С нарушениями речевого развития

Для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, в рамках дополнительного образования была написана и реализовывалась программа кружка «Волшебные руки». Данный кружок направлен на реализацию системы дополнительных занятий по продуктивной художественной деятельности с использованием ее как традиционных, так и нетрадиционных способов (различные техники выполнения: набрызг, штампование, рисование по – мокрому, лепки из соленого теста, пластилинография, аппликация из рваной бумаги, бумагопластика, оригами, совмещение нескольких материалов для художественного творчества в одной работе). Работа детей с различными материалами и в разных техниках, при осуществлении продуктивной художественной деятельности, способствует развитию мелкой моторики рук, тем самым способствуя развитию речи, памяти, внимания, мышления, воображения и творческих способностей, а также воспитывает аккуратность, старательность.

Программа кружка «Волшебные руки» была составлена в соответствии с принципами:

· Личностно-деятельностного подхода - собственная преобразующая деятельность ребенка, складывается в русле его сотрудничества со взрослым и другими детьми как внутренний источник преобразования заданных педагогических условий (Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов). Именно в таком преобразовании обнаруживается подлинный творческий потенциал детской деятельности.

· Эмоционально-чувственной направленности - в развитии ребенка, в освоении им образовательного содержания, в дошкольный период детства является доминантным и определяющим развитие познавательных психических процессов: воображения, мышления, памяти (Изард К.Э., Выгодский Л.С.), художественно-эстетического восприятия окружающего мира (социального, природного), оказывающей непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – игры, исследования и др.

· Культуросообразности - обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения

· Компетентностный подход - заключается в освоении воспитанниками практическими навыками использования приобретенных знаний во всех специфически детских видах деятельности, в различных организационных формах

· Развития - предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. Принцип развития предполагает создание условий для свободного общения детей, направленного на размышления о своих переживаниях, эмоциональных проявлениях; в результате самоанализа ребенком дается оценка своим эмоциональным реакциям.

· Интеграции образования - предусматривает возможность реализации содержания образования в разных видах детских деятельностей (игровой, речевой, познавательной, коммуникативной, двигательной, театрализованной, элементарно-поисковой, конструктивной, изобразительной и др.)

Цель кружка «Волшебные руки» - развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста логопедической группы через продуктивную художественную деятельность.

Работа над программой кружка проходила в три этапа, подготовительный, практический, аналитический.

Подготовительный этап. При анализе данных диагностики по общей образовательной программе и исходя из особенностей детей с нарушением речи (недостаточный для их возраста словарный запас, ограничено восприятие, память, внимание и мышление, неразвита мелкая моторика, художественное творчество), был сделан вывод о необходимости проведения дополнительных занятий по продуктивной художественной деятельности с целью развития мелкой моторики и как следствие развитие речи детей. Была изучена специальная методическая литература по данной теме, и составлена программа кружка «Волшебные руки». (Приложение 1).

Также были подготовлены необходимая предметно – развивающая среда, картотеки речевых и дидактических игр.

С родителями велась работа по ознакомлению с программой кружка, анкетирование и консультирование о роли мелкой моторики в развитии речи детей и способах ее развития посредством продуктивной художественной деятельности.

Практический этап. На данном этапе осуществлялось внедрение кружка в соответствии с составленным перспективным планированием. Всего кружок посещали 12 человек. Была проведена диагностика развития у детей мелкой моторики следующие диагностические методики: методика исследования произвольной моторики пальцев рук Г.А. Волковой, методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру), диагностические задания из книги С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, а также тесты для обследования мелкой моторики рук из книги С.Е. Большаковой. Методика обследования речи и художественного творчества Ю.А. Афонькина комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал.

Программа кружка рассчитана на 1 учебный год, по 1 занятию в неделю, продолжительностью 25 – 30 мин. Кружок посещали 12 детей. При реализации данного кружка будут использоваться следующие методические приемы

· Беседа

· Рассматривание наглядных, демонстрационных материалов

· Закрепление имеющихся и приобретенных навыков

· Последовательное разучивание новых техник изобразительного творчества

· Выставка результатов деятельности

Структура занятий

· Сюрпризный (организационный) момент, беседа с переходом на игровую деятельность, способствующую настрою детей на продуктивную познавательную деятельность

· Основная деятельность (изготовление поделки, рисунка)

· Подведение результатов (выводы, подведение итогов совместное оформление выставок детских работ)

Содержание занятий было направлено на закрепление имеющихся у детей знаний, формирование умений выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Занятия по изобразительной деятельности доставляли детям радость, создавали положительный эмоциональный настрой, способствовали развитию творчества. Занимаясь рисованием, дошкольники знакомились с материалами (бумага, акварель, гуашь, восковые мелки), с их свойствами, приобретали новые навыки работы с ними. Кроме того, для развития творчества дети знакомились не только с разнообразным материалом, но и техникой изображения, в том числе нетрадиционной (рисование пальчиками, тычком, монотипия и другие).

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствовала развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. В процессе этой деятельности у дошкольника формировались навыки контроля и самоконтроля. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник изображения дети получали информацию о разнообразии окружающего мира, уточняли свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивались воображение, мышление, речь.

На заключительном этапе была проведена итоговая диагностика по результатам деятельности кружка. На основании сравнения результатов обследования в начале и в конце года был сделан вывод об эффективности проделанной работы.

Педагогам была предложена консультация «Развитие речи ребенка на занятиях по художественному творчеству. Выставка работ детей.

Наши рекомендации