Основная задача педагога дополнительного образования — воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности
Схема занятия может выглядеть следующим образом.
1. Мотивационно-ориентировочный этап:
· организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия;
· выявление имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы;
· создание ориентировочной схемы действия; алгоритм действия.
2. Исполнительный этап:
· упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков.
3. Рефлексивно-оценочный этап:
· подведение итогов занятия, формулирования выводов, выражение эмоционального отношения к результатам деятельности.
Чтобы превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем, необходимо соблюдение следующих требований:
· организация работы детей на доступном для них уровне с учетом возможностей и интересов;
· четкое поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;
· установка не на запоминание учебной информации, а на смысловое практическое осознание полученных знаний, умений и навыков;
· организация «обратной связи», которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;
· создание оптимальных условий для самообразования, творческого развития ребенка;
· индивидуальный подход на всех учебных занятиях, с учетом цели и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания его способностей, потребностей, склонностей и структуры нарушения.
Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, необходимо исходить из того, что каждое учебное занятие или воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования детей должно обеспечивать развитие личности в интеллектуальном и социальном планах.
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования жесткой регламентации деятельности, доверительные и демократичные взаимоотношения: детей и взрослых, комфортные условия для творческого и индивидуального развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (в частности с нарушениями слуха), адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно ориентированных технологий в практику их деятельности.
Цель технологии личностно ориентированного обучения — максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, оно создает условия для вовлечения ребенка в естественные виды деятельности. Содержание, методы и приемы технологий личностно ориентированного обучения направлены прежде всего на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика и на помощь становлению личности путем организации познавательной деятельности, учета индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
В центре технологии личностно ориентированного обучения — индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу составляют дифференциация и индивидуализация обучения -
В учреждениях дополнительного образования возможно применение следующих вариантов дифференциации:
· комплектование учебных групп однородного состава;
· внутригрупповая дифференциация (разделение по уровням познавательного интереса);
· профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций для детей и родителей.
В условиях дополнительного образования существует реальная возможность отводить для детей время, соответствующее их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются в зависимости от темпа обучения (высокий, средний, низкий), в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления.
Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на зону ближайшего развития ученика. Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей. Главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопомощи, взаимообучения.
Содержательной основой уровней дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Эта практика широко распространена в системе дополнительного образования: каждому ученику предлагается усвоить программу, соответствующую его возможностям, что особенно важно по отношению к детям с проблемами в развитии.
Учебный план учреждений дополнительного образования предоставляет ребенку широкий спектр образовательных и развивающих дисциплин, что дает ему возможность свободного выбора и поиска своей индивидуальности.
Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т. е. осуществить социально-педагогическую пробу личности. Дети, интересующиеся определенным предметом, объединяются в одну группу. Таким образом происходит дифференциация по интересам.
Важной задачей технологии дифференцированного обучения по интересам является определение наклонностей, способностей детей.
В учреждениях дополнительного образования разработана система психолого-педагогической диагностики:
· ежегодный опрос учащихся, педагогов, родителей;
· тестирование развития специальных способностей;
· профориентационная диагностика и профконсультирование;
· определение интересов и других показателей для дифференциации обучения.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.