Карта эстетических координат
(полярные противоположности с пятибалльной шкалой)
№ п/п | |||||||
Прошлое | Будущее | ||||||
Смерть | Жизнь | ||||||
Статика | Динамика | ||||||
Поверхностность | Глубина | ||||||
Скованность | Свобода | ||||||
Стереотипность | Оригинальность | ||||||
Зло | Добро | ||||||
Безобразное | Прекрасное | ||||||
Мрак | Свет | ||||||
Трагедия | Счастье | ||||||
Преходящее | Вечное | ||||||
Конфликт | Покой | ||||||
Низменное | Возвышенное | ||||||
Бездуховность | Духовность | ||||||
Ненависть | Любовь | ||||||
Простота | Сложность | ||||||
Реальность | Мистика | ||||||
Конкретность | Абстракция | ||||||
Очевидность | Тайна | ||||||
Однозначность | Многозначность | ||||||
Женственность | Мужественность | ||||||
Земное | Космическое |
Шкала дифференцированных эмоций[18] (К. Изард)
Инструкция и интерпретация даны в редакции О. Елисеева, 1994.
Инструмент самоотчета, созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций. Шкала представляет собой список из тридцати прилагательных-определений (по три для каждой из десяти фундаментальных эмоций). Эти определения стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций.
С помощью шкалы дифференциальных эмоций можно оценивать ряд эмоциональных параметров:
· эмоциональное состояние в данный момент;
· динамику эмоциональных состояний в условиях воздействия художественного стимула (оценивается по качеству эмоционального состояния до и после воздействия);
· эмоциональную доминанту (черту) личности (оценивается по частоте, с которой в течение определенного времени переживается та или иная эмоция) (продолжительность времени может варьироваться);
· степень сложности эмоционального переживания;
· интенсивность эмоционального процесса (оценивается по степени выраженности каждого признака).
Инструкция. Оцените, пожалуйста, в 5-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент, проставив подходящую для вас цифру справа. Значения цифр: «1» – совсем не подходит, «2» – пожалуй, верно, «3» – верно, «4» – совершенно верно.
Шкалы эмоций в понятиях | Сумма | Фундаментальная эмоция | ||
Внимательный | Концентрированный | Собранный | 1. Интерес | |
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | 2. Радость | |
Удивленный | Изумленный | Пораженный | 3. Удивление | |
Унылый | Печальный | Сломленный | 4. Горе | |
Взбешенный | Гневный | Безумный | 5. Гнев | |
Чувствующий неприязнь | Чувствующий отвращение | Чувствующий омерзение | 6. Отвращение | |
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | 7. Презрение | |
Пугающий | Страшный | Сеющий панику | 8. Страх | |
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | 9, Стыд | |
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | 10. Вина |
Обработка результатов:
Подсчитываются суммы баллов по каждой строке и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом, обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно оценить эмоциональное состояние человека.
Дополнительно можно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций:
К (самочувствие ) = сумма положительных эмоций / сумма отрицательных эмоций = (С1+С2+С3+С9+С10) / (С4+С5+С6+С7+С8)
Если К/с больше 1, то эмоциональное состояние соответствует положительному полюсу состояния, при К/с меньше 1 – отрицательному.
Методика «Градусник»(экспресс-вариант методики САН)
Цель. Оперативная оценка функционального состояния (самочувствия, активности и настроения).
С | Самочувствие | |||||
А | Активность | |||||
Н | Настроение |
Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 –отличное.
Инструкция. Сначала оцените свое самочувствие и поставьте знак на соответствующем делении.
Аналогично оцените степень активности и настроение.
Опенка результатов:
Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:
С
К = (С=А=Н) / 3 |
Н
Возрастной диапазон использования экспресс-диагностики САН начинается с младшего школьного возраста (9-10 лет) при соответствующей подготовке и объяснении основных понятий.
В экспериментальной практике в сфере художественного образования и эстетического воспитания методика САН может быть использована в условиях изучения особенностей воздействия художественных текстов на функциональное состояние детей, в программах психокоррекционной практики (арттерапии), а также при изучении изменений функциональных состояний детей в результате и процессе обучения («эффект урока»).