Особенности развития детей раннего возраста
Практическое занятие
1. Обсуждение материалов лекции.
Вопросы к обсуждению: на отдельных примерах и применительно к собственной практике работы с детьми показать особенности развития и воспитания детей второго и третьего годов жизни.
3.Заслушивание и обсуждение доклада.
Самостоятельная работа
Подготовка доклада на тему: «Сходства и различия в воспитании детей первых лет жизни и дошкольников». Литература
Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. —М.: Просвещение, 1981.
Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. — М.: Просвещение, 1972.
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.—3-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.: Владос, 2002.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. В а -сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. —6-е изд. —М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Уайт Б. Первые три года жизни. — М.: Педагогика, 1982.
Роль взрослого в воспитании ребенка от рождения до трех лет Практическое занятие
Заслушивание и обсуждение рефератов и доклада.
Самостоятельная работа
Подготовка рефератов: «Бабушка и дедушка в помощь маме», «Роль папы в воспитании малыша».
Подготовка доклада: «Простота и сложность воспитания детей первых лет жизни».
Литература
Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. — М.: Просвещение, 1981.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Д а -выдова. — М.: Педагогика, 1991.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т.— М.: Педагогика, 1986.
Крайг Г.,Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — Питер, 2006.
Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. — 2-е изд.— СПб.: Речь, 2003.
Мухина B.C. Детская психология. — М.: Просвещение, 1985.
Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Гал игу зова Л. Н. и др. — М.: АРКТИ, 2004.
Щелованов Н. М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца // Вопросы материнства и младенчества. — 1938. — № 3.
Щелованов Н. М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.: Медгиз, 1955.
Режим дня (практическое занятие)
Режим — это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей малыша, а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования.
На фоне созревания нервной системы младенца происходит формирование важнейшего биологического ритма организма — ритма «сон — бодрствование». Этот ритм (циркадный) определяет чередование во времени кормления, бодрствования, сна, способствует приспособлению организма ребенка к ритму жизни человеческого общества, что очень важно для дальнейшей жизни и развития малыша в социуме.
Правильный суточный ритм охраняет нервную систему ребенка от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования.
В течение первых трех лет жизни ребенка режим меняется несколько раз, что обусловлено быстрым темпом физического и психического развития малыша. Для каждой возрастной группы детей разработаны примерные режимы дня с учетом времени года (холодный и теплый периоды) (см. «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010).
Существуют следующие принципы построения режима:
• рациональное распределение и чередование сна, кормления и бодрствования (особенно для детей первого года жизни);
• обеспечение необходимого количества часов дневного сна (в зависимости от возраста), а также суточного количества часов сна;
• обеспечение бодрствования в каждый из отрезков времени;
• соблюдение интервалов между кормлениями, соответствующих возрастным возможностям детей.
Четкое соблюдение режима дня является основным условием всестороннего развития малыша, его бодрого настроения, уравновешенного поведения.
Родители и воспитатели должны придерживаться единого подхода к построению режима дня ребенка.
Показателями для перевода ребенка на следующий возрастной режим являются: возрастающая потребность в более длительном бодрствовании, изменения в поведении при укладывании спать, физическое и психическое развитие, состояние здоровья.
Организуя режим дня, взрослые порой допускают следующие ошибки:
• слишком рано переводят ребенка на следующий возрастной режим;
• сокращают или отменяют прогулки;
• неоправданно увеличивают длительность занятий;
• не соблюдают четкий режим в домашних условиях после 17—19 часов, в воскресные дни.
Сон — охранительная реакция организма от переутомления.
Сон восстанавливает работоспособность мозга и тела малыша, обеспечивает его активность во время бодрствования. Сон формируется с первых недель жизни младенца.
По своей природе сон ребенка неоднороден: фаза глубокого сна не раз чередуется с фазой поверхностного сна, когда малыш может воспринимать внешние воздействия, которые могут прервать сон. Чтобы этого не произошло, в течение всего времени сна взрослый должен находиться рядом со спящим ребенком и при малейшем проявлении беспокойства легкими прикосновениями успокоить малыша, тем самым продлив сон.
Чтобы сформировать у детей глубокий, достаточный по длительности сон, необходимо:
• укладывать их в положенное по режиму время;
• проветривать перед сном помещение, в котором спят дети;
• на время сна организовать доступ свежего воздуха (перед подъемом фрамуги окна нужно закрыть);
• при подготовке ко сну переодеть детей в пижамы;
• перенести на другое время процедуры, возбуждающие детей (умывание, чистка носа и др.);
• создать спокойную обстановку (взрослые спокойным разговором создают установку на сон, первыми укладывают тех, кто устал, хнычет и т.п., включают спокойную музыку, создают мягкий шумовой фон, например, шум дождя).
Бодрствование — деятельное состояние организма ребенка, которое поддерживается влиянием внешней среды, активностью самого малыша, воспитательными воздействиями взрослого.
Главная задача воспитателя при организации бодрствования детей —укрепление их физического и психического здоровья, развитие личности каждого.
При организации бодрствования взрослый должен не просто создавать условия для активного бодрствования детей, а исходить из принципов развивающей среды:
• окружающая обстановка должна быть интересна малышам, соответствовать уровню их развития;
• дети должны иметь достаточный простор для двигательной активности, разноплановой деятельности;
• взрослый должен осуществлять педагогически грамотное и целенаправленное руководство деятельностью детей;
• малыши должны постоянно ощущать чувство защищенности, уверенности в хорошем отношении к себе со стороны воспитателя.
Только в этих условиях дети смогут раскрыть свои потенциальные возможности.
Бодрствование — самостоятельная деятельность детей, на фоне которой взрослый организует необходимые режимные процессы, прогулки, игры. Все эти мероприятия только тогда развивают познавательную активность малышей, способствуют становлению личности, когда рядом находится взрослый, умеющий прийти на помощь, поддержать, похвалить за успехи, повысить самооценку.
Вопросы для обсуждения.
1. Создание условий для сна воспитанников (примеры из практики работы слушателей). Ошибки практики (примеры, обсуждение). Почему нельзя оставлять спящих детей в спальне без присмотра взрослого?
2. Режим дня детей второго года жизни (графическое изображение).
Самостоятельная работа
Вопросы для обсуждения:
1. Значение сна для полноценного развития ребенка.
2. Значение бодрствования для интеллектуального и психического развития ребенка.
Литература
Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медицина, 1977.
Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада / Сост. С. Н. Теплюк. —М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Л я -миной. —М.: Просвещение, 1981.
Тромбах С. М. Гигиеническое обоснование нормальной температуры воздуха в учреждениях для детей раннего возраста. — М.: Мед-гиз, 1956.
Губерт К. Д., Рысс М. Г. Гимнастика и массаж для детей в раннем возрасте.—Л., 1963.
Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.: Владос, 2002.
Смирнова Е. Т. Гигиенические условия воспитания детей в дошкольном учреждении. — М.: Педагогика, 1980.
Спирина В. П. Закаливание детей. — М.: Просвещение, 1978.
Терехова Н. Т. О вреде недосыпания // Дошкольное воспитание.-1968.-№ 3.
Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Особенности развития и воспитания детей первого года жизни (практическое занятие)
1. Обсуждение темы: «Контроль за нервно-психическим развитием детей первого года жизни».
2. Заслушивание и обсуждение докладов и рефератов. Самостоятельная работа
1. Подготовка доклада: «Образ Я. Кризис первого года жизни».
2. Подготовка рефератов по темам: «Особенности развития и воспитания младенца от рождения до 3 месяцев», «Особенности развития и воспитания младенца от 3 до 6 месяцев», «Особенности развития и воспитания младенца от 6 до 9 месяцев», «Особенности развития и воспитания младенца 9 до 12 месяцев».