Развитие элементарных математических представлений
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
( В.П. Новикова)
Цель: Выявление знаний по формированию элементарных математических представлений у детей шестого года жизни (конец учебного года).
Методика № 1- выявление умений счета.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку посчитать до 10.
Методика №2- выявление знаний цифр.
Материал. Набор цифр в произвольном порядке.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 0, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 6, 3, 7).
Методика № 3- выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.
Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать восемь игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.
Методика № 4- выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.
Материал. По 10 елочек и грибов.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать елочек на одну больше, чем грибов (четыре), после чего дает задание отсчитать грибов на один меньше, чем елочек (семь).
Методика № 5- выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счет.
Материал. В ряду: свекла, кабачок, морковка, картошка, огурец.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковка по счету; считать по порядку.
Методика № 6- выявление умений сравнивать две группы предметов.
Материал. Перед ребенком пять больших матрешек и пять маленьких в кругу.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше.
Методика № 7 - выявление умений сравнивать предметы по длине.
Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между полосками - 0,5 см).
Инструкция к проведению. Педагог задает вопросы. Одинаковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине.
Методика№ 8- выявление знаний о геометрических фигурах.
Материал. Два красных круга и один треугольник; два зеленых квадрата и один прямоугольник; три желтых прямоугольника и два треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.
Инструкция к проведению. Задаются следующие вопросы. Сколько треугольников? Сколько четырехугольников? Сколько красных фигур? Назови зеленые фигуры.
Методика № 9- выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа).
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что находится слева от него.
Методика № 10- выявление знаний о днях недели.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра.
Оценка результатов
1 балл- ребенок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы;
0,5 балла- ребенок справляется с заданиями с помощью педагога;
0 баллов- ребенок не справился с заданиями..
Развитие элементарных математических представлений
«Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития «
(в условиях дошкольного образовательного учреждения)
Программно – методическое пособие /под общей редакцией Т.Г.Неретиной»-
М.Баласс, изд. Дом РАО, 2004 г
Параметры оценки: навыки счета, арифметических действий, сравнение чисел, геометрические фигуры, пространственные представления, размер предмета.
Высокий уровень (5)
Считает в прямом и обратном порядке до 5 (старшая группа), до 10(подготовительная группа). Счет осознанный. Владеет порядковым счетом (подготовительная группа). Сравнивает множества и числа путем уравнивания элементов и пересчета. Выполняет арифметические действия (+ 1 старшая группа, +, -2 - подготовительная группа). Знает цифры и оперирует ими, а также арифметическими знаками. Самостоятельно составляет и решает устные арифметические задачи. Самостоятельно ориентируется в пространстве. Правильно называет геометрические фигуры. Владеет понятиями размера предметов.
Средний уровень (3)
Навыки счета неустойчивые. Счет больше механический. Порядковый счет в малом пределе. Сравнивает множества путем пересчета. Сравнивает числа в небольшом интервале (до 3 - старшая группа до 5-6 - подготовительная группа). Выполняет арифметические действия только один, используя пальцы и др. Знает арифметические знаки, цифры, но слабо оперирует ими. Составляет арифметические задачи на наглядной основе с помощью взрослого. Ориентируется в пространстве по наводящим вопросам. Размер предмета устанавливает с помощью взрослого. Затрудняется в назывании и показе геометрических фигур
Низкий уровень (1)
Считает в ограниченном пределе. Счет неосознанный. Сравнения контрастных множеств с помощью взрослого доступны. Не соотносит числа с цифрами, арифметические знаки не понимает и не применяет. Опредмечивает геометрические фигуры. Не называет размер предмета.