Характеристика и особенности средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой часто мах мощностью в упр, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающее предельной величины. Они проявляются в ДД, в которых требуется значительная сила мышц и быстрота движений. К скоростно -силовым возможностям относят: 1) быструю силу (хар-ся непредельным напряжением мышц проявляемых в упр, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины); 2) взрывную силу (отражает способность человека по ходу выполнения движения достигать максимальных показателей силы за короткое время). Взрывная сила хар-ся 2 компонентами: Стартовая сила (хар-ка способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения) и Ускоряющая сила (способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения).
Существует два направления воспитания скоростно-силовых способностей: одно связано с их совершенствованием в преодолевающем режиме работы, другое — в уступающем режиме.
В преодолевающей форме проблема воспитания скоростно-силовых способностей заключается в нахождении оптимально соотношения силы и скорости применительно к целевым двиг действиям.
Основные методические требования при совершенствовании скоростно-силовых способностей в преодолевающем режиме сводятся к следующему:
1. Применяемые в занятиях отягощения должны быть непредельными и каждое повторение выполняется с максимально возможной в этих условиях скоростью. При этом величина отягощений может увеличиваться до такого уровня, чтобы, во-первых, не произошло заметное замедление быстроты выполнения по отношению к скорости соревновательного упражнения, во-вторых, чтобы существенно не нарушалась техника его выполнения.
2. Величина применяемых отягощений в решающей мере зависит от удельного веса силового и скоростного компонентов, типичных для целевой деятельности. В частности, с увеличением доли силовых способностей возрастает диапазон повышенных отягощений и наоборот.
3. С целью увеличения скоростно-силовых способностей можно использовать методы отдельного развития только силы или только быстроты. В этом случае лучший эффект достигается при параллельном развитии этих качеств.
4. При скоростно-силовой тренировке нецелесообразно заниматься в состоянии утомления, т.к. оно вызывает замедление выполняемых движений.
Число повторений в одном подходе не должно быть большим и в целом оно лимитируется началом замедления движения. Количество подходов также определяется факторов снижения скорости движения. Интервалы отдыха между подходами делаются продолжительными (от 3 до 6—8 мин) чтобы обеспечить восстановление работоспособности. С целью гармонического развития силовых способностей нужно уделять должное внимание воспитанию силы также в уступающем режиме.
В спортивной тренировке, связанной с работой в уступающем режиме, упражнения получили образное название «ударных». «Ударные» упражнения предназначены для воздействия на реактивные свойства двигательного аппарата.
31. Сущность двигательно-координационных способностей, задачи их воспитания.
Координационные способности – совокупность св-в чел.прявл.в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления ДД и их регуляцией.
КС делятся на 3 группы:
1. Способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движения.
2. Способность поддерживать статическую позу и динамическое равновесие.
3. Способность выполнять двиг действие без изменений мышечной напряженности.
Проявление координац способностей зависит от ряда факторов( 1.способность человека к точному анализу движений 2.деятельность анализаторов и особенно двигательного 3.сложности двиг задания 4.уровня развития физ способностей.5.смелости и решительности 6.возраста 7.общей подготовленности занимающихся
Задачи:
1. По разностороннему развитию(в дошкольном возрасте и базовом ФВ, достигнутый уровень развития КС создает предпосылки для соверш.двигательной д-ти).
2. По специально направленному развитию КС(быстрее овладевают ДД, пополняют двигательный опыт, умения экономно расходовать энергетические ресурсы, удовлетворения от новых движений \).