Особенность воспитания. Принципы и методы
Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий; научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя с воспитанниками с целью:
· организации воспитательной среды;
· создания условия для самоорганизации их жизни;
· психолого-педагогических воздействий на сознание и поведение;
· стимулирования их деятельности;
· инициации процесса самовоспитания.
Существует традиционное деление общих методов воспитания на три группы:
1) методы формирования сознания личности – рассказ, беседа, диспут, лекция, пример;
2) методы организации деятельности воспитанников и формирования опыта общественного поведения – приучение, упражнение, требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций;
3) методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение, наказание, соревнование.
Метод убеждения –обеспечивает формирование мировоззрения на основе апелляций к опыту, чувствам, эмоциям, интеллекту
Метод упражнения– это система отрегулированного поведения воспитанников в типичных ситуациях: организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, позволяющей накапливать опыт адекватного поведения в обществе.
Метод примера – это целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров.
Метод поощрения– внешнее активное стимулирование, целями которого можно считать закрепление достигнутых результатов и побуждение к активной, инициативной творческой деятельности.
Метод принуждения – система мер, целью применения которой является побуждение воспитанников к выполнению неких действий (обязанностей) вопреки желанию.
Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы воспитания определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов воспитания.
Пр.гуманистической направленностипредполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.
Пр.природосообразностивоспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста.
Пр. культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.
Пр.вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества.
Пр.коллективности социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе.
Пр. центрациистратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.
Пр.диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых.