Общественно-полезный труд.
Примерная схема составления социально-психологической характеристики школьного коллектива
1. Краткое описание школы в целом(район, статус школы, состав учащихся и т.д.)
2. Общие сведения о классеи истории его формирования (численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.).
Официально-деловые отношения в классе.
План работы (поручения, их выполняемость); учет интересов учащихся (общественные дела, их направленность); организация вечеров, конкурсов, экскурсий и т.д.
Межличностные отношения в классе.
а) Товарищество и дружба в классе.
Неофициальные лидеры, характер их влияния на класс, его причины, отношение к «вожакам» официальных лидеров; наличие «отверженных», возможные пути изменения отношения к ним товарищей; нейтральные.
Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в делах класса). Причины уважения и неуважения учащихся друг к другу. Дружеские пары и их характеристики по учебе, дружбе, интересам. Уровень группового сознания, моральные нормы. Отношения учащихся с классным руководителем, с отдельными учителями. Традиции в классе, проведение массовых мероприятий, праздников, вечеров; участие учеников. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;
б) эмоциональный фон класса, настроения в учебе, труде, общественных мероприятиях, развлечениях и во время отдыха.
в) коллективные переживания успехам и неудачам одноклассников, событиям внутри страны и за рубежом, приходу нового учителя, родителей, директора, ухода в другую школу одноклассников.
г) требовательность друг к другу, морально-аморальным поступкам одноклассников, сверстников, взрослых, малышей. Осуждение антиобщественных явлений (пьянства, драк, воровства), одобрение заслуживающих одобрение поступков взрослых, сверстников, учащихся младших классов. Требовательность к себе.
д) исполнительность, скромность, отзывчивость, общительность классного коллектива. Дисциплина.
5. Учебная деятельность коллектива:
а) успеваемость: отличники, неуспевающие. Причины. Перспективы ликвидации отставания по учебе. Взаимопомощь по учебе.
б) культура поведения в классе. Избирательность. Отношение к предметам. Причины. Факультативы, их роль, отношение учащихся к ним.
в) отношение учащихся к домашним заданиям. Своевременность, аккуратность, результативность выполнения домашних заданий. Взаимная помощь, коллективные подготовки. Отношение учащихся к дополнительным занятиям, консультациям.
Общественно-полезный труд.
Трудовые навыки и умения. Отношение к труду. Индивидуальные особенности отношения к труду. Участие класса в различных видах общественно-полезного труда. Энтузиазм и пассивность. Результаты. Виды общественно-полезного труда, в которых участвовали учащиеся. Оценка результатов.
7. Отношения коллектива с другими классами: место и роль классного коллектива в жизни школы. Участие класса в мероприятиях общешкольного характера. Межколлективные связи класса внутри школы.
8. Жизнь членов классного коллектива вне школы:друзья, интересы, увлечения. Посещение кино, театров, музеев, количество и результативность. Спорт в жизни класса. Чтение художественной литературы, тематика. Художественная самодеятельность. Культурные запросы, включая моду.
9. Влияние социального окружения,родителей и общественности на коллектив класса; отношение учеников класса к событиям внутри страны и за рубежом.
10. Характеристика отдельных школьников как членов коллектива.Анализ престижа и социальных ролей учащихся (ученик-общественник, спортсмен, участник художественной самодеятельности и т.п.); анализ конкретных фактов поведения учащегося, а также влияния отдельных школьников на коллектив.
11. Руководство классным коллективом.Личность классного руководителя. Образование, стаж. Сколько лет работает с данным классом. Отношение классного руководителя к классу. Культура, интересы классного руководителя. Отношение к классным, внеклассным мероприятиям, связь с родителями, отношение к ним. Инициативность, принципиальность, целеустремленность, умение управлять классом. Умение адекватно планировать содержание и организацию воспитательной работы в классе и претворять в жизнь планы. Знание индивидуальных особенностей учащихся. Авторитет среди учеников. Отношение к коллективу учителей. Оценка его директором, завучем.
12. Содержание работы, проведенной студентом-практикантом в целях развития межличностных отношений в классе, влияния на динамику классного коллектива.
13. Общие выводы.Специфические черты данного классного коллектива, которые можно выделить на основе анализа и обобщения всего изученного материала. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации. Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классным коллективом (со стороны учителей, классного руководителя, родителей, ученических общественных организаций).
!!! К характеристике обязательно прилагаются материалы, полученные через анкеты, беседы, психодиагностические методики и т.п. Без приложений этих материалов характеристики не принимаются, и педпрактика не засчитывается.
ОТЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ
Примерный объем социально-психолого-педагогической характеристики классного коллектива составляет от 5 до 7 стандартных машинописных страниц (14 шрифтом через 1,5 интервала). На титульном листе – традиционное оформление как и для рефератов, курсовых, с обязательным указанием фамилии студента, факультета … и фамилии методиста по психологии. Текст сдавать в отдельном (прозрачном) «файле» вместе с протоколами, заполненными бланками, результатами обработки. В тексте характеристики обязательно должны быть в обобщенном виде представлены и проинтерпретированы результаты психологической диагностики. Для качественного выполнения задания рекомендуется провести не менее двух психодиагностических методик. Особое внимание следует обратить на освещение последних (заключительных) пунктов характеристики, т.е. на психологические выводы и конкретные педагогические рекомендации относительно улучшения социально-психологического климата детского коллектива. Следует помнить, что социально-психологическое изучение коллектива выполняется с педагогическими целями.
Пример
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации
Горно-Алтайский государственный университет
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ