Семинар 32. Тема: Современный учебник иностранного языка

Вопросы

1. Анализ современных методических систем обучения иностранным языкам.

2. Современные требования к построению учебных программ, вариативности.

3. Сопоставительный, методический и лингвосоциокультурный анализ отечественных и зарубежных УМК.

4. Проанализируйте УМК с точки зрения обучения. Определите содержание одной из учебных тем.

5. Составьте перечень УМК, вошедших в федеральный комплект учебных материалов; наиболее широко используемых зарубежных курсов.

6. Проанализируйте учебник и другие компоненты УМК с точки зрения поставленных целей: какие упражнения и тексты позволяют реализовать практические, образовательные, воспитательные и развивающие цели.

Литература

Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М. : ООО»Издательство Астрель» : ООО»Издательство Аст», 2004. – 380с.

Программа средней общеобразовательной школы // Иностранные языки. Мн.: НМ Центр, 1999. 110 с.

Верещагина И.В., Притыкина Т.А. Книга для учителя к учебнику английского языка для школ с углубленным изучением иностранного языка. – М.: Просвещение, 1991.

Миролюбов А.А. и др. К проблеме аттестации учителей иностранного языка // ИЯШ. 1995. №6. С. 2-17.

Пассов Е.И. Методическое мастерство учителя иноязычной культуры // Учитель иностранного языка, Мастерство и личность. М.,1993.

Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. С.211-219.

Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. С. 220-222.

Клементьева Т.В., Монк Б. Happy English. – М.: Просвещение, 1993.

Клементьева Т.В., Монк Б. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

Верещагина И.В., Притыкина Т.А. Английский язык: Учебник для школ с углубленным изучением иностранного языка. – М.: Просвещение, 1994.

Семинар 33. Тема: Культурологический подход к обучению иностранным языкам

Вопросы

1. Сущность культурологического подхода.

2. Понятие «социокультурная компетенция».

3. Содержание социокультурного компонента в обучении иностранному языку.

4. Роль культурологических материалов в формировании мотивации в изучении иностранных языков.

Практические задания

Определите цели и задачи культурологического подхода и выделите основные положения, на которых он базируется.

Выделите основные виды мотивации в изучении иностранных языков и определите роль лингвострановедческих материалов в их формировании.

Изучите принципы отбора содержания социокультурного компонента в обучении иностранным языкам. Проанализируйте учебники по иностранным языкам для средней школы (старший этап) с точки зрения реализации этих признаков.

Ознакомьтесь с возможными путями и способами реализации культурологического подхода к обучению иностранным языкам:

использование аутентичных текстов для чтения и восприятия речи на слух;

формирование «фоновых знаний», способствующих овладению усузом изучаемого иностранного языка;

знакомство с реалиями, традициями и обычаями страны изучаемого языка;

использование аутентичного, иллюстративного материала (респродукций, объявлений, афиш, и т.п.), газет и журналов, издаваемых в стране изучаемого языка;

разыгрывание аутентичных диалогов и скетчей, иллюстрирующих особенности речевого и неречевого поведения носителей изучаемого языка;

проведение ролевых игр, драматизаций, симуляций (simulations);

использование национальных масок, кукол, традиционных персонажей зарубежной культуры;

накомство с фольклором страны изучаемого языка;

изучение литературы, музыки и живописи страны изучаемого языка;

использование на занятиях реальных предметов, отражающих национальные особенности страны изучаемого языка (деньги, чеки, марки, билеты, костюмы и т.п.);

встречи с носителями изучаемого языка на уроках в школе;

общение с зарубежными сверстниками, в том числе через электронную почту и сеть Интернет;

проведение заочных экскурсий с целью изучения достопримечательностей страны изучаемого языка;

разработка учащимися проектов (экскурсионных проспектов, лингвострановедческих справочников, буклетов, журналов и др.);

использование записей передач спутникового телевидения.

Литература

Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М. : ООО»Издательство Астрель» : ООО»Издательство Аст», 2004. – 380с.

Программа средней общеобразовательной школы // Иностранные языки. Мн.: НМ Центр, 1999. 110 с.

Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? // ИЯШ. 1996.№6.С.22-27.

Томахин Г.Д. Реалии в языке и культуре // ИЯШ. 1997.№3.С13-15.

Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М:. Просвещение, 1991.С.5-19.

Никитенко З.Н., Осиянова О.М. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников // ИЯШ.1994.№5.

Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста // ИЯШ.1999.С.11-18.

Крупко А.Г. Лингвострановедческий подход в обучении французскому языку как фактор развивающего обучения // ИЯШ.1990.№6.С.20-26.

Городникова М.Д., Добровольский Д.О. Межличностное речевое общение (лингвистические аспекты) // ИЯШ.1992.№3,4юС.45-50.

Наши рекомендации