Организация работы методической службы базовой (опорной) школы
Мухартова Н.Е.,
Лисицкая И.В.
Одно из необходимых условий, обеспечивающих высокое качество получаемого образования, сформулировано в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года - повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.
Качественную перестройку системы гимназической научно-методической работы в условиях перехода на новый информационно-технологический уровень с учетом цивилизационного подхода, глубоких социально-экономических, экологических и демографических изменений диктуют также глобальные вызовы XXI века.
Россия как современная цивилизация осуществляет непрерывное повышение требований к современному руководителю, к показателям его управленческой компетентности, что постоянно, каждый раз на новом уровне, обостряет проблему оценки качества механизмов управления профессиональной компетентностью педагога, а, следовательно, и прогрессивного развития в целом системы научно-методической поддержки в гимназии.
Для решения этих задач в образовательном учреждении необходимо активное продолжение поиска наиболее эффективных технологий управления гимназией и повышения уровня профессиональной компетентности руководителей и педагогов.
Современными учеными выделяется ряд закономерностей процесса управления методической службой, отражающих развитие требований к качеству управления этой важной внутришкольной подсистемой.
1. Закономерность единства управления методической службой, отражающая такие взаимоотношения между элементами системы управления, которые позволяют судить о целостности каждого элемента и его зависимости от других элементов системы. (Проявляется в процессе формирования системы управления и в наличии различных типов характеристик звеньев системы управления).
2. Закономерность сочетания централизации и децентрализациив управлении методической службой. (Находится в объективной зависимости от современных социально-экономических процессов в стране и за рубежом).
3. Закономерность соотношения управляющей и управляемой систем.
4. Закономерность воздействия общих функций управления на конечный результат
Научностьв организации работы методической службы находит своё отражение в опоре на рекомендации передовой педагогической и психологической науки. Коллегиальность методической работы является условием и одновременно показателем эффективности её корпоративной организации. Успешная методическая работа – плод только коллективного труда.
Современный подход к организации деятельности методической службы связан с
· перестройкой управления гимназией и, в частности, внутришкольного контроля, ориентирующегося на снятие напряжения учителя, через вовлечение его в систему управленческого мониторинга и включения в принятие управленческих решений (матричная система управления);
· изменением задач и направлений деятельности методической службы в рамках сетевого взаимодействия;
· изменением задач и направлений деятельности психолого-социологической службы;
· изменением содержания работы педагогического и методического советов гимназии, а также с рядом других структурно -функциональных и организационных преобразований.
Основные функции методической службы в рамках реализации сетевого взаимодействия в гимназии были определены следующие:
Аналитическая
· анализ информации об окружающей среде;
· анализ потребностей рынка труда г. Белгорода;
· анализ запросов основных потребителей;
Организационная
· организация сетевого взаимодействия, координация деятельности объектов сети;
· организация обмена ресурсами (кадровые, информационные, научно-технические, учебно-методические);
· организация движения учащихся, в том числе для получения качественных образовательных услуг различного уровня.
Информационная
· организация информационных потоков внутри сети (учащихся, родителей, педагогов)
· организация рекламной деятельности (дни открытых дверей, открытый микрофон, презентация курсов, ярмарка и др; использование средств массовой информации, различных виды уличной рекламы)
· создание «информационно-образовательной карты» муниципальной территории для содействия ученикам в выборе их образовательного маршрута