Организация психолого-педагогической поддержки воспитанников в дошкольном учреждении
В дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особенности поведения ребенка:
•выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки тормозных реакций и запретов, соответствующих возрасту; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
•склонность ребенка к «космической» лжи - приукрашиванию ситуации, в которой он находится, а также к примитивным вымыслам, которые он использует как средство выхода из затруднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, «все дурное к нему так и липнет» , он имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей и взрослых;
•инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками, громким настойчивым плачем и криком;
•импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки даже по незначительному поводу;
•прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты, побеги как реакции ответного протеста и др.
Что же такое агрессивность?
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».
Портрет агрессивного ребенка:
- в каждой группе встречается хотя бы один такой ребенок;
- он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки;
- намеренно употребляет грубые выражения,
- “гроза” всего детского коллектива, источник огорчений воспителей и родителей;
- этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять;
- его поведение – это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события;
- он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников, но, к сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше он не знает;
- ему кажется, что весь мир хочет обидеть именно его;
- эмоциональный мир недостаточно богат, в палитре его чувств преобладают мрачные тона;
- очень часто подозрителен и насторожен, любит перекладывать вину за затеянную им ссору на других;
- часто перенимает формы поведения у родителей.
Агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше – он не знает.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Выделяют следующие виды агрессии:
1.Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
2.Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
3.Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.);
4.Раздражение (вспыльчивость, грубость);
5.Негативизм (оппозиционное поведение).
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого, с целью подчеркнуть свое превосходство.
Что такое гиперактивность?
'Гипер...' - (от греч. hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово 'активный' пришло в русский язык из латинского 'a tivus' и означает 'действенный, деятельный'.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Причины возникновения гиперактивности: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Что такое тревожность?
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это 'индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают'.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это - проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом).
2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными).
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Портрет тревожного ребенка:
- он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг;
- робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на край стула;
- старается держать свои проблемы при себе;
- чрезмерное беспокоен, причем иногда боится не самого события, а его предчувствия;
- кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей;
- испытывает чувство беспомощности;
- опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности;
- у него высокие требования к себе, он очень самокритичен;
- самооценка низкая;
- он ищет поощрения, одобрения взрослых во всех делах;
- для него характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др.;
- во время проявления тревоги он часто ощущает сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Способы педагогической поддержки воспитанников используются педагогами, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
I. Способы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
II. Способы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
• способ радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
• способ “увлечения весельем” - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
• способ поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения;
• способ самонаблюдения за своими эмоциями, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство.
III. Способы поддержки физического здоровья ребенка:
• метод “оптимального режима жизни”;
• метод “постепенности” - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
• метод физических упражнений и занятия спортом;
• метод рекреации - обеспечение спокойного отдыха организма;
• метод массажа и самомассажа - физического оздоровления путем растирания участков тела.
IV. Способы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
• метод “угашения отрицательных переживаний” - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;
• метод “устранения плохих привычек”;
• метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
• метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
V. Способы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
1. Способы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
• метод “увлечения добрым делом”;
• метод “увлечения героическим” - увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
• метод традиции - творческое использование положительного опыта;
• метод “увлечения красивым” - возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, беречь ее;
• метод “увлечения загадочным” - возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
• метод личного примера - способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
2. Способы укрепления чувства ответственности:
• метод доверия - развивается вера в свои силы;
• метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
• метод беседы-размышления - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
• метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
• метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения
3. Способы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
• метод напоминания;
• метод “сомнения” - этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
• метод “достижения согласия с самим собой” - метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
• метод “достижения гармонии с окружающим” - метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.
VI. Способы педагогической поддержки развития способностей.
1. Способы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
• метод наблюдения;
• метод коллективного анализа деятельности, размышления;
• метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
• метод тестирования и анкетирования.
2. Способы поддержки развития интеллектуальных способностей:
• метод “мозгового штурма” - при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
• метод “сократовской беседы” - развитие диалогического мышления, творческих способностей;
• метод синектики - смещение на уровень подсознательной активности, направлен развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;