождения новой семьи и продолжения рода.
Символика цветов
Белый – цвет верности, целомудрия.
Красный – цвет власти, красоты, любви.
Чёрный – цвет потустороннего мира, символ рода; символ земли, урожая.
Зелёный – цвет растительности, молодости, возрождения жизни.
Жёлтый – цвет солярный, символизирует щедрый урожай, благосостояние.
Голубой – цвет неба, символизирует здоровье.
Символы, знаки, орнаменты–удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков. Наш материальный мир в настоящее время украшают растительные и сюжетные орнаменты, но самый древний орнамент – геометрический.
ТЕМА 6. Народные промыслы и ремёсла
6.1. Народные промыслы и ремёсла
Издавна мужчины обрабатывали землю, выращивали на ней пшеницу, просо, ячмень, горох, лён, отчасти занимались скотоводством и рыболовством. Женщины поддерживали домашний очаг, пряли лён, ткали из растительных волокон и шерсти ткани, шили одежду и обувь, а также лепили из глины. Именно женщины обратили внимание на свойство глины приобретать любую форму и сохранять её и начали пользоваться этим. Они обмазывали глиной пол, а позднее начали изготавливать посуду из глины.
Остродонная чаша – древнейший вид керамической посуды. Гончары изготавливали её в технике жгутовой лепки. Спирально-жгутовая техника лепки – одна из древнейших, ею овладели практически все народы. Она и до сих пор сохранилась там, где уровень домашнего ремесла низкий (у некоторых племен Африки, Океании, Средней Азии и т.п.). Этот очень удобный способ формирования не нуждается в специальных сложных инструментах, что и обуславливает долголетие жгутовой техники. И вдобавок он даёт возможность изготавливать сосуды любой формы и величины.
Остродонные сосуды ставили в отверстие в земляном или глиняном полу. Для приготовления в них пищи сосуды закрепляли между тремя камнями на костре. Существует также сугубо техническое объяснение первенства возникновения именно остродонной посуды. Обтекаемая его форма не имеет углов, поэтому поверхность обветривается и высыхает равномерно. Так же равномерно прогревается она в огне. Это предотвращает растрескивание – и когда посуда сохнет, и когда обжигается. Технология изготовления плоскодонной посуды была более совершенна и возникла позднее.
Со временем женщины изобрели шарообразную и биконичную (с изломом посредине) форму посуды, начали изготавливать зооморфные и антропоморфные сосуды, разные горшки, миски, кубки, зерновики. С развитием хозяйства все более возрастала потребность в разнообразной посуде, постепенно гончарство стало делом мужчин. Женщины теперь уже только декорировали керамику – наносили врезанный орнамент (двумя техниками – штампованием и гравированием).
Земледельцы в ІV–ІІІ тысячелетиях до н.э. изобрели мотыгу и серп. Создали знаковую систему письма и счёта. Приручили коня и собаку. Начали вытапливать металл. Солнцепоклонники, они основали языческую религию, связанную с культом плодородия. Самостоятельно открыли ткачество из растительных нитей и впервые использовали для одежды ткань.
Обо всех этих достижениях рассказала нам керамика. Она свидетельствует о том, что давние гончары сформировали основные типы гончарной посуды, выработали способы декорирования её, самостоятельно изобрели печь и горн. Их изобретениями люди пользуются и сегодня.
Высокая культура земледельцев-гончаров просуществовала пятнадцать столетий. В 1893 г. археолог Викентий Хвойко открыл её остатки. Поражённый высоким уровнем керамического производства, учёный назвал культуру этих давних племен "культурой рисованной керамики". И только со временем, когда в посёлке Триполье на Киевщине он открыл наибольшее поселение этой культуры, изменил её название на "трипольская культура".
Виды народных промыслов и ремёсел:
Гончарство – обработка глины и изготовление разной кухонной посуды, а также кирпича, плитки и другой керамики.
Кузнечество – обработка металлов способом горячей ковки. Центр – на Донетчине.
Писанкарство –художественная роспись яйца кПасхальным праздникам.
Золотарство– обработка благородных металлов – золота, серебра и др.
Гутничество– изготовление стекла и изделий из него.
Ткачество –изготовление ткани для пошива одежды.Лён, коноплю и шерсть издавна использовали как ткацкое сырьё.
Плетение – кустарный промысел по изготовлению хозяйственно-бытовых и художественных изделий из разного эластичного сырья. В качестве сырья для плетения использовали лозу, кору некоторых деревьев, прежде всего молодой липы (лыко) и березы (береста, луб), ивняк, хвойную и дубовую щепку, корни ели, сосны и т.п. Способом плетения выполняли стены хлевов и загонов для скота, живые изгороди и т.п. Из лозы и других материалов плели рыболовецкое орудие.
Обработка кожи
Выделка кожи волов и коней, из которой шили обувь, известна под названием кожевничество.
В кожевничестве различалось ещё шорничество – выделка кожи-полуфабриката, которая шла на изготовление доспехов и других хозяйственных изделий.
Выделка кожи овец для получения овчины называлась кушнирством.
Обработка дерева
Резьба –это одна из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий.
Плотничество– возведение жилых и других сооружений, хозяйственных зданий и т.п.
Столярничество – изготовление предметов домашнего обихода – скамеек, сундуков, столов, стульев, полок для посуды, кроватей, а также оконных рам и рамок для ульев и т.п.
Бондарство – изготовление ёмкостей – бочек, вёдер и т.п.
Стельмашество – изготовление транспортных средств – телег и саней, а также колес, дуг и т.п.