Карта эстетических координат

(полярные противоположности с пятибалльной шкалой)

№ п/п    
Прошлое           Будущее
Смерть           Жизнь
Статика           Динамика
Поверхностность           Глубина
Скованность           Свобода
Стереотипность           Оригинальность
Зло           Добро
Безобразное           Прекрасное
Мрак           Свет
Трагедия           Счастье
Преходящее           Вечное
Конфликт           Покой
Низменное           Возвышенное
Бездуховность           Духовность
Ненависть           Любовь
Простота           Сложность
Реальность           Мистика
Конкретность           Абстракция
Очевидность           Тайна
Однозначность           Многозначность
Женственность           Мужественность
Земное           Космическое

Шкала дифференцированных эмоций[18] (К. Изард)

Инструкция и интерпретация даны в редакции О. Елисеева, 1994.

Инструмент самоотчета, созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций. Шкала представляет собой список из тридцати прилагательных-определений (по три для каждой из десяти фундаментальных эмоций). Эти определения стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций.

С помощью шкалы дифференциальных эмоций можно оценивать ряд эмоциональных параметров:

· эмоциональное состояние в данный момент;

· динамику эмоциональных состояний в условиях воздействия художественного стимула (оценивается по качеству эмоционально­го состояния до и после воздействия);

· эмоциональную доминанту (черту) личности (оценивается по частоте, с которой в течение определенного времени переживается та или иная эмоция) (продолжительность времени может варьироваться);

· степень сложности эмоционального переживания;

· интенсивность эмоционального процесса (оценивается по степени выраженности каждого признака).

Инструкция. Оцените, пожалуйста, в 5-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент, проставив подходящую для вас цифру справа. Значения цифр: «1» – совсем не подходит, «2» – пожалуй, верно, «3» – верно, «4» – совершенно верно.

Шкалы эмоций в понятиях Сумма Фундаментальная эмоция
Внимательный Концентрированный Собранный   1. Интерес
Наслаждающийся Счастливый Радостный   2. Радость
Удивленный Изумленный Пораженный   3. Удивление
Унылый Печальный Сломленный   4. Горе
Взбешенный Гневный Безумный   5. Гнев
Чувствующий неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение   6. Отвращение
Презрительный Пренебрегающий Надменный   7. Презрение
Пугающий Страшный Сеющий панику   8. Страх
Застенчивый Робкий Стыдливый   9, Стыд
Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся   10. Вина

Обработка результатов:

Подсчитываются суммы баллов по каждой строке и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом, обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно оценить эмоциональное состояние человека.

Дополнительно можно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций:

К (самочувствие ) = сумма положительных эмоций / сумма отрицательных эмоций = (С123910) / (С45678)

Если К/с больше 1, то эмоциональное состояние соответствует положительному полюсу состояния, при К/с меньше 1 – отрицательному.

Методика «Градусник»(экспресс-вариант методики САН)

Цель. Оперативная оценка функционального состояния (самочувствия, активности и настроения).

   
С           Самочувствие
А           Активность
Н           Настроение

Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 –отличное.

Инструкция. Сначала оцените свое самочувствие и поставьте знак на соответствующем делении.

Аналогично оцените степень активности и настроение.

Опенка результатов:

Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:

С

К = (С=А=Н) / 3
А

Н

Возрастной диапазон использования экспресс-диагностики САН начинается с младшего школьного возраста (9-10 лет) при соответствующей подготовке и объяснении основных понятий.

В экспериментальной практике в сфере художественного образования и эстетического воспитания методика САН может быть использована в условиях изучения особенностей воздействия художественных текстов на функциональное состояние детей, в программах психокоррекционной практики (арттерапии), а также при изучении изменений функциональных состояний детей в результате и процессе обучения («эффект урока»).

Наши рекомендации