Общественно-полезный труд.

Трудовые навыки и умения. Отношение к труду. Индивидуальные особенности отношения к труду. Участие класса в различных видах общественно-полезного труда. Энтузиазм и пассивность. Результаты. Виды общественно-полезного труда, в которых участвовали учащиеся. Оценка результатов.

7. Отношения коллектива с другими классами: место и роль классного коллектива в жизни школы. Участие класса в мероприятиях общешкольного характера. Межколлективные связи класса внутри школы.

8. Жизнь членов классного коллектива вне школы:друзья, интересы, увлечения. Посещение кино, театров, музеев, количество и результативность. Спорт в жизни класса. Чтение художественной литературы, тематика. Художественная самодеятельность. Культурные запросы, включая моду.

9. Влияние социального окружения,родителей и общественности на коллектив класса; отношение учеников класса к событиям внутри страны и за рубежом.

10. Характеристика отдельных школьников как членов коллектива.Анализ престижа и социальных ролей учащихся (ученик-общественник, спортсмен, участник художественной самодеятельности и т.п.); анализ конкретных фактов поведения учащегося, а также влияния отдельных школьников на коллектив.

11. Руководство классным коллективом.Личность классного руководителя. Образование, стаж. Сколько лет работает с данным классом. Отношение классного руководителя к классу. Культура, интересы классного руководителя. Отношение к классным, внеклассным мероприятиям, связь с родителями, отношение к ним. Инициативность, принципиальность, целеустремленность, умение управлять классом. Умение адекватно планировать содержание и организацию воспитательной работы в классе и претворять в жизнь планы. Знание индивидуальных особенностей учащихся. Авторитет среди учеников. Отношение к коллективу учителей. Оценка его директором, завучем.

12. Содержание работы, проведенной студентом-практикантом в целях развития межличностных отношений в классе, влияния на динамику классного коллектива.

13. Общие выводы.Специфические черты данного классного коллектива, которые можно выделить на основе анализа и обобщения всего изученного материала. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации. Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классным коллективом (со стороны учителей, классного руководителя, родителей, ученических общественных организаций).

!!! К характеристике обязательно прилагаются материалы, полученные через анкеты, беседы, психодиагностические методики и т.п. Без приложений этих материалов характеристики не принимаются, и педпрактика не засчитывается.

ОТЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ

Примерный объем социально-психолого-педагогической характеристики классного коллектива составляет от 5 до 7 стандартных машинописных страниц (14 шрифтом через 1,5 интервала). На титульном листе – традиционное оформление как и для рефератов, курсовых, с обязательным указанием фамилии студента, факультета … и фамилии методиста по психологии. Текст сдавать в отдельном (прозрачном) «файле» вместе с протоколами, заполненными бланками, результатами обработки. В тексте характеристики обязательно должны быть в обобщенном виде представлены и проинтерпретированы результаты психологической диагностики. Для качественного выполнения задания рекомендуется провести не менее двух психодиагностических методик. Особое внимание следует обратить на освещение последних (заключительных) пунктов характеристики, т.е. на психологические выводы и конкретные педагогические рекомендации относительно улучшения социально-психологического климата детского коллектива. Следует помнить, что социально-психологическое изучение коллектива выполняется с педагогическими целями.

Приложение

ТЕСТЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СОЦИОМЕТРИЯ

Метод разработан Дж. Морено. В настоящее время имеет много модификаций.

Цель:Социометрический тест предназначен для диаг­ностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образо­ваний во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплочен­ности и эффективности деятельности.

Материалы:Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица.

Подготовка исследования: Обследованию может под­вергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодей­ствия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть од­ного или нескольких членов группы. Он формулиру­ется в виде определенного вопроса социометрическо­го теста. По содержанию критерии могут быть фор­мальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной дея­тельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с со­вместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы Вы хотели работать?») и нега­тивные («С кем бы Вы не хотели работать?»).

После выбора и формулировки критериев состав­ляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования: Перед началом опроса инструк­таж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследова­ния, подчеркнуть важность его результатов для груп­пы, показать, как нужно выполнять задания, гаранти­ровать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции:«При формирова­нии Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недо­статочно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоот­ношения в группе достаточно определились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу до­верия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследова­тель должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и на­поминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно напи­сать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

а) количество выборов ограничивается 3—5,

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает),

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в за­висимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки ре­зультатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных ре­зультатов — третий.

Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение: за отрицательный выбор.

В настоящем пособии приведен пример обследова­ния группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

Наши рекомендации